Законодательство

Формы законодательных источников в Риме менялись под влиянием смены форм государственной власти: законы, решения сената, постановления императоров.

Законы. Идея суверенного народа, устанавливающего законы для самого себя, превращает lех в ведущую форму официального установления римского права, поскольку оно мыслится как право, исходящее от граждан. Законы устанавливаются всем гражданским коллективом и для всех граждан, являясь результатом взаимного совещания среди граждан, что исключает неосведомленность и необдуманность поведения как причину отклонения от нормы и пренебрежения интересами других. Законы обеспечивают определенность права, исключая произвол среди граждан и правителей.

Закон - это сознательное и ясно сформулированное повеление уполномоченной на то власти. Появление закона в истории каждого народа есть важный момент пробуждения социальной мысли, вступление на путь сознательного и планомерного социального строительства.

Законы XII Таблиц - это, преимущественно, запись национальных римских обычаев, главным образом, в области имущественных и семейных отношений, в области правонарушений. О значимости этого сборника свидетельствует тот факт, что даже по истечении пятисот лет после принятия этого уложения, оно заучивалось школьниками наизусть.

Таблицы с первой по третью содержат правила ведения тяжбы ("судоговорения") и исполнения судебного приговора. При этом поражает непомерная жестокость, с которой община предписывала обращаться с неисправным должником: "...В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину" (таблица III).

Таблица IV посвящена взаимоотношениям в семье. Бросается в глаза неравенство лиц: отец (муж) наделяется широкими правами по отношению к детям (жене); о правах последних не упоминается. Так, отец вправе продавать своего ребенка и только трехкратная продажа ведет к эмансипации - освобождению от власти отца, муж праве изгнать жену, отобрав у нее ключи от кладовых.

В таблице V содержатся различные положения, относящиеся, главным образом, к наследованию и опекунству (вследствие природного легкомыслия, женщины слишком доверчивы и потому не могут управлять своими делами, следовательно, должны состоять под опекой; "если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут агнаты или его сородичи"; "расточителю воспрещается управление принадлежащим ему имуществом").

Таблица VI содержит правила, касающиеся способов приобретения права собственности на различное имущество (о договорах, об уступке собственности по приговору суда; о приобретательской давности и пр.); при этом, косвенным образом, приравнивается приобретение собственности нажену и на прочее движимое имущество.

В таблице VII помещены многие, совершенно казуистические правила о разграничении земельных участков и некоторые другие (о поземельных сервитутах, о переходе права собственности по договору купли-продажи).

Таблица VIII - это свод правил, касающихся правонарушений. Примечательно, что община не делает различия между правонарушениями (клевета, оскорбление, нанесение обиды) и серьезными преступлениями (поджог, кража, членовредительство), причем ростовщичество карается строже, чем явное воровство. Здесь обращает на себя внимание разнообразие санкций: и применение принципа талиона (око за око), и разнообразные штрафы, и присуждение к бесчестию, и самоуправство в виде убийства вора, застигнутого с поличным.

Таблица IX содержит положения о применении смертной казни. Таблица X - многочисленные ограничения, связанные с проведением ритуальных обрядов.

Таблица XI содержит запрет на браки между патрициями и плебеями (который Цицерон называет "самым бесчеловечным законом").

Наконец, в таблице XII обнаруживаем разнообразные правила, связанные с судоговорением, с установлением ответственности за вред, причиненный подвластными или рабами.

Внимательное рассмотрение убеждает, что это логически выдержанное и последовательное выражение принципов наиболее полной защиты интересов римского гражданина: принцип самостоятельности защиты нарушенных прав под контролем публичной власти; принцип полноты власти домовладыки и всемерной охраны (опеки) подвластных; недопустимость произвольного вмешательства в имущественную сферу друг друга; отказ от самоуправства при отражении правонарушений; контроль со стороны общины за публичной властью при вынесении ею смертных приговоров гражданам.

Возможно, именно поэтому данное уложение - единственное в истории, которое юридически не отменялось в течение около тысячи лет, а, главное, послужило основанием для действующего права на протяжении этого длительного периода.

Постановления сената. Спадением республиканского строя в 27 году до Р.Х. прекращается деятельность народных собраний, хотя значение их как законодательных органов ограничивается еще ранее. Любопытное обоснование этому приводится в Институциях: "...Когда римский народ достиг таких размеров, что сделалось трудным сзывать его воедино для принятия закона, то справедливо решено было совещаться вместо народа с сенатом".

Сенату приписывается роль преемника народного собрания и отсюда выводится непосредственная обязательная сила его постановлений, которые считаются как бы законом - legis vicem.

Фактически сенат был только проводником воли принцепса, так как инициатива вынесения постановлений принадлежала ему. Его предложения вносились на обсуждение и всегда беспрекословно утверждались.

Еще до установления принципата постановления сената играли важную роль в регулировании отношений Рима с иностранными государствами. В I в. принимается ряд постановлений, регулирующих отношения, главным образом, в области наследования, обязательственного права. Но уже со II в. постановления сената перестают приниматься в качестве самостоятельной формы права. Укрепление единоличной власти проявляется, в частности, в том, что нормативное значение связывается с предварительными речами принцепсов в сенате, которые приобретают силу закона.

Императорские постановления (constitutiones principum). Таким образом, складывается новая форма законодательства - единоличные распоряжения (конституции) принцепсов - constitutiones principum, так как утвердилось правило: что угодно императору, то имеет силу закона. Об этом свидетельствуют Институции: "Но то, что решил император, имеет силу закона, так как по закону, который издан относительно власти императора, народ уступил ему и перенес на него всю свою власть и силу. Отсюда ясно, что все, что бы император ни постановил посредством послания при разборе дела или что бы не предписал он эдиктом, - все это считается законом. Вот это и есть то, что называется конституциями".

Из приведенного определения следует, что постановления могли носить разный характер: некоторые - общего применения, другие - в виде решений отдельных вопросов. В целом, применялись четыре разновидности подобных указов: эдикты (общие распоряжения); декреты (императорские решения судебных споров); рескрипты (императорские ответы на запросы частных и должностных лиц в случае сомнений, возникающих при толковании и применении норм права); мандаты (инструкции императора чиновникам поразличным вопросам судопроизводства и управления государственными делами).

В эпоху абсолютной монархии императорские конституции под общим наименованием 1еgеs стали единственной формой законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: