Хозяйство и материальная культура цыган

В дореволюционный период сибирские цыгане имели широкий круг традиционных занятий. Они занимались ремеслом, в том числе кузнечным, ювелирным делом, изготовляли металлическую посуду, решёта, корзины. В цыганских общинах широкое распространение получило коневодство. Цыгане осуществляли покупку и продажу коней, оказывали услуги по их перегону и лечению. Разведение лошадей и торговля ими играли значительную роль в жизнеобеспечении цыганских семей.

Структура цыганских занятий.
1.Ремёсла.
2.Торговля.
3.Пение, танцы и инструментальная музыка.
4.Выступления с дрессированными животными.
5. Гадание.
6.Попрошайничество.

Помимо занятий ремеслами и торговлей цыгане на праздниках развлекали население вокально-танцевальными выступлениями. Цыганки занимались гаданием, ворожбой, знахарством. Несмотря на бродячий образ жизни, профессиональное нищенство не получило среди цыган широкого распространения. Основными источниками средств к существованию для цыганских семей служили продажа ремесленной продукции, ло­шадей, художественное творчество и совершение магических обрядов.

Занимаясь ремеслом, пением или гаданием, цыгане объединялись в коллективы, каждый член которых работал наравне с другими и получал денежный пай. Распределение доходов внутри «артели» носило уравнительный характер, что препятствовало социальному расслоению цыганской общины.

«Самые любимые их ремёсла: кузнечное, котельное, решётное, корзинщиков, метельщиков и кирпичников», - информирует в 1864 году журнал «Вокруг света». «Всего более между цыганами кузнецов. В Якобштадте цыганы выделывают лучшие серпы и продают свои произведения в значительном количестве. Кузнец цыган работает очень живо, разумеется, если ему ничего не заплатили вперёд, и выполняет всякую работу очень ловко... Земледелием цыган сам занимается очень редко, но охотнее нанимается в подёнщики к саксонским землевладельцам. Особенно ловко умеют цыганы жать, по своей гибкости и живости. Многие из них получают от помещиков участки, на которых они сеют кукурузу, с условием помогать при жатве на хозяйских полях.»
Другой автор того периода пишет: «Так же легко цыган изготовляет всякого рода проволочные вещи, сита и мышеловки, красивые цепочки и клетки. Из дерева он вырезывает разные фигуры для палок и трубок, ложки, тарелки, чашки, кубки и палки.» Перечень ремёсел в Восточной Европе был очень велик. Цыгане и цыганки делали мётлы и веники, бельевые верёвки, мыли золото, тачали сапоги, брили, стригли, рыбачили, разводили скот и птицу, выдалбливали корыта и вырезали ложки.

Цыганка за работой. Середина XX века. Цыганки продают мётлы и веники.

«В хорошую погоду цыган-кузнец трудится под открытым небом, сидя на земле, - рассказывает венгерский автор конца XIX века. - Его жена, если она дома, сидит рядом с ним и раздувает огонь, окружённая детьми, которые наблюдают, как ловко он работает. Он делает гвозди, подковы, лемеха плугов, дверные петли, болты, железные кольца, складные ножи, ёршики, замки, мышеловки; изготавливает котелки, обувные набойки, мастерит буравчики, скобели для выдалбливания корыт, сечки, горшки для мяса, сковороды, колпаки для дымовых труб.» Были цыгане-ремесленники и в России. В 1870 году один из российских журналов отмечает: «Из числа их есть отличные кузнецы, и почти каждый из них удовлетворительно знает своё ремесло, не исключая и женщин. Они обыкновенно разъезжают по деревням, где мало бывает, или почти совсем не бывает кузнецов из местных жителей; а если и есть, то занимаясь хозяйством, не всегда имеют времени удовлетворять потребностям целой деревни... В каждой деревне они остаются столько времени, насколько хватает работы в ней, затем отправляются дальше; летом они разбивают палатки, где и работают, а зимой нанимают дома у жителей и устраивают при них кузницы».

Существовали промыслы, которые требовали если не оседлости, то долгосрочного пребывания на одном месте. Прежде всего это изготовление и обжиг кирпичей (цыгане брали большие подряды, например, на поставку кирпича для воинских казарм); 23 так называемые цыгане-корытники также задерживались на месяцы или даже годы в местах, где росли деревья с большим диаметром стволов. Часто они подрабатывают сезонными работниками, издольщиками, подёнщиками, в то время как их женщины ходят попрошайничать; однако есть места, где цыганки разводят птицу или свиней.

Корытник со своими изделиями.

Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда были ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы древнего индийского фасона сохранились до наших дней. В этот комплекс костюма, будто бы, входили широкая пёстрая юбка у женщин и жилетка у мужчин. Этот взгляд по всем позициям является неверным. Этнографы уже доказали, что старинная цыганская одежда не имела ничего общего с той, которая существует сейчас. Как и всё остальное, костюм надо рассматривать в историческом контексте. Что касается исходного слоя материальной культуры, сейчас представляется возможным сделать лишь несколько замечаний, касающихся скорее даже не костюма, а отношения к наготе. Как уже говорилось, у цыган существует система табу, называемая "пэкэлимос". Эти табу относятся к нижней части женского тела. Практическим следствием данной системы взглядов было то, что цыганки достаточно равнодушно относились к обнажению груди, но стремились прикрыть ноги хотя бы ветхим куском ткани.

Цыганские девушки наряде Румынская цыганка

Большая тяга к золоту и серебру объясняется чисто материальными факторами. Известно, что в Индии даже самые бедные семьи стремятся иметь на чёрный день капитал в виде золотых браслетов, серёг, колец и тому подобного. Естественно, соответствующие восточные привычки не могли не закрепиться у цыган, которые в силу кочевого образа жизни были лишены возможности вкладывать деньги в землю и недвижимость. Более того, кочевникам было неудобно зарывать клады, или, уходя на заработки, оставлять своё единственное богатство в шатре - под ненадёжным присмотром маленьких детей и стариков. Обычай носить на себе золото и серебро сказался на ментальности цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец, заработав определённую сумму, в первую очередь обзаводится домом, приличной одеждой, и только потом одевает драгоценности, то у цыган всё обстоит иначе.

Ландшафт влияет и на тип цыганского шатра. Ошибочно думать, что цыгане повсюду раскладывают палатки одинаково. Некоторые группы цыган ставят свои палатки в виде свода. Эта конструкция напоминает цыганскую повозку, накрытую сверху тканью. Полукруглые согнутые жерди связаны между собой и образуют очень прочную крышу. Скорее всего палатку такого типа стали делать по аналогии с верхом цыганского фургона. Её недостатком является то, что она неудобна при частых перекочёвках, поскольку много времени тратится на её складывание и раскладывание. «Классический» цыганский шатёр, это палатка кэлдэраров. На котлярском диалекте шатёр называется цэра, катуна. Места для стоянок венгерские цыгане выбирали близ воды, рядом с лесом, иногда даже на лесных опушках. Поскольку высокие деревья гасят порывы ветра, заострённый вверх силуэт был совершенно естественен.

Кэлдэрарские шатры, разбитые на окраине французского городка в 1867 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: