Народы Юго-Восточной Азии говорят на языках сино-тибетской семьи (включает китайскую и тибето-бирманскую группы); тайской семьи; австроазиатской и австронезийской семей и некоторых других языках, чья принадлежность к определенным семьям еще не установлена. Хозяйство. В Юго-Восточной Азии распространены самые разнообразные виды хозяйственной деятельности, существует большое многообразие хозяйственно-культурных типов — от очень примитивных до высокоразвитых. До наших дней в трудно доступных тропических лесах еще встречаются небольшие группы населения, добывающие средства к существованию бродячей охотой и собирательством. Более распространен хозяйственно-культурный тип мотыжных земледельцев, обрабатывающих поля на выжженных участках леса (подсечно-огневой тип земледелия) без применения искусственного орошения, а также на примитивно орошаемых полях. На острове Мадура часть населения занята животноводством. На берегах морей и озер живут рыболовы. Впрочем, рыболовство сочетается обычно с другими видами хозяйственной деятельности. Главным видом занятий подавляющего большинства обитателей Юго-Восточной Азии является плужное земледелие, в первую очередь рисосеяние на заливных равнинных или террасных полях.
|
|
Материальная культура. Орудия труда очень различны у народов, стоящих на разных уровнях социально-экономического развития и относящихся к разным хозяйственно-культурным типам. Мотыги далеко не всегда сделаны из металла и тем более не обязательно фабричного производства. Железные мотыги выковывает обычно деревенский кузнец или сам владелец. Но часто мотыга — это всего лишь палка-копалка (или сажальный кол), представляющая собой заостренную и обожженную на огне палку. Столь же просты и другие орудия труда из дерева, кости, камня, раковин, металла. Охотничье и боевое оружие чаще покупное, но встречаются и традиционные предметы вооружения: луки и стрелы, иногда отравленные, духовые трубки, мечи, ножи. Традиционное вооружение составляет, как правило, обязательную принадлежность мужского праздничного костюма. У многих народов, например у даяков, мечи считаются священными предметами и передаются по наследству от отца к сыну. Традиционные орудия и вооружение бытуют у народов, обитающих на периферии классовых обществ. Они довольно разнообразны у охотников и собирателей Юго-Восточной Азии и часто представляют собой настоящие произведения искусства Поселения и жилища в Юго-Восточной Азии очень разнообразны, но вместе с тем имеют и много общего. Значительная часть народов Юго-Восточной Азии сооружает постройки на сваях, на которые настилается пол, устанавливаются стены и крыша. Традиция эта сложилась в приморской полосе, где прилив и прибой заливали дома, стоящие прямо на земле. Материалом для полов жилищ и стен служат бамбук, расщепленные стволы пальм. Крыша обычно двускатная (прямая или седловидная), иногда коническая. Кроется листьями пальмы. Зажиточное население нередко строит теперь коттеджи современного типа из покупных материалов. Во Вьетнаме обычны наземные дома с кирпично-глинобитным или земляным заполнением каркасных стен.У сельского населения Лаоса, Таиланда, некоторых местностей Бирмы и Малакки дома возводятся на сваях и сооружаются из подручных материалов. В Индонезии на разных островах распространены различные типы жилых и хозяйственных построек. Одежда народов Юго-Восточной Азии внешне разнообразна, особенно в отделке, но имеет в основных чертах много общего. В старину были широко распространены различные виды несшивной одежды, постепенно вытесняемой сшивной. Так, во Вьетнаме мужская одежда состояла из набедренной повязки, широких штанов и короткой куртки или халата. На голову надевали конусовидную шляпу. Традиционный женский костюм состоял из нательной распашной кофты, длинных штанов, в холодное время стеганой куртки или халата. Головной убор составляла плетеная шляпа. И мужчины и женщины носили на ногах сандалии. Излюбленным цветом одежды был белый и черный.Семья и общественный строй. Для более развитых народов до недавнего времени было характерно сохранение традиций родовых общин и больших семей главным образом в патриархальной, но, как исключение, и в матрилокальной форме (например, у минангкабау).Архаические формы семьи повсеместно сменились моногамными семьями. На семейно-брачные отношения большей части народов Юго-Восточной Азии сильный отпечаток наложили религиозные обычаи: в Индокитае— буддийские, в Индонезии и на Малакке— мусульманские, на Филиппинах — христианские. Так, в областях, где получил распространение ислам, существует полигамия.Духовная культура-для них характерны глубокие народные традиции и связи с культурой соседних народов. Уже в средние века во многих странах этого региона существовали развитые наука культура, искусство, была создана обширная духовная и светская литература. Но в период колонизации, колонизаторы проводили политику угнетения и эксплуатации, подавления культурной самостоятельности, тормозили развитие образования населения. Но традиции выжили.Так, у вьетнамцев широко распространены различные жанры эпических произведений.Богато представлен фольклор в Таиланде. Знамениты бирманский и кхмерский балет. В Индонезии издавна большой любовью пользуется народный театр теней ваянг-пурво, в котором исполняют пьесы героического содержания
|
|
|
Народы Южной Европы (Италия, Греция, Португалия, Испания, Хорватия, Черногория, Сербия,Албания, Босния и Герцеговина, Болгария)
Боснийцы. Самоназвание – муслимане, босанцы. Население Боснии и Герцеговины. Живут также в Югославии, Хорватии, Турции. Общая численность – 2,1 млн. чел. Язык сербско-хорватский. В лексике много заимствований из турецкого и других восточных языков. Верующие – мусульмане-сунниты. Боснийцы – название принявшего ислам во время османского владычества населения исторической области Босния и Герцеговина, в основном сербов и хорватов. Основа культуры боснийцев – древняя славянская, но на нее наслоились черты, привнесенные турками и другими выходцами из Малой Азии. Сильнее всего это влияние чувствуется в архитектуре городов (мечети, большие базары, выступающие верхние этажи домов), в планировке жилищ – деление на мужскую и женскую половины, в пище – обилие жирных блюд и сластей, в одежде – шаровары и фески, в семейной и особенно в религиозной жизни, в личных именах.
Черногорцы. Говорят на штокавском диалекте сербского языка. Письменность на основе кириллицы. Верующие в основном православные, есть мусульмане.
Основу традиционного хозяйства составляло отгонное скотоводство, преимущественно овцеводство, а также земледелие. Для земледелия черногорцы расчищали и отгораживали участки в предгорьях и приносили землю в корзинах. На склонах гор, в долинах и особенно на побережье Адриатики выращивали фрукты, занимались рыболовством.
Традиционные сельские поселения имели преимущественно разбросанную планировку, позднее появились скученные села. Обычно они делились на кварталы, населенные родственниками
Традиционная пища – хлеб, каши, кукуруза, картофель, фасоль, капуста. В Приморье едят больше овощей и рыбу, в горах – молочные продукты, особенно из овечьего молока. Свежее мясо ели мало, его заготавливали впрок на зиму – солили, сушили, коптили. На праздник жарили на вертеле барана или поросенка.
Характерной особенностью Черногории еще в 19 в. было существование родо-племенной организации. Это позднее явление связывалось, вероятно, с Османским завоеванием. Преобладала малая семья. Женщина должна была беспрекословно подчиняться мужчине – отцу. Брату, мужу и его родственникам. Были распространены обычаи побратимства и посестримства. Дольше чем в других областях Югославии у черногорцев сохранялся народный эпос.
Болгары. Говорят на болгарском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. Верующие в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов, значительна группы мусульман.
Традиционные занятия Болгар – пашенное земледелие и скотоводство. В городах – ремесло, в 19 веке зародилась промышленность. аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов, среди которых особенно известны огородничество и строительные ремесла.
Традиционные поселения имеют кучевую, в горах - разбросанно- кучевую планировку. Распространяется уличная планировка. Традиционное жилище на равнине – одноэтажное, в горах – два-три этажа с нависанием верхних над нижними.
Этническая традиция устойчива в пище и режиме питания. Характерно тушение овощей и мяса в острых соусах, жаренье мяса на решетке. Важное место в питании занимает хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты, прохладительные напитки, кофе.
