“Человек стал человеком, когда стал познавать мир”.
Сократ: “Как человек может творить добро, если он не знает, что такое добро? Познание объективного мира невозможно без знаний действительности”.
Гносеология – философское учение о познании. Эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания (гносеологии). (Когнитивная гносеология – это когда каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы.)
бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.
Субъект, объект, предмет познания.
Субъект познания – носитель или источник познавательной деятельности.
Кто познает? Человек, общество, коллектив - субъекты.
Объект познания – то, что противостоит субъекту познавательной деятельности, то, что познается.
Субъект и объект взаимосвязаны в гносеологии.
Предмет познания – признаки, связи, закономерности, исследование которых определяется задачей научно – познавательной деятельности. Объект шире, чем предмет познания.
|
|
Агностицизм и его причины.
Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)
Причины агностицизма:
1. Объект познания очень сложен;
2. Сложность объекта познания;
3. Исходные метологические принципы.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть –