МТ – определенная форма МЭО, раскрывающая отношения обмена. Материальная основа ее развития – международное разделение факторов производства и, в частности, территориальное распределение факторов. МТ рассматривают как всеобщую форму МЭО (через МТ реализуются все прочие формы МЭО). К товарной форме обмена могут быть сведены все формы международной деятельности между государствами.
- внешнеторговый баланс, представлен в платежном балансе в строке «счет текущих операций»
Реэкспорт – вывоз ранее ввезенных товаров без обработки
Реимпорт – ввоз ранее вывезенных товаров без обработки
Внешнеторговая статистика отличается от общегосударственной. Учитывает величины ввоза и вывоза продукции через таможенную границу
Динамика
1. Возрастающая роль фактора транснационализации, представленной в основном внутрифирменной торговлей крупных ТНК, составляющих 35-40% объема МТ
2. Усиление роли и значения интеграционных союзов. В общем ЕС – 25% МТ, АСЕАН – 12% МТ.
3. Усиление факторов глобализации в направлении формирования единого мирового внешнеторгового пространства (во главе с ВТО, вырабатывающей правила и условия МТ)
Структура
2 плоскости:
1) по отношению к участникам – какую долю в МТ занимают (Фактический нынешний лидер МТ – Китай – 8,5%)
2) с точки зрения отраслевой направленности выделяют 5 товарных групп Топливо и сырье – рост мировых цен энергоносители, стали основным экспортером товаров для многих стран. Рост по стоимости определяется главным образом ростом цен, т.е. главной является ценовая составляющая.
Институты осуществления МТО (международного товарообмена)
МТП (международная торговая палата). Создана в 1919. Охраняет и преумножает принципы частного предпринимательства, выступает за свободный выход субъектов на мировой рынок. Объем – почти 120 стран. Представительства этих стран свидетельствуют о том, что это неправительственная организация союзов торговых палат стран. В России это ТПП (торгово-промышленная палата) с 1993
1. СТС (совет таможенного сотрудничества). Создан в 1952. В России это ГТК (государственный таможенный комитет) – правительственная организация
В 1999 совместно с ВТО СТС принял конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Оказывает таким образом большую помощь ВТО в деле формирования таможенных процедур.
1. в рамках ВТО были выработаны принципы организации ВТК (внешнеторгового контракта) с 1936
2. 1980 – подписана Венская конвенция, декларирующая процедуры осуществления ВТК через систему выработанных унифицированных принципов. В Венской конвенции определена классификация международной номенклатуры: 1 редакция – брюссельская (1959), 2 редакция, которая применяется и сейчас – атавская (Атава – столица Канады) (1987)
3. ЮНСТАД (1964) – конференция ООН по торговле и развитию → защита прав и позиций РС
Сама организацию МТ сведена к организации отдельных товарных рынков, имеющих собственную организацию. Товарные рынки сырьевой и продовольственной продукции организованы по принципы формирования МТ объединений (ОПЕК, организация экспортеров кофе). Объединений по машинно-технической продукции нет, т.к. в этой роли выступают крупные фирмы.
Анализ изменений в международной торговле предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых, темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре: товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран).
Опережающий рост мировой торговли по сравнению с ростом производства является одной из важных характеристик современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.
В послевоенный период динамика роста международной торговли по сравнению с динамикой роста мировой экономики характеризовалась следующими данными:
1954-1963 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговли составил 7,1 %, рост мировой экономики— 5,2%;
1964-1973 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговли составил 8,7 %, рост мировой экономики — 5,7%;
1974-1990 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговли составил 4,5 %, рост мировой экономики — 3,2%;
1991-1996 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговли составил 5,6%, рост мировой экономики — 1,5%.
Динамизм торговли и повышение ее значения в мировой экономике обусловлены рядом обстоятельств:
— сдвиги в производстве, происходившие под воздействием научно-технической и информационной революции сопровождавшиеся развитием специализации и кооперации в международном масштабе;
— либерализация внешней торговли, которая содействовала развитию международного товарообмена благодаря снижению таможенных пошлин;
— экономическая интеграция, которая, отменяя ограничения в торговле между странами, заключившими соответствующие соглашения, способствовала ускорению роста их взаимного товарооборота;
— переход ряда развивающихся стран в группу новых индустриальных стран.
Для современной мировой торговли характерны следующие особенности:
— ускоренный рост объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков при растущей взаимозависимости;
— решающее значение в развитии международной торговли факторов, действующих в сфере производства. Ее рост в реальном выражении опирается на увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства. В динамике международной торговли находят отражение циклические колебания мировой экономики;
— преобладание промышленно развитых стран в международной торговле;
— увеличение к концу XX в. в мировой торговле доли развивающихся стран;
— расширяется внешняя торговля стран, входящих в интеграционные группировки;
— значительное расширение номенклатуры товаров, поступающих на мировой рынок;
— рост доли продукции обрабатывающей промышленности и услуг при сокращении доли сырьевых товаров;
— снижение удельного веса продовольствия в мировой торговле;
— разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары — с другой;
— развитие встречной торговли;
— развитие внутриотраслевой торговли, при которой все более значительная часть товаров, поступающих в международный оборот, представляет собой промежуточные продукты, а не конечные изделия;
— формирование нового рыночного сообщества, основанного на Интернете (Интернет-торговля, Интернет-рек- лама, Интернет-биржи, Интернет-инвестирование, Интернет-банкинг).