Много своеобразия сохраняет народная праздничная культура. Новогодние поздравления по старому обычаю – посещения домов родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни. 1 марта болгары отмечают приход весны. Они прикалывают к груди мартеницы – поделки из красных и белых ниток (символы здоровья и долголетия). Их носят весь месяц. Воскресенье на масленичной неделе называется Сырнице – в этот день все родственники собираются в доме старшего из них. Обрядовое блюдо в этот день – халва.
Албанцы. Говорят на албанской языке, это отдельная группа индоевропейской семьи.
В 17-18 вв. вследствие жестокой дискриминации христианское большинство албанцев перешло в ислам..
Традиционное хозяйство в низменных районах – земледелие, в горных – отгонное скотоводство. Основа пищи – кукурузный или пшеничный хлеб, у земледельцев преобладали овощные. У скотоводов – молочные блюда. Планировка сел в горах – кучевая и разбросанная, в долинах и городах – кучевая. По мусульманской традиции городские дома были расположены в глубине закрытых дворов. Традиционное жилище в горах – средиземноморского типа: двухэтажные каменные дома под крутыми крышами, в долинах – небольшие хижины из камня, глинобитные, плетеные или дощатые. Для северной Албании в прошлом характерны укрепленные дома-башни (кулы). Для интерьера сельских и городских жилищ характерно обилие ковров, драпировок.
Традиционная одежда – у скотоводов из шерстяных тканей, земледельцев – из шерстяных, льняных, шелковых, хлопчато-бумажных преобладающие цвета – белый, черный, красный. Одежда украшалась вышивкой, аппликацией, кружевами, декоративными шнурами.
Сербы. Сербы говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих – православные, незначительная часть – католики и протестанты., есть мусульмане-сунниты.
В прошлом сербы занимались в основном сельским хозяйством, в основном земледелием, садоводством, виноградарством. Для них было характерно два типа расселения. В горных областях Динарского массива – разбросанный, в восточной области – скученный.
Традиционные жилища сербов – деревянные, срубные, а также каменные и каркасные. Дома строились на высоком фундаменте с четырех- и двухскатными крышами. Каменные дома могли иметь два этажа. На первом размещались хозяйственные помещения, на втором – жилые
Для общественной жизни для сербов характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ. У сербов существовало два типа семьи – малая и большая, задружная. Еще в первой половине Х1Х века задруга была широко распространена. Для нее были характерны коллективное владение землей и имуществом, коллективное потребление. Среди обычаев большое значение имели обычаи побратимства и посестринства, институт кумовства.
Хорваты. Говорят на хорватском языке южной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинской графики. Верующие – католики, небольшая часть – православные, протестанты, а также мусульмане.
Традиционные занятия – земледелие, садоводство, виноградарство, животноводство.
Традиционное жилище каменное, срубное или каркасное с двускатной крышей. В холмистых местностях дома строили преимущественно одноэтажные с высоким фундаментом, на побережье и на островах – двухэтажные.
Традиционная одежда была преимущественно льняной или суконной, в Приморье также из шелковых тканей. Особенностью является обилие металлических украшений в праздничной одежде хорватов, особенно в Динарской области.
У хорватов долгое время сохранялись общинные традиции – взаимопомощь, самоуправление и т.д. еще в 19 в. существовали пережитки мужских союзов, задружная семья. Разложение задруг началось раньше в Приморье, в остальных областях Хорватии их разделы отмечались в конце 19 в.
ИТАЛЬЯНЦЫ, Говорят на итальянском языке романской группы индоевропейской семьи. Большая часть итальянцев — католики.
При высокоразвитой промышленности в Италии сохраняются традиционные отрасли сельского хозяйства — пашенное земледелие, виноградарство, садоводство (в том числе цитрусовые), разведение крупного и мелкого рогатого скота.
Основной материал для постройки сельского жилища — камень. В области Апулия бытуют архаичные круглые в плане постройки (например, так называемые трулли).
