(Учебник) Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости – это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
Монополия (лекция) («монос»- один, «полео» - продаю) – такое состояние рынка, когда одна или несколько фирм получают возможность диктовать рынку свои условия производства и сбыта продукции.
|
|
По природе своей монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. (/Учебник)
Следствия монополии:
· установление монопольно высоких цен (любые цены в пределах закона, которые может установить производитель)
· создание искусственного дефицита для увеличения сбыта
· тормоз для внедрения достижений НТП (научно-техн. прогресса)
· закрытие рынка; закрывает в нем информацию; рынок становится непрозрачным
· возможность применения дискриминации рынка или дискриминации цен. (Продажа одинаковых товаров различным потребителям на различных рынках по различным ценам, но при условии реализации сбыта одинаково.)
Виды конкуренции и монополии.
- по методам
1) ценовая (борьба за потребителя путем снижения цен (условия продажи, реклама, гарантия, обслуживание, ремонт)),
2) неценовая (конкуренция качества; конкуренция сервиса).
- по сфере, где проходит конкурентная борьба
1) внутриотраслевая (конкуренция производителей товара, приводит к установлению одной цены),
2) межотраслевая (конкуренция производителей различных товаров, приводит к переливу капитала между отраслями и выравниванию нормы прибыли).
- по уровню развития конкуренции
1) совершенная
2) несовершенная
СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ(Учебник)
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.