В результате этого перестал существовать такой вид ответственности субъектов предпринимательской деятельности как финансово-правовая (экономическая) ответственность, выражающаяся в применении к субъекту хозяйствования финансовых санкций за нарушение бюджетного, налогового, валютного и иного законодательства, регулирующего экономические отношения.Административные правонарушения в сфере экономических отношений в зависимости от объекта могут быть классифицированы на:- правонарушения против порядка налогообложения;- правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения);- административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности;- административные правонарушения против порядка осуществления предпринимательской деятельности. Существуют общие правила применения мер административной ответственности к субъектам предпринимательской деятельности. 1 Наложение административного взыскания на юридическое лицо за определенное правонарушение не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо или иного работника юридического лица.2 Привлечение за определенное правонарушение к административной ответственности должностного лица или иного работника юридического лица не освобождает соответствующее юридическое лицо от административной ответственности за это же правонарушение.3 Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях». В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного за совершение этого же правонарушения для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.4 При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, в соответствии с разделительным балансом, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. Это правило является новеллой законодательства Республики Беларусь. Ранее вопросы применения экономических санкций при разделении юридического лица законодательно урегулированы не были.УК устанавливает, что умышленное прямое или косвенное нарушение либо ограничение прав и свобод, либо установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившие существенный вред правам, свободам и законным интересам гражданина, наказываются штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.Так, отказ руководителя организации в приеме на работу по мотиву принадлежности лица к общественным объединениям (например, к профсоюзной организации) причиняет вред правам и интересам гражданина, что может служить основанием для привлечения руководителя к уголовной ответственности.Уголовный кодекс выделяет в качестве самостоятельного преступления необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы, либо иное умышленное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина (ст. 199 УК). Под иным умышленным нарушением законодательства о труде, повлекшем причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина, следует считать нарушение, при котором нанимателем нарушен прямой запрет или не выполнено императивное предписание закона. Уголовная ответственность наступает только в случае, когда в действиях должностного лица имеется вина в форме умысла. За совершение действий, предусмотренных ст. 199 УК, виновное лицо наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами на срок до двух лет.Статья 204 УК предусматривает ответственность за незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной такой информации, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина. Данные правонарушения наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.Статья 306 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые отвечают за их соблюдение. В понятие «правила охраны труда» включаются правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда (например, правила охраны труда отдельных категорий работников - инвалидов, несовершеннолетних, женщин и т.д.), а также правила охраны труда в отдельных отраслях производства. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за нарушения правил охраны труда, нарушения правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности при выполнении различного рода работ, за выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства и др.