Пища итальянцев отличается разнообразием, обилием овощей и фруктов. Многие области и отдельные города славятся своими местными блюдами. Однако в режиме питания итальянцев всех регионов много общего. Завтрак итальянцев, как правило, лёгкий, в деревне он состоит из хлеба и сыра, в городе — из маленькой чашки чёрного кофе с небольшой булочкой. Первое блюдо обеда (минестра) чаще всего из макаронных изделий, второе — рыбное или мясное. Обычный десерт — фрукты и сыр. Наиболее популярны такие сорта, как модзарелла, пекорино, рикотта и некоторые др.
Непременная принадлежность обеда — сухое вино. В ряде праздников (Рождество, Богоявление, Пасха, день Сан Джованни) христианские обряды переплетаются с языческими. Италия — родина карнавала, который обычно проводится в городах, сопровождаясь ряжением и бурным весельем. В этом народном празднике прослеживаются как древние дохристианские корни (ритуальное сожжение чучела), так и веяния нового времени (например, распространение карикатурных масок героев сказок Андерсена, братьев Гримм, персонажей Диснея, известных политических деятелей, артистов и пр.).
ГРЕКИ, Говорят на новогреческом языке (отдельная группа индоевропейской семьи). Верующие — православные.
Греки выращивают высокотоварные субтропические культуры, прежде всего оливки и виноград, а также цитрусовые, орехи, табак и др.; из зерновых — пшеницу, просо, ячмень, кукурузу, овёс, рожь. На побережье и островах греки занимаются мореходством, рыболовством, добыванием моллюсков и губок. В многоотраслевой промышленности занята 1/5 работающих по найму. Развиты народные ремёсла и художественные промыслы — гончарное, кузнечное дело, домашнее ткачество, вышивка, ковроделие.В основе традиционного костюма (имеет много вариантов, сохранился лишь в фольклорном реквизите) древний общебалканский элемент — плечевая распашная или глухая одежда. Женщины носили платье в талию, богато орнаментированные передники, на северо-востоке — закрытый сарафан, на северо-западе — распашную безрукавную одежду. Характерны металлические украшения и вышивки, широкие пояса с серебряными и позолоченными пряжками, полотенчатые головные уборы (наряду с ними — платки и маленькие шапочки).
Пища — главным образом растительная. Излюбленные блюда — фасоль, голубцы, овощные рагу, маринованные маслины. Из молочных продуктов употребляют сыр и кислое молоко. Традиционные праздники — масленица, Пасха, майский праздник, новогодние календы, сопровождающиеся красочными обрядами, карнавальными гуляниями. Сохранился богатый исторический фольклор — песни, сказы, плачи, воспевающие борцов за независимость.
^ Народы Восточной Европы (Чехия, Слования, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Россия, Украина, Молдова)
ЧЕХИ,
Говорят на чешском языке западной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Верующие — главным образом католики, есть протестанты.
Традиционное занятие чехов — земледелие (зерновые культуры, сахарная свёкла, кормовые культуры, хмелеводство, садоводство, овощеводство). Большую роль играет животноводство (крупный рогатый скот, свиноводство и птицеводство). Народные промыслы — изготовление изделий из стекла, керамики и фаянса, плетёных кружев, вышивка. Современные чехи преимущественно заняты в промышленности.
Чехи отмечают многие календарные праздники. Рождество празднуется с ближайшими родственниками, под украшенное рождественское дерево прячут подарки. Масленица («мясопуст») отмечается в основном сельской молодёжью: ряженые с музыкантами ходят по домам с колядками, получая угощение, вечером устраиваются танцы в трактире. Веселье кончается шуточными похоронами символа.
СЛОВЕНЦЫ, Словенцы говорят на словенском языке славянской группы индоевропейской семьи. Верующие словенцы — католики, незначительная часть — протестанты и православные.
Традиционный костюм исчез из повседневного быта, хотя его отдельные элементы ещё встречаются. Основные элементы мужской народной одежды — рубаха и штаны, а также различные жилеты, куртки, шляпы и т. д. У женщин — короткие рубахи, нередко украшенные вышивками и кружевами, жилеты, юбки (иногда несколько), фартуки, пояса, платки.
Основа традиционной пищи — блюда из муки и круп: каши, клёцки; овощи (капуста, репа, картофель, фасоль); мясо (копчёная свинина, козлятина или баранина) чаще по праздникам или во время тяжёлых работ.
Для традиционной общественной жизни словенцев характерны различные обычаи коллективного труда и взаимопомощи, в частности во время срочных сельскохозяйственных работ, при постройке дома.
Семья простая (малая). Сложные (большие) семьи (задруги) для словенцев не были характерны (изредка встречались в пограничных областях их расселения). Предполагают, что в раннем средневековье задруга существовала и у словенцев, но социально-экономическое развитие привело к её исчезновению раньше, чем в других югославских областях.
Традиционные обычаи (календарные, семейные) сохранились меньше, чем у других народов Союзной Республики Югославия, хотя отдельные элементы их бытуют. Для фольклора словенцев характерен жанр баллады.
ПОЛЯКИ. Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — в основном католики, есть протестанты.
Главныеотрасли сельского хозяйства — земледелие и животноводство; основное направление — возделывание зерновых культур, значительная часть посевных площадей занимает картофель. Важное значение имеют овощеводство, садоводство.
Подсобные занятия — пчеловодство, сбор грибов и ягод.
Традиционные типы сельских поселений: уличные деревни, окольницы и овальницы с домами, расположенными вокруг центральной площади или пруда (радиальная планировка).
Сохранилась верхняя мужская одежда — сукман.. Зимняя одежда гуралей — кожухи.
Поляки сохранили немало традиционных способов приготовления пищи. В горных районах делают фигурные сыры, кислый освежающий напиток из молока.
Семья преимущественно малая (простая), менее распространена расширенная (сложная) семья.
24. народы Прибалтики.
ЛАТЫШИ, Говорят на латышском языке балтской группы индоевропейской семьи. Верующие латыши — в основном протестанты (главным образом лютеране), в Латгалии — католики.
Предками латышей были балтские племена, поселившиеся на территории Латвии в 3—2-м тысячелетии до нашей эры..
Традиционные занятия — земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии — лён) и животноводство (крупный рогатый молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье — рыболовство. Традиционные ремёсла — обработка дерева, кожи, металла, янтаря, ткачество. У латышей различных областей — Латгалии, Курземе, Видземе, Земгалии и др. сохраняются особенности в культуре.
Семья малая патрилинейная. Наиболее развитые виды прикладного искусства — художественное ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже.
Основные музыкальные инструменты — кокле (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др.
ЛИТОВЦЫ, Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской семьи. Верующие — главным образом католики.
Основное традиционное занятие литовцев — пашенное земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с конца XVIII века — картофель. Традиционные ремёсла — ткачество, вышивка, кузнечное, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство.
ЭСТОНЦЫ, Говорят на эстонском языке прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Верующие — в основном лютеране, широко распространены пиетистские течения. Есть православные. Эстонцы сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения древнего аборигенного населения и пришедших с востока в 3-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён.
Главным занятиями эстонцев были пашенное земледелие (рожь, ячмень, лён, бобовые), животноводство (молочный скот, свиньи, овцы). Со второй половины XIX века распространяются товарное производство льна, картофеля, молочное животноводство, рыболовство. Развивается промышленность, главным образом текстильная и машиностроение.
Старинные музыкальные инструменты — каннеле (типа гуслей), деревянные трубы, козьи рожки, свирели, волынки. Сохраняются некоторые народные обычаи, например празднование Иванова дня с зажиганием костров, песнями, качанием на качелях. Развито прикладное искусство (узорное ткачество, вышивка и вязание, плетение кружев, обработка кожи, серебра, на западе — резьба и выжигание по дереву и др.).
Русские – Сельское хозяйство, народный календарь
Кухня. Пища и способы ее приготовления являются существенными показателями уровня культуры народа и специфики развития его хозяйства. Ведущей отраслью хозяйства русских было зерновое земледелие – мучные изделия в разнообразных видах являлись основой питания. Мучные изделия готовили на протяжение всего года. Основным видом был хлеб из кислого теста, заквашенного дрожжами, квасной или пивной гущей. Пекли хлеб в русской печи, чаще всего на чисто выметенном полу. В севернорусских областях, где сеяли рожь, пшеничный хлеб был малодоступен. В зависимости от качества муки, хлеб назывался пушной, мякинный – из плохо очищенного зерна и непросеянной муки, решетный, из муки, просеянной решетом, ситный – просеянный ситом. Среди других мучных изделий были распространены различные пироги. Очень разнообразны были начинки – от ягод до рыбы и картофеля. Мучные блюда играли зачастую роль обрядовой пищи. На свадьбу пекли свадебный каравай. О выпекался из сдобного теста и муки лучших сортов, украшался цветами и фигурками птиц и зверей, сделанными из теста. Обязательным поминальным людом по всей России были блины, на севере – шаньги. На Пасху везде пекли куличи (пасхи). На масленицу традиционным блюдом были блины с различными приправами. На 9 марта - день закликанья весны и прилета птиц пекли печенье в виде птичек – жаворонки.
^ Религиозно-обрядовая жизнь. У русских были широко распространены поверья о домовом, генетически связанные с представлениями о духах-покровителях семьи. Домовой часто рисовался в представлениях хозяином дома, а местопребыванием его были места около печки. При переездах в новый дом домового переносили в горшке с углями, затем на лопате, которой сажали хлеб в печь со словами: «Домовой, на тебе сани, поезжай с нами».
^ Семья и семейный быт. Характерной особенностью русского народного быта в прошлом являлось длительное существование так называемой большой семьи. Русская большая семья представляла собой соединение нескольких близко родственных брачных пар, как правило, различных поколений, объединенных общим имуществом и хозяйством. Во главе такой семьи стоял большак, набольший хозяин, обычно старший по возрасту и положению в семье мужчина. Он обладал патриархальной властью над другими членами семьи. Для крестьянских семей было характерно устойчивое половозрастное разделение труда в семье, связанное с патриархальным укладом.
Детей рождалось много. Искусственное прерывание беременности считалось большим грехом.
УКРАИНЦЫ. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность с XIV века на основе кириллицы. Верующие украинцы — в основном православные. Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам.
Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев — пашенное земледелие. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён; с конца XVII века — кукурузу, табак, со второй половины XVIII века — подсолнечник, картофель; из огородных культур — капусту, огурцы, свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с начала XIX века — помидоры и перец. Для украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград).
Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной и других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Традиционные сельские поселения — сёла, слободы, хутора уличной, радиальной, разбросанной и иной планировки. Жилище дореволюционного крестьянства — избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были двух-трёхкамерными (типа хата — сени — хата или хата — сени — комора), а в бедняцких хозяйствах — однокамерными, с глинобитным полом, четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки крышей
Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало.
МОЛДАВАНЕ, Говорят на молдавском языке восточной подгруппы романской группы индоевропейской семьи. Распространены также русский и украинский языки. Верующие — православные.
Основные традиционные занятия — животноводство, с середины XIX века — земледелие (озимая пшеница, яровой ячмень, кукуруза), виноградарство и садоводство; домашние ремёсла — ткацкое, ковроделие, гончарное, обработка дерева, кожи, камня.
В традиционной пище значительное место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, овощи. Мамалыгу из кукурузной муки, заменявшую хлеб, варили ежедневно. Характерные блюда — овощной суп (чорбэ), слоёный пирог с брынзой (плэчинте), голубцы, завёрнутые в виноградные листья (сармале), протёртая фасоль с толчёным чесноком (фасоле фэкэлуите) и др.
10. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. Антропология и зучает происхождение человека (антропогенез), его эволюцию, образование человеческих рас, морфологические и физиологические особенности человека. Для этнографии наиболее существенным является раздел этнической антропологии. Расами - называются биологические подразделения человечества современного вида (Homo Sapiens - неоантропа), различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с общим происхождением и определенной областью обитания. Одним из первых создателей расовой классификации был французский ученый Франсуа Бернье, опубликовавший в 1684 г. работу, в которой употребил термин "раса". Антропологи выделяют несколько крупных (больших) рас "первого порядка" и промежуточных, численно небольших, но также самостоятельных. Кроме того, в каждой расе первого порядка выделяются основные подразделения - "малые расы", или расы "второго порядка", обладающие с некоторыми вариациями основными признаками своей большой расы. Формирование основных рас происходило, как считают ученые, за 40-16 тыс. лет до нашего времени.В ходе истории происходило постоянное смешение рас, вследствие чего практически "чистые" расы не существуют, а все они обнаруживают те или иные признаки смешанности. Кроме того, складывалось много промежуточных антропологических типов, сочетающих разные расовые признаки. Важнейшие рассовые признаки: 1) форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Извилистость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. 2) третичный волосяной покров, появляющийся в период полового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин; 3) цвет кожи. Он может изменяться в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа - у жителей Северной Европы, наиболее темная - у жителей Центральной Африки; 4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы; 5) цвет глаз Темные глаза - черные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза - светло-серые, голубые, синие; 6) рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго - 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост - 182 см отмечен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост выше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, полинезийцы; 7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конечностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие типы фигур: а) брахиморфный тип - относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; б ) долихоморфный тип - длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный тип - занимает промежуточное положение между первыми двумя; 8) параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% - доликефалия («кефалос» - голова); между 76 и 80,9% - мезокефалия; больше 81 % - брахикефалия. Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ. Из числа более специальных признаков, используемых при расовой диагностике, могут быть названы данные о группе крови, некоторые генетические признаки, форма зубов и др. С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы - как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам. Негроидные (африканские) расы: негры, негрилли, бушмены и готентоты. Смешанные и переходные формы между негроидной и европеоидной большими расами: эфиопская раса, переходные группы Западного Судана, мулаты, "цветные" африканские группы. Монголоидные (азиатско-американские) расы: американские расы, азиатская ветвь монголоидных рас, континентальные монголоиды, арктическая раса (эскимосы и палеоазиаты), тихоокеанские (восточноазиатские) расы. Австралоидные (океанийские) расы: веддоиды, австралийцы, папуасы и меланезийцы, негритосы. Другие расовые типы (смешанные): малагасийцы, полинезийцы, микронезийцы, гавайцы.
12..Иерархия этнических общностей. Субэтносы. В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином. Эта иерархия такова: 1) элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы). К этому уровню, главным образом, относится семья — элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса. Так же к этому уровню можно причислить человека (этнофора), как непосредственного носителя этнических свойств. 2) субэтнические подразделения и этнографические группы. Субэтносы занимают промежуточное положение междуконсорциями и конвиксиями с одной стороны и этносами с другой. 3) основное этническое подразделение. Это и есть собственно «этнос». 4.) макроэтнические общности или метаэтнические общности — образования, охватывающие несколько этносов, но обладающее этническими свойствами меньшей интенсивности, чем включаемые в неё этносы. Выделяются следующие макроэтнические общности:метаэтнополитические,метаэтнолингвистические,метаэтноконфессиональные, метаэтнохозяйственные и т. д. Иерархическая классификация этносов: В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов: Род — группа людей, которая основана на кровных связях. Племя — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения. Народность — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия. Нация — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному ипостиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл. Субэтнос (также субэтническая группа) —компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие. Субэтническая группа имеет самоназвание, а её члены испытывают двойственную принадлежность — к этносу и субэтносу одновременно (например, казаки в составе русского народa.
6. ^ Этническое самосознание. Этническое самосознание – это основной и обязательный признак этноса. Его можно определить как сознание людьми своего единства и отличия от других этносов. Можно дать и более развернутую характеристику: этническое самосознание – это комплекс стереотипов, который в массовом сознании людей соответствует представлениям о «своей» и «чужой» общности. Подчеркнем, что речь идет об осознании принадлежности к своему народу через представления о чужих, чаще соседних, общностях. Стереотипы условно можно свести в оппозицию «свой» - «чужой». А основное содержание этнического самосознания составляют представления о характерных чертах прежде всего «своего» и, в меньшей степени, «чужого» этносов. Причем выделение признаков соседних общностей происходит через сопоставление со свойствами собственной. Нередко то, что применительно к «своим» называется разумной экономией, относительно других именуется скупостью. То, что у «себя» определяется как твердость характера, у «них» может называться упрямством, и т.д. И хотя в целом преобладают положительные самооценки, известны случаи, когда «чужое» оценивалось выше «своего». В структуру самосознания входят стереотипные представления о своей культуре, точнее, они называются «активными этническими признаками». Так, при сравнении сербов и хорватов, родственных южнославянских народов, одним из основных различительных признаков считается религиозный (конфессиональный): сербы – православные, хорваты – католики. При этом в массовом сознании «не замечаются» группы сербов-католиков и хорватов-православных. Эти и многие другие различия просто не воспринимаются как этнически значимые. Стереотипы этнического самосознания субъективны. Важным компонентом самосознания являются представления о «своем» языке, воспринимаемом как главный признак этноса. Язык – средство коммуникации и знак самосознания. В древности одним из символов чужака, инородца считалась немота либо невнятная речь. Например, от слова «немой» у русских выводилось название «немец», а прозвище «варвары» у древних греков и римлян буквально означает «бормочущие» Хотя на практике язык представляет собой очень неустойчивую и изменчивую систему, зачастую национальные движения начинались и проходили как борьба за свой язык, его сохранение и чистоту. Важными в самосознании являются представления об общности членов этноса, либо даже - о кровном родстве. И до сих пор такие выражения, как «братья и сестры», «помощь единокровным братьям» и др., хотя и не адресуются к родственникам как таковым, находят отклик в народной среде. Общность происхождения в массовом сознании народа определяется не только как родство, но и через взгляды об общем историческом прошлом. В коллективной памяти запечатлены образы событий: переселений, битв, действий исторических персонажей. Примеры: куликовская битва… При этом стереотипы массового сознания не являются «зеркальным отражением» действительности. Они очень субъективны. Нередко легенды и предания, связанные с трагическими страницами истории, вопреки историческим фактам, повествуют о чудесном вмешательстве героя, победах над врагами и т.д. Этим достигалась своеобразная психологическая компенсация, помогавшая людям сохранять сплоченность, объединять усилия для преодоления трудностей. В структуре самосознания также можно выделить представления, которые ассоциируются с образом «своей территории», «своей земли». Они включают представления об особенностях ландшафта, реках, природных объектах. Например, одним из символов России является река Волга. Эти объекты входят в геральдику, становятся частью государственной символики; с ними связаны песни, предания, обрядовые действия. Этническое самосознание является динамичной системой, что проявляется в изменении содержания ее составных компонентов. Например, для русичей XII в., судя по «Слову о полку Игореве», территория Подонья и Приазовья являлась землей «чужой и незнаемой», а о Сибири они вообще не имели представления. В массовом сознании русских, советских людей 1950-70-х гг. православие не воспринималось в качестве базового компонента русской культуры, ее стержня. В системе самосознания также сочетаются общеэтнические представления (например, мы – грузины), с пониманием территориальной (мы – коренные жители Тбилиси) и локальной, этнографической (мы –имеретинцы, пшавы и т.д.) принадлежностью. Наконец, этническое самосознание связано с социальным. Этносы социально неоднородны: делятся на сословия, профессиональные, конфессиональные (религиозные), возрастные и другие группы. Следовательно, в самосознании на уровне групп наряду с общеэтническими (и даже надэтническими – христианскими, мусульманскими и др.) компонентами будут присутствовать и такие, которые присущи именно данным группам. Этническое самосознание принято считать основным признаком этноса, а его появление означает завершение процесса формирования этноса или – этноге
8. Языковая классификация народов мира. История первобытного общества и основы этнографии). ^