| | ■. ■ I ■ |, 11 ц ■ I
Важно при этом придерживаться одного темпа. Таким образом, с самого начала обучения, оперируя в каждом упражнении какой-либо одной длительностью, учащиеся осваивают такое ее свойство, как весомость.
Вторым компонентом метра является акцентуация. Как известно, метрический акцент возникает под влиянием структуры музыкального текста (временной, звуковысотной, ладогармонической, мелодической, динамической и т.д.). Сначала формируется чувство равномерно- акцентной метрики, основанной на инерционности восприятия и действия. Прежде всего осваиваются простые двух- и трехдольные размеры. Отличающиеся весомостью доли размеры 2\4 и 2\2, 3\4 и 3\2, 3\4 и 3\8 педагог должен проиллюстрировать музыкальными примерами, предоставив ученикам возможность увидеть их запись. Тогда слуховое восприятие и физическое ощущение (удар руки) дополнятся зрительным впечатлением. Напомним, что включение в процесс восприятия
Тпа1 репой 1Ъг ЗсапМо Рго Наз ехр1гей!
различных сенсорных систем способствует созданию более яркого и
Р1еазе \лл/\лл/.зсапМо.сот
устойчивого музыкального образа.
Ритмические упражнения, состоящие из повторения одной и той же длительности, не содержат основания для выразительной фразировки: нужен, как минимум второй элемент. Им может быть пауза. Исполнению пауз придается большое значение: каждая из них должна быть пережита учениками как элемент пульса, поэтому при артикулировании ритма ее необходимо произносить, например, горловым звуком-толчком. Детьми младшего возраста, в работе с которыми отсутствуют быстрые темпы, пауза может быть воспроизведена разведением рук в стороны упругим движением с фиксацией точки.
Сначала в упражнениях используются принципы повтора и всякого рода симметрии, связанные в ощущениях с инерционностью (примеры 19 а-б).
Нарушение инерционности, выраженной несимметричным сочетанием ритмических длительностей, акцентов и пауз (примеры 19 в-г), образует следующий, более сложный этап работы с метроритмом.
В подобных упражнениях одной из рук отмечается пульс, другой — ритмический рисунок, который может также и артикулироваться.
удобно
Ш |Ц/и и и У1Ш1Ц > \Ц > ^ м
Тпа1 регЫ Тог Зсапйо Рго ваз ехр:гес1! Р1еазе \лл/\лл/.зсагийо.сот
»- 3»-
неудобно
Ш и * и Ш * >] и Ш *]
неудобно
ЛЛРи^ЩЛЩ? Л
19 а |
удобно |
•>-■>- I а»! >■ г»
На раннем этаие обучения представляется возможным ввести новую задачу-игру — не сбиться! — метрическую переменность, сперва равномерно-акцентную, затем неравномерно-ай*ентную. Метрическая
переменность легче всего воспринимается через текст. С маленькими детьми это — ритмизация фраз типа: «Зай-ка се-рень-кий, Коз-лик бе-лень- кий»,.где каждому слогу соответствует одна длительность, которая может быть разнойзависимости от ее произнесения. Эту работу целесообразно начать со смешанных размеров. Пятидольный размер отрабатывается сразу в двух формах — 2+3 и 3+2 (опыт сравнения), затем с перемежающимися простыми размерами. Следует рассмотреть и такой случай, когда пятидольный размер выступает в качестве простого, то есть с одним акцентом (пример 20):
20 А11е§го Ьеп гКтаЮ |
С. Слонимский. «Считалка» («Капельные пьескхсО
Ф |
-к»- |
в |
В
Тпа1 ре1
юс) Зса1 мйо Рго Н аз ех]же(1з|1 т/ш.есе пИо.сот
Р1еазе >
Р сге&с. росо а рван |
а |
в |
Ф
$
$
ассеК
• •
м т.
Семи- и восьмидольные размеры представляют интерес для работы разнообразием их тактового наполнения. Примеры из композиторского творчества порой подсказывают форму исполнения таких ритмических
тг
заданий* Например, отрывок из музыки В. Цытовича (пример 21) можно воспроизвести ударами двух рук по столу одновременно с пением пар голосов:
21(1+3 + 2) |
В. Цытович. Этюд («Детский альбом»)
[фЩ |
5б |
ш |
Л? ^ I
/ ф- |
ш |
ь |
Ш |
ш |
I «. § Л ^
Р1еазе \лл/\лл/.зсапМо.сот
й |
Ф |
^ # * |
0- М- |
1§ |
I |
ш |
Пример 22 естественно исполнить двумя руками поочередно в соответствии с написанным. Четвертные длительности в партии левой руки благодаря артикуляции (йассаю) создают ощущение пульсации восьмыми: |
§8 [1] р 1 |
г=5Е |
•— В* |
А11е§го токо (2+2+2+3) |
Б. Барток. Танец в болгарском ритме («Микрокосмос», т. VI) |
И Г 7 Г ЕЕ ч ^ ч рз
• • I 11 •
Iу ^ |
«• • 11 • |
т |
9 ^ ^
Оперирование одной длительностью предоставляет возможность уже на раннем этапе обучения ввести в практику переменные размеры (пример 23): "
правая рука ■И? |
Р1еазе VI ■ё |
А§тт |
Г |
-Тпа1 репой "Тог ЗсапМо ^го Наз ехр1гей вИ \/\л/\лл/.8сапйо.сот
\лл/\лл/.|сапто.сот.. 1
левая рука
Содержанием первого этапа обучения являются: 1) равномерная пульсация четвертными, восьмыми и половинными длительностями и соответствующими Им паузами; 2) сочетание долевых длительностей и пауз в условиях симметрии и асимметрии; 3) метрическая переменность. Размеры — простые, смешанные, сложные
(2\2,2\4,3\4,3\8,4\4,6\8,5\8,7\8,8\8,5\4,7\4) и переменные.
По механизму восприятия простые размеры — это стереотип, их сочетание в смешанных и переменных размерах- — преодоление стереотипа.
Простое действие, обусловленное метризацией какой-либо одной длительностью, позволяет соединить ритмические упражнения с ладовыми по пению ступеней (пример 24):
ш |
«ППГГ |
щЁ^тщтт^щщ
на ВТОРОМ ЭТАПЕ осваиваются ритмические рисунки, содержащие суммирование долей и их деление на равные части.
Сч. * ' % *
ъ.
Исполнение суммированных длительностей предполагает наличие у учащихся внутренней пульсации. Предварительно она отрабатывается на упражнениях, в которых суммированная длительность «отсчитывается» при помощи ударов руки; постепенно ощущение пульсации интериоризируется (пример 25):
^»—Ф— | -------- | —— | -------- | 1л—«1—#1—л— | ------------- |
Ь г г | Г" г | —р рГпа! рпос! | ^Ое-арИц Рр Паь | |ф|1р! р " р р " | Г Г Г Г |
Р1еазе \/\л/\лл/.зсапИо.сот |
Хорошо наработанное метрическое чувство позволяет без труда разделить долю на две, три и четыре части, в результате чего в ритмических рисунках появляются: восьмые, шестнадцатые и четвертные длительности в качестве
полудолей; тридцать вторые, как результат деления восьмой длительности (пример 26 а), и триоли, как результат деления восьмой, четвертной и половинной длительностей (пример 26, б):
26 а
б
9 } Л! и а.1.тли II—«1 «I II
Работа по освоению этих ритмических рисунков ведется следующим образом: назвав размер, педагог по нарисованной на доске схеме или по плакату в произвольном порядке указывает на ту или иную ритмическую фигуру, которую учащиеся воспроизводят путем артикулирования на произвольный слог (пример 27):
Л - Л - ГЛ - «ГО
^ - 7Л - лл
У п - ГТЬ
Такая тренировка позволит ввести упражнения, в которых многообразные виды деления длит^1>нос^йзсоче^^тся (пример 28):
Р1еазе \лл/\лл/.зсапМо.сот
28 а |
з з
Л |.1 ГП\1 ЛШ|Л. 1 ГЩЛЧ* |Л1ЩЛ
44 4 4 7 4444 |
I ^ ^ л
Принципиально важно, чтобы в ритмических упражнениях подобного рода постоянно фигурировали доли различной длительности. Это позволит еще на раннем этапе обучения прочувствовать их весомость, приучит ориентироваться в ритмических рисунках разного масштаба и, наконец, исключит необходимость их специального изучения на более поздних этапах работы
После серии тренировочных упражнений можно выполнить задание по ритмизации примера 29:
29 (2+2+3^,3+2+2; 2+3+2) И. Стравинский. «Селезень» («Четыре русские песни») |
Если на первом этапе движения руки, отмечавшие долю (удар по столу, хлопки, дирижерский жест), были недифференцированными, то начиная со второго этапа большое значение приобретает навык отсчета долей с полудолями.
Тпа1 репос! Тог Зсапйо Рго Наз ехргес*!
Ас!а§1о 30 ^ |
Р1еазе мз1(:\длдлл/.зсап|'Но.сот
И. С. Бах. Кантата В\УУ № 187, ария I I М! III Т I I и-,-,,
± |
I |
еггЕ |
а |
ё } ё % * |
Ь |
В» Я
вд
Сон уог-хог - СоИ усг-хог - а!
4 * ^ д * *»ЦТ ГЗ» ц]"
<1ет Ьс#1, |
Ьс - Ьсп, |
>га$. Ые- |
\уах Ые - гнс - <1еп О
$ |
т |
ш |
ЕЕ |
р I" г
ша.ч Ые - ше - с1сп |
О |
(1ет Не#1 |
п 1С - <1сп О - <1ст 1)с#1,
Исполнение ритмических рисунков, в которых содержится четное и не/четное деление долей, потребует нового навыка — умения сочетать в дирижерской сетке жест недифференцированный и дифференцированный на ••лблудоди (рис. 3). Для отработки такого навыка выполняются специальные упражнения, в которых по команде педагога делится та или иная доля. Так, на рисунке а все жесты плавные, цельные; на рисунке б все доли разделены на полудоли; на рисунке в разделены вторая и третья, а на г — первая и третья.
ТРЕТИЙ ЭТАП содержит деление полудоли на равные части, внутри-долевые паузы, затакт.
Пример 31а можно исполнить, пользуясь долированием, пример 316 воспроизводится двумя группами учащихся в соответствии со сменой размера:
I Русская народная песня «Ах, ты, зорька»
ё=во
,Ц N N \ | у ' ""Р= | N —ра- | ш, N | г"" ^. Т^Вч | ||
Лх, ты, [г-——V- | :юрь у м... | ка мо | я,;>а - й--- |--- г—Ч | ря | ^,1 #1 ^ 1С | 1 V 1а-я,:»й ------ '1 |
—0 0 *—0- |
не но - ро - к> гш - ря.ча-ии - ма - л а - ся. |
31 б Мо<1ега(о * |
ш |
0 # -0 |
/ |
шт |
Б. Барток. Унисон («Микрокосмос», т.У)
Ш |
* * |
ш |
] |
ш |
1 0 |
шт |
I
да
/Т\
г |
р |
Р1еазе \яз№ |
ГГЙ Кяя йур.грН1
ТеурГгт' (Яп
с тйо
1ип%о |
Ш |
>) ь ГО |
отт |
щщ
Деление полудоли также происходит на две, три и четыре части.
В примере 32 паузы соответствуют целой доле и полудоле; знаком^эерризы отмечена целесообразность многократного повтора сложных сочетаний ритмических фигур и пауз, ибо главная задача и вместе с тем трудность выполнения такого рода упражнений состоит в наработке двигательных навыков:
32 а
«и-Л|Л, ^ -ц.1, ^мт^ля,
.1 уЗуЗ^'^уДЦ*[2];||
"V
Затакт12 как ритмоинтонадионную фигуру, начинающуюся со
/
слабого времен и устремленную к сильной доле следующего такта, можно продемонстрировать музыкой финала Первой симфонии Бетховена (пример 33).
Чтобы верно прочувствовать существо затакта, полезными могут оказаться упражнения, представленные в примере 34.
А11е§го шоЙо ё УШИ! |
ф«а - |
Айа§го О |
Р1еазе \лл/\лл/.зсапМо.сот |
Тпа1 репой 1Ъг ЗсапИо Рго Наз ехр1гее)!
я |
0— к-0 |
шш
б
> > > к |
лол^М-Ц
в
х х у «И п* * * йз! * * И* п
.1 ^ }) I)} щ)} 11 к*,
} ^ \ «1 д!
На ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ осваиваются залигованные ноты, пунктирный ритм, различные виды синкоп.
Внимание учащихся обращается на то, что лиги, идущие от сильного времени, обозначают продление звука, лиги же, идущие от слабого времени к сильному, образуют синкопу.
Для знакомства с пунктирными ритмами демонстрируется так называемая сокращенная форма записи (пример 35):
Тпа1 репой Тог ЗсапМо Рго Наз ехр1гес)! Р1еазе \/\л/\лл/.зсапИо.сот
пеыъе У1Ы1 уууууу.ъцамит.о ти
.1 Л = <1. > ГП - ГЧ
Исполнение пунктирных ритмов требует хорошего ощущения полудоли. Здесь уместно воспользоваться долированием.
При освоении синкопы13 необходимо объяснить учащимся, что суть бе состоит в наличии двух несовпадающих акцентов — метрического с ритмическим или динамическим. Как известно, метрический акцент всегда приходится на первую долю такта, ритмический возникает на звуке более долгом рядом с более короткими, динамический может быть отмечен специальным знаком, средствами гармонии, фактуры, артикуляции и т.п. Таким образом, в основе синкопы лежит метроритмическое несогласование. Его простейший вид может быть выражен фигурой, в которой первый акцент — метрический, а второй
П) |
ритмическим:
Такую синкопу использовал Э. Григ в Сонате для фортепиано, желая придать музыке подчеркнуто акцентный характер (пример 36^:
I- *
А11е§го то<1ега(о Э. Григ. Соната для ф-д^ « |
Разновидностью метроритмического несогласования являются синкопированные фигуры такого типа:
>с1 (Рог ЗсагиШЙРго (паз ехр1гей! <•.'
I II]
Р1еазе мзН тт.зсапШо.сот
Следует рассмотреть также внутритактовую, внутридолевую и междутактовую синкопы. Фрагмент из~ пьесы Б. Бартока «Флейтовый наигрыш» (пример 37) демонстрирует все перечисленные виды синкоп:
37 Ап<!ап1е то Но гиЬа(о ассе1. а (етро |
Нат/и/Мо |
Б. Барток. «Флейтовый наигрыш» («Пьесы для детей»)
ПЯТОЙ ЭТАП содержит усложненные внутритактовые группировки с паузами, свободные ритмы речитативов с вокальной группировкой. произвольные виды
ритмического деления.
На данном этапе учащиеся оперируют всеми; известными им ритмическими фигурами и их многообразными сочетаниями. Из произвольных видов деления длительностей наиболее вероятны для
л
использования на уроках сольфеджио триоли, дуоли, квартоли и квинтоли. По аналогии с триолью дуоль, квартоль и квинтоль осваиваются путем деления доли или
такта на соответствующее количество единиц.
Содержанием ШЕСТОГО ЭТАПА являются полиритмия и полиметрия. "х „
Г Тпа1 репой 1Ъг Зсатйо Рго Наз ехр1гей! г
Полиритмия возникает при сочетании в нескольких
г РГеазе У13|{ \лл/\лл/.зсат'йо.сот
пластах музыкальной ткани длительностей, которые не имеют общей соизмеряющей их ритмической единицы (пример 38): ®
Р1асеУо1е |
А. Скрябин. Этюд, ор. 8 |
ТГП ТИ" ггтггГГ* |
В приведенном отрывке линия каждого голоса предварительно артикулируется на произвольный слог, а затем пример исполняется двумя грунпа- ми учащихся.
Полиметрия образуется при несовпадении в разных пластах фактуры метрических акцентов.
В сольфеджио полиритмия и прлиметрия (внутритактовая и междутактовая) фигурируют в ансамблевом ритмизировании или пении, а также при записи многоголосных диктантов. Например, весьма доступной, учитывая простоту звуковысотной стороны текста, может быть запись отрывка из пьесы С. Слонимского «Проходящая красотка» (пример 39). Однако в нем содержатся ритмические трудности, которые выражены весьма оригинальной внут- ритактовой полиметрией: разЭД^^ЬШЙЖбртр^анизует в двух фактурных пластах по-разному: в нижнем §р(!#^^2),загйоверхнем — | с синкопами.
Фрагмент из «Девичей песни» И. Стравинского (пример 40), демонстрирующий междутактовую полиметрию, интересен для исполнения не только с фортепианным сопровождением, но и с собственной ритмизацией аккомпанемента, который воспроизводится двумя руками.
АНе^го Ьеп п1та(о |
1:Е |
-- Г 1 |
Ф> |
С. Слонимский. «Проходящая красотка»
ы
$
Хга:ю\о
^
8- |
т |
а. 9- |
ЗЕ |
ушу*
ш |
т |
аи»* |
(4 ниР"*;
I ^йр |
# к |
ш |
йЩ»* "111* * |
I] |
г» |
тт
Л 1>АЦ | —■... «г"—......... | Друг | =^ мой | ||||||
ЦчЦ И | Л ------- « | — Г*- - Ч * | л ------- | -Г | * | 9- ■ | |||
7 Ь Д 4 «1 | ^ Л | -Л------ _:. ё 1' | У * |
Тетро «I =е9 |
Я.Стравинский. Девичья песня («Четыре русские песни») |
Тпа1 рег!ос1 Тог ЗсапИо Рго Наз ехр1гес1 РЦро'В^ую^'моэд. даа| и Ни ил 11 |
НО |
/ |
ш |
ч I» Г? ^
ми - л 1)1 и, крас |
МО |
сом - пыш - ко мо - с,
У |
и |
II ' |
И |
I |
ш
?ГТ
НУ*
. В примере 41 представлена междут^ктовая полиметрия, состоящая из трех пластов: верхний пласт образует мелодия с обозначенным размером в соответствии с текстом, в аккомпанементе мелодико-гармоническая структура верхнего голоса обнаруживает размер а нижнего — Аккомпанемент могут ритмически исполнить две группы учащихся.
Как видим, наряДу со специальными ритмическими упражнениями в ра» боте над ритмом может быть использован и художественный материал. В сборниках пьес современных композиторов содержатся большие возможности для привлечения учащихся к разнообразным формам исполнения ритма, в том
*
I»
числе и в ансамбле. Фактура некоторых пьес порой сама подсказывает форму исполнения ритмического рисунка. При этом ценно, что ученик, артикулируя ритм (хотя многие пьесы удобны и для пения), видит художественный текст во всей его полноте. Нетрудно заметить, что в пьесах для детей композиторы придают ритму такое же большое значение, как и в «большой» музыке. «Микрокосмос» Б. Бартока, например, можно рассматривать как школу воспитания слуха юного исполнителя во всех аспектах музыкального языка: в ладовом, гармоническом, синтаксическом, фактурном и, конечно же, в ритмическом. То же можно сказать и о пьесах для детей С. Слонимского, В. Цы- товича, С. Вольфензона, Б. Кравченко, Ж. Металлиди и многих других.
Стоит задуматься, не слишком ли долго мы держим детей на псевдонародных песенках, состоящих их четвертных и восьмых длительностей, и не пришло ли время изменить к ритму само отношение? Ведь двигательная основа ритмического чувства располагает к занимательной, порой наполненной неожиданностями ритмической «игре», близкой подрастающему поколению. К сожалению, отечественная учебная литература испытывает дефицит в по-
И. Стравинский. «Подблюдная» («Четыре русских песни») |
она, |
ела |
I |
ома, |
I |
I |
т. |
т |
ш- |
гпбмспг гпрттма тт*.ип ппрлначияийнт,ту л ля пячтштъш питмииргтгогп гтп/уя уптя
в теоретическом плане вопросы ритма в настоящее время освещены достаточно полно и многообразно (см. Список рекомендуемой литературы).
Развитие слухо-двигательного аппарата учащихся имеет самодовлеющее значение. Поэтому программа метроритмического воспитания образует самостоятельный раздел сольфеджио, в котором усложнение ритмических задач может не соответствовать уровню ритмических трудностей текущего момента в пении по нотам и в диктантах. Поскольку двигательная сфера успешнее развивается вне звуковысотности, постольку специальная программа ритмического воспитания будет время от времени опережать и подготавливать трудности, содержащиеся в материале для пения и слухового анализа.
Предложенная последовательность освоения метроритма относится к области традйг^шйМ^^тйЬсйР^к^йейроблематики. В этой главе была поставлена цела^йШ^ёретгы, заострить внимание педагогов на проблемах метроритмического воспитания, подсказанных практикой, с другой — предложить методические и программные подходы к формированию ритмического слуха, которые, возможно, приведут учащихся музыкальных школ и училищ к освоению действительно сложных явлений метроритма в музыке XX века более коротким путем. В методическом плане задачей особой важности является работа над преодолением инерции на равномерно-акцентный метр и традиционные классические ритмоформулы. Строго поэтапное овладение ритмическими трудностями позволит раньше включить в певческий и слуховой обиход учебной дисциплины сольфеджио метроритмическую динамику и сложноорганизованные ритмические рисунки музыки XX века.
Список литературы.
1. Агарков О. Об адекватности восприятия музыкального метра // Музыкалы искусство и наука: Сб. ст. Вып. 1. М., 1970.
2. Афонина Н. Временная организация в музыке. Ритм. Метр. Темп. СПб., 2001.
3. Афонина Я. О ритмическом, воспитании в теоретических курсах музыкального училища // Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Вып. 2. СПб., 1993.
4. Бергер Н. Методические рекомендации по ритмическому воспитанию: чтение и запись. Л., 1990.
5. Зенит Л. К проблеме формирования метроритмических представлений музыканта// Психологические и педагогические проблемы музыкал ьного образования: Сб. тр. Вып. 4. Новосибирск, 1986.
6. Костяева И. О ритмической полифонии и чувстве музыкального темпа: Методи-
^ - у- Тпа1 реаойА^ЗсапИо Рго га5.ехр|гей! "
ческая разработка. Краснодар, 1У79. р
7. Костяева И.В. Чувство соотношшиилдоштейБноетей и чувство размера: Методическая разработка. Краснодар, 1979.
8. Назайкинскш Е. О музыкальном темпе. М., 1965.
9. Холопова В. Музыкальный ритм. М., 1980.
1 Е 1
т
шт
[1] • • II •
Е р У *Т
[2]