Социальный строй и общественная организация

Цыганское сообщество имело традиционную социальную организацию. Его низовой ячейкой являлась большая патриархаль­ная семья, возглавляемая самым старшим мужчиной. Второй ступенью был род, во главе которого стояли старейшины. Они формировали цыганский суд (сэндо), выступавший арбитром в спорах семейно-родовых кланов. Роды объединялись в табор, которым руководил баро или баро шэро («большой», «большая голова»). В круг его обязанностей входила защита членов общины от разорения, принятие в табор новых людей и изгнание неугодных, установление внешних связей с другими цыганскими сообществами и местными властями.

Отношения внутри цыганского сообщества регламентиро­вались с помощью норм обычного права. Члены общины в зависимости от пола и возраста имели различные права и обязанности. Мужчина, являвшийся полновластным главой семьи, владел и распоряжался ее имуществом, мог стать родовым старейшиной или вожаком табора. Круг занятий женщин ограничивался воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, зарабатыванием средств на пропитание семьи. Цыганка, вступившая в брак, находилась под опекой мужа, а после его смерти — старшего сына или брата. Пожилые женщины, пользуясь большей свободой, участвовали в сходках и выражали собственное мнение относительно вопросов внутренней жизни цыганских таборов.

Основная функция цыганской общины состояла в трансляции традиционного образа жизни от зрелого поколения к подраста­ющему. Взрослые передавали детям навыки основных цыганских занятий. Мальчики обучались ремеслу и коммерции, девочки — ведению домашнего хозяйства, ворожбе, гаданию. Дети получали представление о нормах поведения в цы­ганской общине, обучались музыкальному искусству, пению, танцам. Подавляющее большинство цыган, осваивая необходимые практические навыки, не получали систематического образования в русских учебных заведениях.

Переход к оседлости и обязательное трудоустройство способствовали разложению традиционного уклада жизни цыганских общин. Цыгане лишились возможности заниматься гаданием, ворожбой, знахарством. Цыганские трудовые коллективы включались в состав государственных предприятий и совхозов. В этих условиях большинство цыган стремились освоить новые сферы занятости, связанные с их традиционными занятиями. Цыгане, получившие право содержать коней в домашнем хозяйстве, занимались частным извозом.

Изменения в сфере занятости и образе жизни цыган оказали значительное влияние на социальную организацию их сообщества. Переход к оседлости сопровождался ослаблением межродовых связей и распадом большинства таборных общин. Незначительная часть таборов превратилась в поселки, которые с разрешения органов власти иногда переносились в другое место. В утративших традиционную структуру цыганских общинах произошло исчезновение института власти в лице таборного вожака.

Основной ячейкой социальной структуры цыганского сообщества остается семейно-родовой клан. Кланы по территориальному принципу объединены в этнические общины, внутри которых сохраняются традиционный образ жизни и нормы поведения.

Традиционный цыганский табор, это объединение нескольких семей. Члены табора не обязательно были родственниками. Они кочевали вместе по разным причинам - чаще всего из соображений безопасности. Самый большой котлярский табор включал в себя 20-25 палаток. От табора в любое время могла отделиться одна из семей. Заработанные деньги делились на всех, в том числе на стариков.

Распространённой формой организации труда была вортэчия. Вортэчия - это товарищество. Создавалось оно для совместной работы. Несколько человек собирались вместе (отдельно мужчины, отдельно женщины) и божились друг другу, что не будут утаивать доходы, которые должны делиться на всех. Расходы тоже оплачивали все члены товарищества. Неженатому мужчине (или незамужней девушке) давали половину пая. Вортэчия у русских цыган называется амал.

Основной составляющей табора, естественно, являлась семья. По материалам XIX-XX веков можно сделать вывод, что в основном семья кочующих цыган состояла из родителей и детей, то есть это была простая семья, обычно многодетная. Но согласно данным, полученным нами от информаторов, мы можем с уверенностью сказать, что наряду с простой семьёй сохранялась и сложная. В документах мы имеем перечень состава некоторых цыганских семей. Он свидетельствует о многочисленности семей, значительном их разнообразии по родственным отношениям и возрасту их членов.

Важнейшим общественным институтом у всех групп цыган был и остаётся так называемый цыганский суд. Цыгане настаивали на собственном судопроизводстве в первую очередь потому, что были уверены: чужаки, не знающие их обычаев, никогда не смогут рассудить их по справедливости. Крис или сэндо - это названия цыганского суда. В него входили в основном цыгане пожилого возраста; один из них вёл суд. По сути это было собрание, где разбирали конфликт и выносили решение, которое выполнялось беспрекословно. Все расходы на проведение собрания несла сторона, которая требовала разбора дела. В местах компактного проживания и сегодня такой суд является единственной формой решения любого спорного вопроса. К официальным властям цыгане предпочитают не обращаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: