Совершенная конкуренция – абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции

Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом является не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, дифференциация продуктов.(/Учебник)

ВИДЫ МОНОПОЛИИ:

Чистая монополия (один производитель данного товара; встречается крайне редко)

Обычная монополия. Возникает двумя путями: а) концентрация производства, то есть увеличение размеров предприятия за счет накопления им части прибыли; б)централизация производства/капитала - увеличение размера капитала за счет поглощения или объединения предприятий.

Естественная монополия. Возникает там, где удовлетворение спроса наиболее эффективно осуществляется одной фирмой, то есть где конкуренция невыгодна. Может возникнуть из фирм, применяющих ресурсы, недоступные другим производителям или применяющим новейшую технологию. Возможно появление естественной монополии там, где технически невозможно создать конкуренцию. К естественной монополии относится государственное производство.

Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Основные черты монополистической конкуренции:

– как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены;

– как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля;

– отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен;

– экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: