Характеристика конкуренции: concurro - столкновение.
Определение. Конкуренция – борьба производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции.
(Учебник) В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, оно порождается следующими условиями:
наличие множества равноправных рыночных субъектов;
полная экономическая обособленность каждого из них;
зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свой товар подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить дешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.
|
|
Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Сущность конкуренции проявляется в следующих её функциях:
1 обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль,
2 стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей,
3 дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются),
4 давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли,
5 ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.),
6 стимулирование снижения цен и повышение качества.(/Учебник)