Общественные блага (инфраструктура) удовлетворяют коллективные потребности. К ним относятся: национальная оборона, космос, информация, электроэнергия, общественный транспорт, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и т. д. По своему потребительскому назначению они противоположны товарам индивидуального потребления.
Общественные блага неделимы, их нельзя продать поштучно, как, скажем, автомобиль. Например, дорогой пользуется любой человек: имеет он автомобиль или нет. Каждый человек пользуется этими благами, и не существует эффективных способов отстранения его от пользования ими, как только эти блага возникают.
Методы регулирования: административные, экономические (денежно-кредитные и бюджетные, ускоренная амортизация).
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, когда государство принуждает предприятие выпускать какое-либо количество продукции.
Экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий.
Ускорение амортизации вызывает существенное снижение амортизационных отчислений в более поздние сроки эксплуатации основных средств, а следовательно, снижение издержек производства и потенциальное увеличения налоговых изъятий.
Государственное экономическое программирование.
Государственные целевые программы являются важнейшим инструментом реализации государственного стратегического плана. Они позволяют форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции. Например, развитие ВПК в СССР или государственные инвестиции в высокие технологии в Российской Федерации.
Тема 9. Макроэкономика. Система национальных счетов и её показатели.