double arrow

Глава семь. Мораль для басни

Ну-с, и что же у нас в итоге получилось… Фрактал. Спор Иисуса с Искусителем – это фрактал, описывающий поведение любых социальных систем. Какой масштаб ни возьми, отдельного ли человечка или целую империю, мы увидим всё тот же спор о смысле жизни, сводящийся, если отбросить всю словесную шелуху, к простейшему набору аргументов и контраргументов. А вся история последних двух тысячелетий и вовсе предстаёт в виде цикла автоколебаний, заданных именно этим спором. Но что вызывает эту повторяемость?

Чтобы подобное явление стало возможным, необходимо наличие в системе существенной нелинейности. Например, y=|x|. По большому счёту, если мысленно продолжить любой кризис при неизменности его параметров, то любое общество или цивилизация, в основу которой поставлен человек-материалист, должны обязательно распадаться и прекращать своё существование в силу тотального антагонизма всех её субъектов, претендующих на стремительно сокращающуюся ресурсную базу. Именно так происходило в истории древних времён. Огромное число цивилизаций исчезло, не оставив совершенно никаких преемников.

Однако, христианская эпоха обнаружила совершенно новое поведение исторической траектории. В определённый момент эпохи кризиса начинает проявляться нечто, что действительно подобно знаку модуля – отрицанию. Правда, это не совсем то отрицание, о котором, я говорил ранее.

Это отрицание сродни границе двух сред, где преломляется луч света. Похожим же образом преломляется и траектория истории, начиная каждый свой новый цикл. И это уже прямо указывает на объективное существование двух принципиально отличных источников мотивации человека. На дуальную природу человеческого разума.

В этом месте, наверное, полагается нахмурить брови, сделать умное лицо и с поучительным видом поднять указательный палец вверх. Но, по большому счёту, мне не так много осталось добавить ко всему сказанному ранее.

Дело в том, что любые попытки озвучить ответ на вопрос «что делать?» и усреднить этот ответ на всех в виде идеологии – это абсолютно бессмысленная затея, заранее обреченная на полный провал. Каждый должен ответить на этот вопрос сам. Собственно, тому и учит нас христианство в его первозданном виде. И это, видимо, единственная идея, которую можно здесь почерпнуть. И всё что могу сделать лично я, так это лишь изобразить траекторию истории так, чтобы ближайший её виток стал более-менее очевиден. Для тех, кому это интересно.

В общем, всё достаточно просто. Хотя, скажу Вам откровенно, когда я только начал марать бумагу чернилами, в первую очередь жаждал проверить на прочность столь популярные ныне теории о Мировом Заговоре. Однако, увиденное оказалось полностью несовместимо с любыми моими ожиданиями.

Вся мировая история на поверку оказывается не более чем парадом ошибок, глупостей и заблуждений, порождённых страхом, похотью и невежеством. После очередного позитивного импульса, порождённого прозрением диеты переходного времени, плотское начало снова берёт верх в человеке и любое движение попросту останавливается, ибо всё большее число людей начинают жить по принципу «здесь и сейчас». Закономерным итогом тунеядства и паразитизма, доступный уровень которого определяется лишь технологическими возможностями, становится крах. Крах же приводит к материальному обнищанию, которое вдруг совершенно неожиданно показывает, что не хлебом единым-то! И даже так жить можно. Да-да, люди обнаруживают в себе Дух. А крах сменяется судорожным поиском Идеи.

Но вот ведь беда. Если никакой достойной Идеи под рукой не находится, или она остаётся старой, т.е. уже насквозь прогнившей, то начинается поиск виноватых, что в итоге приводит к отрицанию всего предыдущего этапа целиком. Так порождается очередная полуправда, которая, заменяя собой Идею, вскоре приводит к новому повторению цикла, но как бы с другим знаком в идеологическом плане. Так, например, возрожденческий гуманизьм, сменив старую идеологию примата Церкви, в итоге, снова оказался в тупике.

О каком заговоре после этого вообще может идти речь?! Где необходимое для этого централизованное планирование, где эти гении-кукловоды, которые должны руководить всем процессом из века в век? Тьфу ты, блин. Старых рантье попирают новые, но раз за разом замыкается цикл, в полном соответствии с тем, что предсказывает Иисус Назорей в своём аллегорическом рассуждении о споре плоти и духа.

И вот что по этому поводу можно найти в двадцать четвёртой главе Евангелия от Матфея: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».

Всё очень и очень просто. Победа плоти создаёт кризис бездействия (долговой, например), разрушающий экономические связи, за которым следует снижение уровня жизни. Разумеется, начинается разброд и шатание умов, на котором начинают паразитировать многочисленные лжепророки, экстрасенсы и мавроди, а затем обычно наступает и окончательный крах, сопровождаемый войнами за оскудевающие ресурсы, в том числе и за людские умы. Ибо цель войны – не только борьба за ресурсы, но и за мотивацию. Собственно, это вообще единственный известный жрецам способ напрячь обленившегося бюргера – явить ему образ врага. А в конце концов, начинаются голод и эпидемии. Что мы могли неоднократно узреть, листая страницы человеческой истории.

Иисус всё это предвидел, оглядываясь назад. Он понимал, что изменить это тогда было не в его силах, а потому он и сделал то, что был должен – указал единственный путь всем тем, кто готов был его узреть. Познание духа – вот цель его учения.

Хотя пути познания неисповедимы, но раз за разом люди приходят к одному и тому же. Вот и я тоже с самого начала искал одно, но нашёл абсолютно другое. Моя попытка отследить траекторию движения истории от Христа до наших дней превратилась в одно большое доказательство правоты его слов.

Конечно, его учение уже много раз успело трансформироваться, исказиться до неузнаваемости, и, конечно, далеко не всегда это было случайностью. Но не всё так плохо. Археологи яростно вскапывают землю, толмачи тоже в древних языках поднаторели. Так что пищи для маленьких наших мозгов всё больше и больше. Поэтому, как я уже говорил, остаётся лишь самая малость – потрудиться и нам тоже. Именно этим и следовало бы заняться на досуге всем и каждому.

Но вот ведь ещё какая штука. Ни Иисус, ни тот же Сократ не записывали слова своего учения. Сократ это мотивировал тем, что так лучше запоминается. Что, безусловно, верно. Но, думаю, здесь могла быть и другая, гораздо более веская причина, на которую указал сам Иисус: «С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16). Вот так-то. Сами, братцы. Всё сами. Есть такая особенность у пути духа – его надо пройти, а не пролистать. И уж тем более бессмысленно сразу заглядывать в конец. Идти надо сквозь кровь, пот и слёзы, через огонь, воду и медные трубы. Потому что между знанием и пониманием лежит огромная пропасть, и только сам человек может преодолеть её. Это его личная пропасть. Но, к сожалению, лишь единицы это разумеют, поэтому, не смотря на то, что было бы в корне неверным углубляться в любые углублённые толкования учения Иисуса, кое-что я всё-таки скажу в заключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: