Классификация раздаточных коробок по типу привода

Содержание

Назначение………………………………………………………………………………………………2

Предъявляемые требования…………………………………………………………………..2

Классификации раздаточных коробок……………………………………………………2

Типовые конструкции……………………………………………………………………………..2

Уход в эксплуатации………………………………………………………………………………..7

Список литературы…………………………………………………………………………………..8

Назначение

Раздаточная коробка служит для распределения вращающего момента между ведущими мостами. Кроме того, в раздаточной коробке может осуществляться также увеличение момента, подводимого к ведущим колесам ТС. Как правило, в раздаточной коробке предусматривается устройство для включения и отключения переднего ведущего моста, а иногда от раздаточной коробки обеспечивается привод дополнительных агрегатов (например, коробки отбора мощности).

Требования, предъявляемые к раздаточным коробкам.

Они должны:

  • распределять крутящий момент по ведущим мостам таким образом, чтобы обеспечивалась наилучшая проходимость автомобиля;
  • иметь возможность создания больших передаточных чисел для преодоления повышенных сопротивлений движению автомобиля;
  • иметь устройства, предотвращающие перегрузку деталей трансмиссии при включении демультипликатора;
  • не создавать повышенный уровень шума;
  • иметь высокий КПД.

Классификация раздаточных коробок по типу привода.

Если все выходные валы раздаточной коробки имеют жесткую механическую связь, привод называется блокированным. Если связь выходных валов раздаточной коробки обеспечивается через дифференциал, привод называется дифференциальным.

Существуют также раздаточные коробки, обеспечивающие временное подключение одной из ветвей трансмиссии посредством автоматических устройств отбора мощности.

В соответствии с конструктивной схемой трансмиссии раздаточные коробки передач могут отличаться числом выходных валов: обычно их два, но при параллельном приводе ведущих мостов грузового автомобиля может быть и три.

Конструкция раздаточных коробок.

Раздаточная коробка с блокированным приводом на передний и задний мосты автомобиля показана на рисунке. Картер 3 раздаточной коробки прикреплен к поперечине рамы автомобиля. В гнездах картера на шариковых подшипниках установлены ведущий вал 2, вал 7 привода заднего моста, промежуточный вал 8, вал 10 привода переднего моста. Кроме того, опорой ведущего вала служит радиальный роликовый подшипник, расположенный в гнезде вала 7 привода заднего моста, а опорой вала 7 — шариковый подшипник, размещенный в крышке 6. Зубчатые колеса раздаточной коробкипрямозубые.
Когда шестерня 4 перемещена в крайнее правое положение и ее зубья введены в зацепление с внутренним венцом шестерни 5, в раздаточной коробке включена вторая — прямая передача. Крутящий момент от вала 2 передается непосредственно на вал 7, а от него на задний ведущий мост автомобиля. Так как шестерня 9 занимает положение, показанное на рис., крутящий момент на передний мост не передается.
Для включения переднего моста шестерню 9 перемещают вправо, вводя ее в зацепление с колесом 11. При этом крутящий момент от ведущего вала 2 через зубчатые колеса 4, 5, 9 и 11 передается на вал 10 привода переднего моста.
Первую — понижающую передачу — включают перемещением шестерни 4 в крайнее левое положение, вводя ее в зацепление с колесом 1. Крутящий момент от ведущего вала через шестерню 4 будет передаваться на колесо 1, вал 8 и шестерней 9 соответственно на колеса 5 и 11 и на валы 7 и 10.
Механизм переключения передач раздаточной коробки имеет блокирующее устройствозамок, препятствующий включению первой передачи, когда выключен привод переднего моста, а также выключению этого привода при включенной первой передаче. Такой замок предохраняет механизмы привода колес заднего ведущего моста автомобиля от больших нагрузок, уменьшая вероятность их поломок. Замок имеет два сухаря 75 и 16, установленных в канале картера между ползунами 14 и 17. Под действием разжимной пружины сухари входят в углубления ползунов. На ползуне 14 переключения передач выполнено три углубления. В среднее углубление 12 сухарь 15 входит при нейтральном положении шестерни 4, в крайние 13 и 20 меньшей глубины — при включении соответственно прямой или понижающей передач. Между углублениями 12 и 13 на ползуне 14 сделана лыска. На ползуне 17 включения переднего моста выполнено два углубления: 18 (увеличенной глубины) для включения переднего моста и 19 для выключения переднего моста. В положении ползунов, показанном на рисунке (б), включены вторая — прямая передача и передний мост, а в положении, данном на рисунке, (в), — первая понижающая передача и передний мост. Выключить передний мост во втором случае невозможно, так как зазор между сухарями замка меньше углубления 18. При выключенном приводе переднего моста сухарь 75 из углубления 72 можно переместить только в углубление 13 по лыске на ползуне 14, имеющейся между этими углублениями.
Привод управления раздаточной коробкой имеет два рьгчага: рычаг переключения передач, соединенный с ползуном 14, и рычаг включения переднего моста, связанный с ползуном 17. Включать передний мост можно без выключения сцепления, так как угловые скорости зубчатых колес 9 и 11 практически одинаковы.

Раздаточная коробка автомобили ГАЗ-66:

· а — конструкция;

· 6 — положение деталей замка на прямой передаче;

в положение деталей замка на понижающей передаче.
Раздаточная коробка с дифференциальным приводом (с межосевым дифференциалом) на передний и задний мосты представлена на рисунке. Крутящий момент от коробки передач поступает на ведущий вал 2, на котором свободно установлены шестерня 5 низшей и шестерня 3 высшей передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими колесами промежуточного вала 6. Колесо высшей передачи промежуточного вала находится также в постоянном зацеплении с колесом 12, установленным на корпусе межосевого симметричного дифференциала. Сателлиты 9, вращающиеся на оси 10, находятся в зацеплении с шестернями 8 и 11 дифференциала.
Коническая шестерня 11 дифференциала установлена на валу 14 привода переднего моста, а другая коническая шестерня 8 — на валу 7 привода заднего моста. Блокируют дифференциал муфтой 13, а включают высшую или низшую передачи муфтой 4.

Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»:

· 1 — привод спидометра;

· 2 — ведущий вал;

· 3 — шестерня высшей передачи;

· 4 — муфта включения передач;

· 5 — шестерня передачи;

· 6 — промежуточный вал;

· 7 — рал привода заднего моста;

· 8 и 11 — шестерни дифференциала;

· 9 — сателлит дифференциала;

· 10 — ось сателлита;

· 12 — зубчатое колесо корпуса дифференциала;

· 13 — муфта блокировки дифференциала;

· 14 — Вал привода переднею моста

.
Раздаточная коробка с дифференциальным приводом на передний и остальные два (промежуточный и задний) ведущие мосты показана на рисунке. В ней крутящий момент от ведущего вала 4 к валу 1 привода переднего моста и к валу 12 привода промежуточного и заднего мостов передается через несимметричный дифференциал. Все зубчатые колеса раздаточной коробки имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении. Включение низшей передачи в раздаточной коробке осуществляется перемещением муфты 6 вправо, а высшей — влево.
Межосевой дифференциал раздаточной коробки выполнен по схеме, представленной на рисунке, (е). На корпусе дифференциала закреплено зубчатое колесо 13 (рис.), получающее вращение от шестерни 9 промежуточного вала 10. С корпусом дифференциала соединено водило 15, на осях которого установлены четыре сателлита 11. Сателлиты находятся в зацеплении с солнечной шестерней 16 и коронным зубчатым колесом 14. От шестерни 16, крутящий момент передается на вал привода переднего моста, а от колеса 14 — на вал привода промежуточного и заднего мостов.
В данной конструкции дифференциала одна треть момента передается на передний мост и две трети — на, задний и промежуточный мосты. При необходимости дифференциал может блокироваться муфтой 17. Наличие межосевого дифференциала в раздаточной коробке не исключает в этой конструкции дополнительных нагрузок между промежуточным и задним мостами.
При установке в трансмиссии раздаточной коробки привод зубчатых колёс 3 спидометра осуществляется от одного из ее валов.

Раздаточная коробка автомобиля «Урал-375»:

· 1 — вал привода переднего моста;

· 2 и 9 — зубчатые колеса промежуточного вала;

· 3 — шестерни спидометра;

· 4 — ведущий вал;

· 5 и 7 — шестерни ведущего вала;

· 6 — муфта включения передач;

· 8 — картер;

· 10 — промежуточный вал;

· 11 — сателлит дифференциала;

· 12 — вал привода промежуточного и заднего мостов;

· 13 — Зубчатое колесо корпуса дифференциала;

· 14 — коронное зубчатое колесо дифференциала;

· 15 — водило дифференциала;

· 16 — солнечная шестерня дифференциала;

· 17 — муфта блокировки дифференциала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: