К методам исследования ЭТ относят:
1) Анализ (разделение целого на отдельные составляющие части и изучение каждой из них)
2) Синтез (соединение отдельных частей явлений в единое целое)
3) Индукция (умозаключение от частного к общему) пр.: цена растет => спрос падает
4) Дедукция (умозаключение от общего к частному)
5) Аналогия (умозаключение, основанное на переносе свойств известного явления на неизвестное) пр.: А=В и А=С => В=С
6) Сравнение (умозаключение, определяющее сходство или различие явлений и их процессов)
Чтобы упростить понимание ЭТ, понять сущность экономической науки, строятся экономические модели – ЭТО.
В ходе создания экономической модели ЭТ познает экономические законы – это объективно существующие, устойчивые причинноследственные связи, между явлениями экономической жизни.
Пример: Закон спроса (обратная зависимость между ценой и величиной спроса)
|
|
|
|
Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к след. Принципам:
1) Изучению подлежа объективные факты, явления;
2) Процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов на части, рассмотрение каждой из которых позволяет узнать свойства и особые черты частей их взаимодействия друг с другом;
3) Методом проникновения в характерные черты изучаемых предметов, явлений, процессов выступает индукция или дедукция.
Однако кроме общих методов исследования общественные науки, в том числе и ЭТ, характеризуется особыми чертами. Эти особенности экономисты западных стран видят в том, что выявленные принципы исследования используются по-разному, в зависимости от того, относятся ли они к макроэкономике или к микроэкономике.
Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода и т.д.
В микроэкономических исследованиях оперируют терминами: отдельная отрасль, фирма, домохозяйство, расходы данной фирмы и т.д.
Методы исследования экономических процессов:
1) Системный подход (раскрытие экономических связей в определенной системе отношений)
2) В каждой системе есть основа, есть начало, есть конец, как у клубка нитей. Поэтому необходимо найти начало (принцип). Этот принцип должен быть достаточно прочным и надежным, чтобы выдержать всю теоретическую конструкцию, которую мы строили, как картину в системе отношений понятий и категорий, призванных воссоздать экономическую систему общества. «Распутывание» клубка предполагает переход от одного конца к другому через прохождение все более и более сложных шагов…
|
|
3) Качественная характеристика экономических отношений всегда имеет свою количественную характеристику (получаемый доход можно превратить в блага в количестве не превышающих этот доход).
4) Количественная оценка изучаемых фактов (необходимый метод познания экономической сущности каждого вида производственных отношений и форм ее внешнего проявления) это надежный метод проникновения в сущность экономических отношений на различных уровнях жизнедеятельности народного хозяйства.
5) Абстрагирование (выявление общих закономерностей, обобщить частные, отдельные факты, их особенности)
Позитивная ЭТ – описание, анализирование функционирования экономики без рекомендаций.
(объясняет почему в России объем производства товаров и услуг за 1990-1998 гг. сократился на 45%, а за 1999 – 2004гг. вырос на 37%)
Нормативная ЭТ – дает рекомендации, рецепты действий. Это та часть ЭТ, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов. Так, российские экономисты предполагают весьма различные способы активизации экономического роста в России и решения экономических задач.