Конкуренция и монополия: взаимосвязь и противоречие

(Учебник) Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости – это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Монополия (лекция) («монос»- один, «полео» - продаю) – такое состояние рынка, когда одна или несколько фирм получают возможность диктовать рынку свои условия производства и сбыта продукции.

По природе своей монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. (/Учебник)

Следствия монополии:

· установление монопольно высоких цен (любые цены в пределах закона, которые может установить производитель)

· создание искусственного дефицита для увеличения сбыта

· тормоз для внедрения достижений НТП (научно-техн. прогресса)

· закрытие рынка; закрывает в нем информацию; рынок становится непрозрачным

· возможность применения дискриминации рынка или дискриминации цен. (Продажа одинаковых товаров различным потребителям на различных рынках по различным ценам, но при условии реализации сбыта одинаково.)

Виды конкуренции и монополии.

- по методам

1) ценовая (борьба за потребителя путем снижения цен (условия продажи, реклама, гарантия, обслуживание, ремонт)),

2) неценовая (конкуренция качества; конкуренция сервиса).

- по сфере, где проходит конкурентная борьба

1) внутриотраслевая (конкуренция производителей товара, приводит к установлению одной цены),

2) межотраслевая (конкуренция производителей различных товаров, приводит к переливу капитала между отраслями и выравниванию нормы прибыли).

- по уровню развития конкуренции

1) совершенная

2) несовершенная

СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ(Учебник)

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: