Цыганское сообщество имело традиционную социальную организацию. Его низовой ячейкой являлась большая патриархальная семья, возглавляемая самым старшим мужчиной. Второй ступенью был род, во главе которого стояли старейшины. Они формировали цыганский суд (сэндо), выступавший арбитром в спорах семейно-родовых кланов. Роды объединялись в табор, которым руководил баро или баро шэро («большой», «большая голова»). В круг его обязанностей входила защита членов общины от разорения, принятие в табор новых людей и изгнание неугодных, установление внешних связей с другими цыганскими сообществами и местными властями.
Отношения внутри цыганского сообщества регламентировались с помощью норм обычного права. Члены общины в зависимости от пола и возраста имели различные права и обязанности. Мужчина, являвшийся полновластным главой семьи, владел и распоряжался ее имуществом, мог стать родовым старейшиной или вожаком табора. Круг занятий женщин ограничивался воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, зарабатыванием средств на пропитание семьи. Цыганка, вступившая в брак, находилась под опекой мужа, а после его смерти — старшего сына или брата. Пожилые женщины, пользуясь большей свободой, участвовали в сходках и выражали собственное мнение относительно вопросов внутренней жизни цыганских таборов.
|
|
Основная функция цыганской общины состояла в трансляции традиционного образа жизни от зрелого поколения к подрастающему. Взрослые передавали детям навыки основных цыганских занятий. Мальчики обучались ремеслу и коммерции, девочки — ведению домашнего хозяйства, ворожбе, гаданию. Дети получали представление о нормах поведения в цыганской общине, обучались музыкальному искусству, пению, танцам. Подавляющее большинство цыган, осваивая необходимые практические навыки, не получали систематического образования в русских учебных заведениях.
Переход к оседлости и обязательное трудоустройство способствовали разложению традиционного уклада жизни цыганских общин. Цыгане лишились возможности заниматься гаданием, ворожбой, знахарством. Цыганские трудовые коллективы включались в состав государственных предприятий и совхозов. В этих условиях большинство цыган стремились освоить новые сферы занятости, связанные с их традиционными занятиями. Цыгане, получившие право содержать коней в домашнем хозяйстве, занимались частным извозом.
Изменения в сфере занятости и образе жизни цыган оказали значительное влияние на социальную организацию их сообщества. Переход к оседлости сопровождался ослаблением межродовых связей и распадом большинства таборных общин. Незначительная часть таборов превратилась в поселки, которые с разрешения органов власти иногда переносились в другое место. В утративших традиционную структуру цыганских общинах произошло исчезновение института власти в лице таборного вожака.
|
|
Основной ячейкой социальной структуры цыганского сообщества остается семейно-родовой клан. Кланы по территориальному принципу объединены в этнические общины, внутри которых сохраняются традиционный образ жизни и нормы поведения.
Традиционный цыганский табор, это объединение нескольких семей. Члены табора не обязательно были родственниками. Они кочевали вместе по разным причинам - чаще всего из соображений безопасности. Самый большой котлярский табор включал в себя 20-25 палаток. От табора в любое время могла отделиться одна из семей. Заработанные деньги делились на всех, в том числе на стариков.
Распространённой формой организации труда была вортэчия. Вортэчия - это товарищество. Создавалось оно для совместной работы. Несколько человек собирались вместе (отдельно мужчины, отдельно женщины) и божились друг другу, что не будут утаивать доходы, которые должны делиться на всех. Расходы тоже оплачивали все члены товарищества. Неженатому мужчине (или незамужней девушке) давали половину пая. Вортэчия у русских цыган называется амал.
Основной составляющей табора, естественно, являлась семья. По материалам XIX-XX веков можно сделать вывод, что в основном семья кочующих цыган состояла из родителей и детей, то есть это была простая семья, обычно многодетная. Но согласно данным, полученным нами от информаторов, мы можем с уверенностью сказать, что наряду с простой семьёй сохранялась и сложная. В документах мы имеем перечень состава некоторых цыганских семей. Он свидетельствует о многочисленности семей, значительном их разнообразии по родственным отношениям и возрасту их членов.
Важнейшим общественным институтом у всех групп цыган был и остаётся так называемый цыганский суд. Цыгане настаивали на собственном судопроизводстве в первую очередь потому, что были уверены: чужаки, не знающие их обычаев, никогда не смогут рассудить их по справедливости. Крис или сэндо - это названия цыганского суда. В него входили в основном цыгане пожилого возраста; один из них вёл суд. По сути это было собрание, где разбирали конфликт и выносили решение, которое выполнялось беспрекословно. Все расходы на проведение собрания несла сторона, которая требовала разбора дела. В местах компактного проживания и сегодня такой суд является единственной формой решения любого спорного вопроса. К официальным властям цыгане предпочитают не обращаться.