Биосферы на этапе техносферы

Мы уже указывали ранее, что человек, человеческое общество противостоит Природе в силу присущих ему свойств.

Очень точно об этом сказал Р. Калдер: «Прошлые цивилизации, – пишет он, – похоронены на кладбищах собственных ошибок, но как только какая-либо умирала от алчности, беспечности и истощения, её место занимала другая».

Той же точки зрения придерживается известный швейцарский учёный Ж. Дорст: «Ещё на заре своего существования человечество уже несло в себе зачатки разрушения, даже саморазрушения, получившие драматическое развитие на последующих фазах его истории».

Известный историк А. Тойнби считает, что серьёзную роль в формировании отношения к природе сыграла религия. Так пантеистическое мировоззрение Древнего Востока, Эллады и Рима обусловливало, по его мнению, понимание единства Природы и Человека, их равной ценности. Монотеизм же в форме иудаизма, христианства или ислама, рассматривает человека как хозяина природы, которая дана ему богом в пользование для его, человека, развития и процветания. Поэтому, бери, сколько можешь! Быстрое развитие и господствующее положение монотеистических цивилизаций в мире и является, по мнению А. Тойнби, одной из причин экологического кризиса.

В 1972 году вышла нашумевшая книга Дж. Форрестера и Д. Мидоуза. «Пределы роста», которая, как считают, впервые открыла глаза человеку на его разрушительное воздействие на Природу и определила всплеск интереса к экологии человека. Они пишут: «Если нынешние тенденции роста мирового населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения природных ресурсов будут продолжаться без изменения, то предел роста на нашей планете будет достигнут в пределах ближайших ста лет. Наиболее вероятным результатом этого будет внезапное и неконтролируемое падение как численности населения, так и возможностей производства».

Авторы книги «Пределы роста» считают, что в негативных последствиях современного этапа цивилизации повинно «стремление к росту», что именно оно является основной причиной грядущих бед Человечества.

Многие зарубежные авторы (которых никак не заподозришь в прокоммунистических симпатиях) приводят буквально убийственные для капиталистического образа ведения хозяйства выводы:

«Деловое предпринимательство, загрязняющее среду… порождает главное противоречие между политикой контроля над загрязнением среды и тем, что часто рассматривается как фундаментальное требование системы частного предпринимательства, – непрерывной максимизацией производства.

Современная технология, являющаяся частной собственностью, не может дол-го прожить, если она разрушает общественное богатство, от которого зависит, – ЭКОСФЕРУ. Следовательно, экономическая система, основанная преимущественно на частном бизнесе, становится всё более непригодной и неэффективной для того, чтобы распоряжаться этим жизненно важным общественным достоянием. Значит, эту систему надо менять» (Б. Коммонер, 1974).

Ф. Энгельс в своей известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» подчёркивал, что нельзя обольщаться нашими победами над Природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь, те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь – совсем другие, непредвиденные последствия, которые часто перечёркивают значение первых.

Он писал: «…на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо, находящийся вне природы; что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри её, что всё наше господство над ней и состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять…».

Выход из создавшейся ситуации заключается в реализации глобальной стратегии устойчивого существования мира и каждой страны в отдельности, принятой на Мировом конгрессе по окружающей среде в 1994 году. Суть её в том, что развитие стран не должно угрожать выживанию людей, животных, растений и не должно осуществляться за счёт жизнеобеспечения будущих поколений. Требуется экологизация всей хозяйственной жизни и любых реформ на Планете. Повышение качества жизни человека без ущерба для Природы – главная цель такого развития. Соблюдение высоких стандартов охраны природы и здоровья человека – важнейшая составляющая этой стратегии. Непременным условием её реализации является изменение сознания человека и стереотипов его поведения. Необходимо принять этику устойчивого существования, пересмотреть нравственные принципы, изменить своё поведение в сторону разумного образа жизни. Но эту проблему нельзя решить без экологического образования и воспитания.

Все без исключения экологи подчёркивают, что введение лишь одного из условий предотвращения экологической катастрофы – например, стабилизации численности народонаселения, или прекращения индустриализации, или прекращения загрязнения природной среды и др. – не устраняет угрозы кризиса, а лишь отдаляет её. Только комплексное введение в ближайшее время всех этих ограничений может, по их мнению, перевести человечество в состояние «глобального равновесия» и предотвратить экологический кризис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: