Охар.правовые формы стандартизации

Правила, общие нормы,принципы,и характеристики, касающиеся тех или иных видов продукции,излагаются непосредственно в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации к которым относятся:-технические регламенты-технические кодексы-стандарты,в том числе госуд.стандарты,стандарты,организаций.-технические условии.Технический регламент – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно или путем ссылки на технические кодексы установившееся практики или госуд. стандарты РБ, обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки,производства,экмплуатации(использования)хранения,перевозки,реализации и утилизации или оказания услуг. Разработка технических регламентов осущ. республ. органами гос. управления в пределах предоставленных им полномочий. технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий. Проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности и безвредности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья населения, согласовываются с Министерством здравоохранения Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента. техническом регламенте могут содержаться:правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент. Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления.Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики.Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим/Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:национальной безопасности;защиты жизни, здоровья и наследственности человека;охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;требования к технической и информационной совместимости;правила оформления технической документации;общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов/Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования информации о них устанавливается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их утвердившими.Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших.Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые им услуги.Государственные стандарты являются добровольными для применения.Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Государственные стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов.Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения.Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации.Технические условия вводятся в действие в сроки, установленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими.Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов. Оценка соответствияэто деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Оценка соответствия осуществляется в целях: − обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;− повышения конкурентоспособности продукции (услуг);− создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках− участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле. Принципами оценки соответствия являются − гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия;− обеспечение идентичности правил и процедур подтверждения соответствия продукции отечественного и иностранного производства;− соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия. Объектами оценки соответствия являются:− продукция;− процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;− оказание услуг;− система управления качеством; − система управления окружающей средой;− компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) в проведении испытаний продукции;− профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ,услуг;− иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия. Субъектами оценки соответствия являются: − Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов;− аккредитованные органы по сертификации;− аккредитованные испытательные лаборатории (центры);− заявители на аккредитацию;− заявители на подтверждение соответствия. Государственное регулирование в области оценки соответствия включает: − обеспечение единой государственной политики;− координацию работ по оценке соответствия;− установление единых правил и процедур выполнения работ по оценке соответствия;− утверждение перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязаельному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.Государственное регулирование и управление в области оценки соответствия осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации и иными органами. Оценка соответствия осуществляется в виде: − аккредитации − вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) в проведении испытаний продукции;− подтверждения соответствия − вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям ТНПА. Документы об оценке соответствия действуют на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: − аттестат аккредитации;− сертификат соответствия;− декларация о соответствии;− сертификат компетентности.




double arrow
Сейчас читают про: