Международные межправительственные организации как субъект МП. (с. 149)

Любая межправительственная организация является субъектом МП. Она является субъектом современного МП прежде всего потому, что гос-ва согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностями, кот-ые четко определены в учредительных актах и полностью соответствуют основным принципам МП. Межправительственные организации являются субъектами МП потому, что их учредительные акты регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, т.е. межгосударственные по своему характеру отношения.

Некоторые отечественные ученые значительное время не признавали международные межправительственные организации в качестве субъектов МП. Даже в современный период в различных источниках можно встретить преуменьшение роли этих организации в качестве субъектов МП по следующим причинам:
- утверждается, что международные межправительственные организации не обладают суверенитетом. У них на первое место выходят суверенные права, а не суверенитет;

- у организаций отсутствует воля, т.е. признак обязательный для субъекта. Гос-во, вступая в организацию передает свою волю и складывается коллективная воля, кот-ая сложилась из воли гос-в-членов.

Межправительственные организации – объединения государств, созданные на основании договора для выполнения определенных целей, имеющие соответствующие системы органов, обладающие правами и обязанностями, отличающимися от прав и обязанностей государств-членов и утвержденные в соответствии с международным правом. Являются производными членами МП, т.е. создаются на основании учредительного акта государств. Этот акт является уставом.

Права и обязанности ММО четко определены в учредительных актах в соответствии с МП.

Учредительные документы регулируют:

1)вопросы членства

2)правовой статус организации

3)полномочия на заключение международных договоров

4)цели и задачи организации

5)полномочия его органов

6)порядок взаимоотношения с государствами-членами, не членами и иными международными организациями

Любая международная организация имеет право размещать представительства на территории государств-членов. Международные организации обладают специальной правосубъектностью, т.к. они ограничены целями и уставом.

Межд. межпр. Орг не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе и наделяются определенной компетенцией, зафикс в учредительных документах.

В уставе определяется цели, структура, компетенция. Правосубъектность носит функциональный характер. Права МО:
- участвовать в создании межд-правовых норм

- право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения

- право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленной как организации, так и ее сотрудникам

- право рассматривать споры между участниками, а внекоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

11. Понятие, источники и принципы права международных договоров. (с 268!)

Право международных договоров как отрасль международного права — это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.

Право международных договоров можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества. Без договоров практически невозможно дальнейшее развитие международного права.

Основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями от 21 марта 1986 г.

Обе конвенции констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права. Следует также иметь в виду значение обычаев в связи с тем, что отдельные государства не являются участниками Конвенции о праве международных договоров, а другая названная Конвенция пока не вступила в силу.

Немаловажное значение в регламентации договорной деятельности государств имеет внутригосударственное законодательство. В конституциях и других законодательных актах указываются органы государства или лица, которые уполномочены вести переговоры, заключать договоры, устанавливается порядок их ратификации, исполнения, денонсации.

Международный договор является источником права. Это, во-первых, результат международного правотворчества как процесса согласования воли заинтересованных государств, и, во-вторых, форма, которая содержит нормы международного права, регу­лирующего межгосударственные отношения путем установле­ния прав и обязанностей участников-государств [16, с. 86].

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, которым регулируются определенны виды правоотношений и устанавливаются для его участников соответствующие права и обязанности. Международный договор играет значительно большую роль в регулировании частных правоотношений с иностранным элементом, чем в какой-либо иной области внут­ригосударственных отношений. Республикой Беларусь заключено большое число международных договоров, содержащих правила международного частного права. Прежде всего это торговые договоры, соглашения о товарообороте, платежи и т.д.

Регулируя отноше­ния между государствами, договоры обязывают государства, в том числе обеспечить применение предусмотренных в них правовых предписаний в сфере своей юрисдикции. Государство бе­рет на себя обязательство принять все необходимые меры для того, чтобы сформулированные в договоре нормы применялись повсеместно на его территории всеми физическими и юриди­ческими лицами и его правоприменительными органами. По­следние подчиняются только национальному праву. Отсюда следует, что для осуществления норм международных договоров им следует придать силу национального права. Это сделает их юридически обязательными для участников частноправовых отношений. Юридический механизм данного процесса преду­сматривается внутренним правом государства и обычно имену­ется трансформацией международно-правовых норм в националь­но-правовые.

Таким образом, международ­ный договор, не имплементированный в национальное право, не имеет прямого применения во внутригосударственной сфере и, следовательно, не является источником внутреннего права, в том числе и международного частного права как одной из отраслей внутреннего права.

Итак, международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих участие в них, то есть представляют собой соглашение государств относительно признания норм в качестве юридически обязательных правил поведения [21, с. 157].

В зависимости от органов, заключающих договоры, различают три вида международных договоров – межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Все международные договоры подразделяются на многосторонние и двусторонние. Республика Беларусь является стороной двусторонних договоров об оказании правовой помощи, которые были заключены с Литвой, Латвией, Польшей и другими странами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: