V.1. Общие начала правового положения лиц в частном праве

Римское гражданское право (jus civile) не заключало общего по­нятия «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового поло­жения, формируемого в том числе и публичным правом. Человек вооб­ще — это категория jus gentium, категория абстрактная и не создающая безусловной предпосылки для признания его правоспособности и деес­пособности в сфере частного права.

Для того, чтобы выступать полноправным субъектом в сфере ча­стного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек дол­жен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он дол­жен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права. На ха­рактеристику человека как лица гражданского права влияли несколько об­стоятельств: его состояние свободы или несвободы (status libertatis), состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п. (status civitatis), его положение в римской семье (status familiae). Отсутствие какого бы то ни было статуса не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права, предполагалось, могло быть лицо, находящееся в свободном состоянии, принадлежащее к римскому гражданству и занимающее особое положение в римской се­мье в качестве persona sui juris, т.е. обладающее завершенной дееспособностью; дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям (см. § II.3).

Состояние полной правоспособности включало в себя несколько наиболее существенных элементов: 1) jus conubii —право вступать в пол­ноценный, признанный законом брак, рождающий для всех членов се­мьи равные и предусмотренные законами выгоды и последствия; 2) jus commercii — право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных прав, вступать в различные пре­дусмотренные сделки; 3) testamenti factio —обладание завещательной спо­собностью, т.е. правом распоряжаться своим имуществом и правом полу­чать по завещанию; 4) legis actio — право подавать законные иски и соответственно пользоваться предусмотренными квиритским правом фор­мами охраны своих интересов. Все эти совокупности правомочий были настолько важны для римского гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по тре­бованиям цивильного права и т.д.

Отсутствие однозначного обладания каким-либо из трех важней­ших статусов гражданского права могло дать основу для юридического спора. Состояние свободы (или несвободы), положение в римской семье (самовластное или подвластное) могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски — средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства — принадлежность к римскому граж­данству определялась публично-правовыми средствами и публично-пра­вовым порядком гарантировалась.

Не подлежал оспариванию также объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъек­та. Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полной пра­воспособностью — caput, невзирая на положение в семье, и никогда не мог­ли претендовать на таковое. Безусловным отсутствием полноценной caput характеризовались несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными граж­данами). Не могли претендовать на caput гражданского права лица, находив­шиеся в другом сословном положении, определяемом как общим граждан­ским публично-правовым статусом этих лиц, так и их происхождением.

(II.2.2) Приобретение прав гражданства.

Права римского гражданина могли приобретаться двояким в правовом отношении пу­тем: 1) в силу установлений естественного права, санкционированного законами; 2) в силу непосредственных предписаний публичного права. В первом случае публичное право только санкционировало обретение граж­данства естественным путем, и только в особых случаях (строго единичных и на основе судебных решений) могли быть приняты ограничения на такое приобретение прав гражданства. Во втором случае предписания пуб­личного права, будучи по своему смыслу правом исключительным, или специальным (см. I.2.2), не могли быть оспариваемы частным лицом, пре­тендующим на распространение на него аналогичного статуса.

В силу установлений естественного права приобреталось рим­ское гражданство (1) путем рождения от родителей, состоящих в пра­вильном (согласно требованиям гражданского права заключенном) бра­ке, причем оба родителя должны были (это подразумевалось понятием правильного брака) быть римскими гражданами; (2) через усыновление, совершенное полноправным римским гражданином в соответствии с требованиями гражданского права и закрепленное специальной процедурой; (3) через освобождение из рабского состояния также соответственно тре­бованиям закона о процедуре этого. Обретение прав гражданства через освобождение из рабства в свою очередь было различным для ситуаций, когда освобождению подлежал прежде полноправный римский гражданин, временно находившийся в рабском состоянии (как военнопленный или как должник), и когда освобождение касалось «натурального» раба, не принад­лежавшего к римской общине. В первом случае речь шла в формальном отношении только о полном восстановлении права гражданства, во вто­ром — права римского гражданства предоставлялись только при соблюде­нии установленных требований и процедур, либо когда гражданство пре­доставлялось рабу одним из высших лиц «от имени римского народа».

В силу непосредственных предписаний публичного права гражданство обреталось (1) путем его индивидуального присвоения за лич­ные заслуги перед римским народом (свободному лицу иностранного граж­данства или без гражданства), а также (2) через законодательное поста­новление о предоставлении вообще прав римского гражданства жителям определенного города, провинции либо сословной категории. Родствен­ными в правовом смысле были также возможности (3) купить римское гражданство и (4) выслужить за 20 лет армейской службы.

Дополнительным основанием для приобретения прав римского гражданства в классическую эпоху, особенно в период республики, было обязательное проживание лица, претендующего на таковое, в Риме и вхож­дение в одну из территориальных единиц общины; позднее это требова­ние не было безусловным.

Приобретение прав римского гражданина достигалось тем са­мым совокупностью требований, согласующихся с т.н. правом по крови (jus sanguinis), по месту жительства (jus loco) и специальным правом узаконения гражданства (jus civitatis); причем последнее носило определяющий характер.

(II.2.3) Утрата и ограничения прав гражданства.

Представляя преимущественно в качестве привилегии сформированный правовой институт, римское гражданство не считалось обязательной естественной принадлежностью любого индивида, даже принадлежащего к римской общине по рождению, по имуществу и т.д. Статусу римского гражданина следовало соответствовать, т.е. соблюдать некоторые требования гражданского права и нравственно-общественного порядка. В случае «несоответствия» римское право предусматривало возможность отторжения от лица — навсегда или временно — этих прав, воз­можность лишения гражданства.

Римское гражданство утрачивалось (вне зависимости от физи­ческой судьбы индивида) вследствие (1) уголовных наказаний особого рода и (2) политического преследования, выразившегося в особом законном осуждении лица. Осуждение римского гражданина на смертную казнь, приговорение его к телесным наказаниям, к продаже в рабство за какие-либо преступления означало одновременное лишение прав гражданства; причем, как правило, в таких ситуациях не могло следовать восстановле­ния впоследствии прав гражданства. Временная утрата прав гражданства могла наступать в результате законного ареста, осуществленного по по­становлению должностного лица либо уголовного суда, а также изгнания на срок из пределов Рима (вообще из пределов Италии и т.п.); как прави­ло, такой утрате прав гражданства сопутствовало лишение и имущественных прав, — но только по индивидуальным постановлениям. Полная по­теря прав гражданства означала и утрату лицом своего частноправового статуса применительно к jus civile.

Особое явление с особыми юридическими последствиями со­ставляло т.н. умаление чести вследствие бесчестья (infamia). Бесчестье могло наступать по основаниям фактическим и по законным. Факти­ческое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом рав­ных морального облика или поведения лица (не пойманный вор, рас­путник, карточный шулер). В формально-правовом отношении это было как бы превентивное лишение равноправия: лицо, характеризующееся как turpitudо, устранялось из числа возможных свидетелей, от вообще решения общественно нравственных вопросов, возможных опекунов, канди­датов в должностные лица; turpitudо создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства. Законное бесчестье наступало в силу конкретного распоряжения закона или вообще граждан­ского права. Оно могло быть (1) непосредственным или (2) опосредован­ным. Непосредственное законное бесчестье (infamia juris immediata) сле­довало в случае причастности к образу жизни или поведению, осужденных законом: проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусст­вами, позорная отставка солдата и т.п. — и не требовало никаких инди­видуально-правовых постановлений. Опосредованное законное бесчес­тье наступало (infamia juris mediata) в качестве индивидуального акта по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных преступле­ний (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неиспол­нения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих (договоры поручения, товарищества, поклажи), а также обя­занностей по опеке. Результатом бесчестья (вне зависимости от его конк­ретного вида) была потеря публичных прав — на занятие почетных долж­ностей, на место при играх или религиозных церемониях, — а также ряда частных прав, прежде всего, наследования.

Умаление чести могло быть пожизненным или временным. В любом случае восстановление ее могло быть реализовано либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа. Восстановление чести (restitutio famae) могло происходить и в случае фактического бесчестья, когда верховная власть декларацией запрещала распространение впредь позорящих слухов и сопутствующего отношения к ходатайствующему о том лицу.

Ограничение прав римского гражданства, не следующее из пра­вового лишения его либо из умаления чести, могло последовать также по обстоятельствам религиозным или по признаку пола. Несоблюдение требований языческой религии в классическую эпоху с необходимостью. влекло общественное осуждение turpitude с общими для этого правовы­ми последствиями. В эпоху христианства как господствующей религии состояние римского гражданства подразумевало и обязательное испове­дание только христианского вероучения, причем в официально-канони­ческом, признанном государственной властью виде. Соответственно языч­ники, еретики и разного рода отступники от канонического христианства, иудеи и т.д. ни в каком случае не могли пользоваться правами римского гражданина. Таким образом, внутренние подразумеваемые требования к обладателю римского гражданства придавали этому институту не чисто правовой, а дополнительно своего рода этнически-элитарный смысл. Ограниченное понимание прав римского гражданства связывалось так­же с половой квалификацией: женщины обладали при соответствии со­вокупности требований правами римского гражданства, но содержание этих прав было иным, нежели у мужчин. Женщины не несли никаких публичных обязанностей и таким образом вообще были лишь условны­ми субъектами права; за исключением жриц культа Весты или позднее монахинь не подлежали ответственности за публичные правонарушения и преступления, не могли сами обращаться за судебной защитой. Кроме того, значительными были различия между гражданами мужского и жен­ского пола в области частных прав. Двуполое лицо (гермафродит) квали­фицировалось в зависимости от того, какие признаки в нем преоблада­ли — соответственно, и решался вопрос о качестве его гражданских прав.

В целом правовая конструкция римского гражданства основыва­лась на признании его публичной гарантией привилегий лица, по своим внутренним качествам достойного пользоваться состоянием индивиду­альной свободы: «Свобода есть способность делать то, что нравится, од­нако не быв к тому принуждену ни силой, ни правом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: