Приведем два определения данного критерия

а) Под внутренней нормой рентабельности понимают ту расчетную ставку процентов, при которой капитализация регулярно получаемого дохода дает денежную массу, равную инвестициям, и, следовательно, капиталовложения являются окупаемой операцией.

б) Показатель IRR представляет собой поверочный дисконт, при котором отдача от инвестиционного проекта равна первоначальным инвестициям в проект.

Или иными словами, когда норма дисконта, приводящая инвестиционные издержки и чистый доход к одному моменту времени, становится той величиной, при которой они равны и соответствуют понятию внутренней нормы рентабельности проекта (IRR = E).

Ни один из вышеперечисленных показателей не является сам по себе достаточным для принятия решения о проекте, должны учитываться все показатели, с учетом мнения всех участников проекта, мнения бюджетной эффективности плюс социально-экономические, экологические. и др. факторы (политические).

Приведенная система показателей отражает соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников, а для определения эффективности инвестиционного проекта в целом рассчитывают показатели коммерческой, бюджетной и экономической эффективности

Коммерческая эффективность проекта определяется отношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность рассчитывается как для проекта в целом, так и для отдельных его участников.

При расчете коммерческой эффективности определяется также чистая ликвидационная стоимость объекта, которая представляет собой разность между рыночной ценой и налогами.

Балансовая стоимость объекта определяется как разность между первоначальными затратами и начисленной амортизацией.

Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник проекта несет затраты и получает доход, и дополнительно учитывается ЧДД, ВНД, ИД.

Экономическая деятельность подвержена неопределенности, так как связана с ситуацией на рынке, поведением других организаций (предприятий), их ожиданиями и решениями. Любая инвестиционная деятельность содержит известную долю риска, которую берет на себя предприниматель. При достижении целей инвестиционного проекта могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Эти непредвиденные обстоятельства или опасности принято называть рисками.

При оценки проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков:

§ Риск нестабильности экономического законодательства и текущей экономической ситуации;

§ Внешнеэкономический риск (введение ограничений на поставки товаров, закрытие границ;

§ Неопределенность политической ситуации и неблагоприятных социально-политических изменений в стране, регионе;

§ Колебания рыночной конъюнктуры, валютных курсов цен;

§ Неопределенность природно-климатических условий;

§ Производственно-технологический риск (отказы оборудования, аварии и т.д.) [надо рассчитывать на самые последние модели оборудования];

§ Неопределенность целей, интересов и поведения участников;

§ Неполнота или неточность информации о финансовом положении, целях участников.

Для учета факторов неопределенности и риска рекомендуется применять следующие методы:

1. метод проекта устойчивости;

2. метод — корректировка параметров проекта и экономических параметров;

3. формализованное описание неопределенностей.

Первый метод — предусматривает разработку различных вариантов сценариев реализации проекта, и по каждому варианту исследуется, как будет действовать экономико-организационный механизм реализации проекта. Определяются доходы и расходы, потери для всех участников. Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех случаях соблюдаются интересы всех его участников. При этом степень устойчивости определяется предельным уровнем объемов реализации, уровнем цен, дохода, затрат и т.д., при этом обязательно рассчитывается точка безубыточности.

На практике для оценки риска рассчитывают показатель точки безубыточности.

Под точкой безубыточности понимают уровень объема производства, деловой активности, продаж, при котором совокупные затраты равны общей выручке, т.е. совокупные текущие расходы равны совокупным доходам от реализации проекта.

§ Q — количество продукции, необходимой для достижения точки безубыточности;

§ Ипост — условно-постоянные издержки;

§ Ипер — условно-переменные издержки на единицу продукции;

§ Ц — цена единицы продукции.

На основе расчета точки безубыточности определяется уровень диапазона безопасности:

§ Ур — уровень резерва прибыльности (безопасности);

§ Qпрог — прогнозируемый объем продаж.

Чем меньше значение резерва безопасности, тем выше риск.

Неопределенность второго метода учитывает сроки строительства проекта и выполнение строительно-монтажных работ, средние сроки продолжительности строительства, средние величины стоимости строительства, запоздалые поступления средств, неритмичность поставки сырья и оборудования, нормативы экономической эффективности.

Наиболее точным, но и сложным является третий метод. Он предполагает следующие этапы:

§ описание всего множества возможных условий реализации проекта;

§ преобразование исходной информации в соответствующие экономические показатели;

§ определение показателей эффективности по проекту в целом с учетом неопределенностей.

При этом рассчитывается ожидаемый интегральный эффект (в целом по проекту):

§ Эож.эф — ожидаемый интегральный эффект;

§ Эi — интегральный эффект при i-том условии реализации проекта;

§ Pi — вероятность реализации этого условия.

Наиболее эффективным считается вариант, где ожидаемый интегральный эффект минимальный.

Для борьбы с риском существуют следующие методы, используемые на инвестиционной фазе проекта:

§ распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

§ страхование;

§ резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;

§ нейтрализация частных рисков;

§ снижение рисков в плане финансирования.

Практически распределение риска реализуется в процессе подготовки плана проекта и контрактных документов. При этом следует помнить, что чем большую степень риска участники проекта собираются возложить на инвесторов, тем труднее будет найти инвесторов. Поэтому участники проекта должны в процессе переговоров с инвестором проявлять максимальную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны брать на себя.

Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании. Обычно это осуществляется с помощью имущественного страхования и страхования от несчастных случаев.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта и размеров расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проектов. Для этого:

1. Производится оценка потенциальных последствий рисков, то есть сумм на покрытие непредвиденных расходов;

2. Определяются структура резерва на покрытие непредвиденных расходов;

3. Определяют, для каких целей следует использовать установленный резерв.

Важно заметить, что часть резерва всегда должна находиться в руках менеджера проекта.

Под частными понимают риски, связанные с реализацией отдельных этапов (работ) по проекту, но напрямую не влияющие на весь проект в целом.

Последовательность шагов при использовании метода частных рисков следующая:

1. Рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для проекта;

2. Определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события;

3. Определяется перечень возможных мер, направленных на уменьшение важности риска (уменьшение его вероятности или опасности);

4. Определяется дополнительные затраты на реализацию предложенных мер;

5. Сравниваются требуемые затраты на реализацию предложенных мер с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события;

6. Принимается решение о применении противорисковых мер;

7. Процесс анализа риска повторяется для следующего по важности риска.

Риски в плане финансирования.

План финансирования проекта, являющийся частью плана проекта, должен учитывать следующие виды рисков:

§ риск нежизнеспособности проекта, то есть инвесторы должны быть уверены, что предполагаемые доходы от проекта будет достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности и обеспечения окупаемости капиталовложений;

§ налоговый риск включает невозможность использовать по тем или иным причинам налоговые льготы, предоставляемые действующим законодательством; изменением налогового законодательства; решение налоговой службы, снижающие налоговые преимущества. Обычно инвесторы защищают себя от налогового риска посредством соответствующих гарантий, включаемых в соглашения и контракты;

§ риск неуплаты задолженностей может возникнуть при временном снижении доходов из-за краткосрочного падения спроса на продукцию проекта или снижения цен на нее. Для преодоления используются такие, меры снижения риска как формирование резервных фондов, возможность дополнительного финансирования проекта, отчисления определенного процента выручки от реализации продукта проекта;

§ риск незавершенного строительства. Инвесторов беспокоит риск дополнительных затрат, связанных с несвоевременным завершением строительной базы проекта из-за инфляции, колебаний курсов валют, экологических проблем, правительственных постановлений. Поэтому перед началом строительства участники проекта должны придти к соглашению относительно гарантий его своевременного завершения.

6. Производственное планирование и бизнес-план предприятия;

Бизнес-план помогает предприятию решить следующие основ­ные задачи:

1.Определить направления деятельности, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели, страте­гии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализа­цию каждой стратегии;

3. Выбрать состав и определить показатели товаров, работ и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

4. Оценить соответствие кадров и условий для мотивации их труда при достижении поставленных целей;

5. Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рын­ка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

6. Оценить материальное и финансовое положение действующего предприятия и соответствие его финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

7. Определить необходимые финансовые и материально-технические ресурсы предприятия для реализации инвестиционного проекта;

8. Оценить производственные издержки и чистую прибыль, которую получит предприятие в результате реализации инвестиционного проекта;

9. Предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать реализации проекта;

10. Оценить, насколько улучшится финансовое положение предприя­тия в результате реализации инвестиционного проекта;

11. Оценить сильные и слабые стороны своего предприятия и его ос­новных конкурентов с точки зрения реализации проекта.

Структура бизнес-плана и его детализация определяются направлен­ностью и масштабом инвестиционного проекта, сферой деятельности пред­приятия, его организационной структурой, размерами предполагаемых рын­ков, наличием конкурентов и перспективами роста.

Степень детализации бизнес-плана соответствует целям фирмы и не включает ничего лишнего. Для привлечения внимания экспертов бизнес-план представляется интересным и легко воспринимаемым. При обоснова­нии прогнозов используется максимальное количество подтверждающих фактов их реализации.

Бизнес-план направлен на повышение эффективности организации финансирования инвестиций коммерческими банками, инвестиционными ком­паниями и другими финансовыми институтами для реализации высокорента­бельных инвестиционных проектов предприятия. Он отвечает на самый глав­ный вопрос - стоит ли вкладывать деньги в проект и принесет лиреализация этого проекта доходы, которые окупят все затраты?

Следует отметить важность степени участия в разработке бизнес-плана руководителя предприятия и главных его специалистов.

7. Ценовая политика предприятия на различных рынках

1. Рынок совершенной конкуренции состоит из большого количества производителей-продавцов и потребителей. Наиболее ярким примером данного рынка является сельскохозяйственный сектор экономики. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими особенностями:

· Продукция стандартизирована;

· Контроль над ценой со стороны рыночных субъектов отсутствует (ни один отдельный продавец или покупатель не оказывает большого влияния на уровень текущих цен на товар);

· Условия вступления на рынок очень легкие, препятствия отсутствуют;

· Неценовая конкуренция отсутствует, роль маркетинговых исследований деятельности по разработке нового товара, политике цен, рекламы, стимулированию сбыта минимальна.

Важнейшими принципами ценообразования на рынке совершенной конкуренции являются минимальные издержки и эффективное распределение факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность).

Минимизация издержек в среднесрочном и долгосрочном периодах во многом зависит от степени использования результатов НТП: применения новой техники, ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда.

Эффективное распределение факторов производства предполагает оптимальное их соотношение для производства товаров, на которые предъявлен потребительский спрос.

На рынке совершенной конкуренции условие максимизации прибыли предприятия выполняется при выборе такого объема производства, при котором цена равна предельным издержкам производства (МС = Р). При этом предельный доход предприятия равен минимальному значению средних издержек производства и совпадает с потребительским спросом на данный товар. Таким образом, равновесная цена на рынке совершенной конкуренции обеспечивает равенство между предельной ценностью товара для потребителя и предельными издержками производителя.

Однако на практике рынок совершенной конкуренции существует крайне редко, наиболее часто встречаются другие типы рынка.

Рынок монополистической конкуренции состоит из большого количества покупателей и производителей-продавцов, которые совершают сделки по купле-продаже товаров в широком диапазоне цен.

Широкий диапазон цен связан здесь со способностью производителей-продавцов предложить покупателям различные модификации товаров, отличающихся качеством, дизайном, упаковкой и т.п.

Рынок монополистической конкуренции наиболее характерен для товаров широкого потребления (производство одежды, обуви, бытовой техники и др.) и имеет ряд особенностей:

· Дифференциация выпускаемой продукции;

· Контроль над ценой возможен, но в довольно узких рамках;

· Условия выхода на рынок сравнительно легкие;

· Неценовая конкуренция проявляется в форме рекламы, использования торговых знаков, товарных марок, личной продажи (в связи с большим количеством конкурентов другие маркетинговые мероприятия не оказывают значительного влияния на каждую отдельную фирму).

Факторы, которые воздействуют на ценообразование на рынке монополистической конкуренции, связаны с платежеспособным спросом, соотношением предельного дохода предприятия и его предельных издержек, сопоставлением цены и средних издержек производства.

Платежеспособный спрос на рынке монополистической конкуренции более гибок по сравнению с рынком совершенной конкуренции. Это связано с возможностью покупателей частично отказаться от товара по высокой цене у данного производителя и купить аналогичный товар у конкурента по более низкой цене или более низкого качества.

Другие факторы ценообразования могут быть представлены формулой, обеспечивающей условие максимизации прибыли производителя на рынке монополистической конкуренции:

· Р > MR = MC < АС.

Принцип ценообразования заключается в том, что равновесная цена на рынке монополистической конкуренции больше предельных издержек производства Р > (МС = MR). Таким образом, предприятие извлекает потребительский излишек (не очень большой по сравнению с чистой монополией). Стремясь заинтересовать и привлечь потребителя на свою сторону, предприятия активно прибегают к постоянному повышению качества товаров и проводят рекламные мероприятия, подчеркивая индивидуальность или существенные особенности своих товаров. Именно за эти характеристики потребитель готов заплатить более высокую цену на рынке монополистической конкуренции.

Рынок олигополии состоит из небольшого количества производителей-продавцов, достаточно внимательно относящихся к ценовой политике конкурентов. Чаще всего рынок олигополии представляют от двух до десяти крупных фирм, на которые приходится половина и более общих продаж выпускаемой продукции.

Примером олигополистического рынка может служить производство стали, сельскохозяйственного оборудования, автомобилестроение, цветная металлургия, авиастроение. Данный рынок имеет ряд специфических особенностей:

· Производимая продукция может быть стандартизированной (сталь, цветные металлы) или дифференцированной (автомобили, сельхозтехника, самолеты);

· Контроль над ценой на рынке ограничивается взаимной зависимостью производителей-продавцов, однако может быть значительным при тайном сговоре;

· Условия выхода на рынок новых производителей существенно затруднен из-за барьеров со стороны мощных по конкурентоспособности предприятий-олигархов;

· Методы неценовой конкуренции (особенно в области повышения качества продукции) и маркетинговые стратегии широко применяются, особенно при дифференцированном продукте.

Процесс ценообразования на рынке олигополии осуществляется в соответствии с принципами, заложенными в модель Курно, и «дилеммой заключенного». Согласно модели Курно предприятие принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение об объеме выпуска продукции.

Другим принципом ценообразования для олигополии является тактика жесткости цен. Предприятия не склонны к гибкому графику изменения цен на выпускаемую продукцию, так как это может привести к войне цен. Как показывает практика (например, война цен на автомобильном рынке между США и Японией в 70—80-е годы XX в.), война цен ухудшает условия максимизации прибыли для всех участников рынка.

Третьим принципом ценообразования является политика лидерства в ценах. Так, предприятие-лидер, более конкурентоспособное на рынке, может принять решение о повышении цен на продукцию. Остальные участники олигополии принимают условия лидера и «подтягивают» цены на свою продукцию до заданного уровня. Однако такие решения принимаются не часто. Это может быть связано со значительными изменениями структуры издержек и кривой спроса на рынке (например, из-за повышения цен на основные факторы производства или роста налоговых ставок).

Рынок чистой монополии представлен одним производителем-продавцом. В этой роли может выступать гос. предприятие (например, Московский метрополитен) или частная корпорация (например, Мосэнерго).

Ценообразование в данных вариантах направлено на достижение разных целей. В первом случае цена может устанавливаться ниже себестоимости, если продукция является общественно значимой, или наоборот, значительно завышаться в соответствии с государственной программой сокращения потребления. Во втором случае частные корпорации стремятся максимально извлечь потребительский излишек для получения сверхприбыли.

Рынок чистой монополии характеризуется следующими особенностями:

· Монополисты как правило производят уникальный тип продукта;

· Максимальный контроль над ценой на рынке ограничен антимонопольным законодательством;

· Выход на рынок предприятий, производящих аналогичную продукцию, невозможен;

· Рекламная деятельность ведется в основном в области связей предприятия с общественностью;

· Маркетинговые мероприятия ведутся в направлении анализа эластичности спроса на производимую продукцию.

Основным принципом ценообразования на рынке чистой монополии становится захват потребительского излишка у различных групп потребителей.

Устанавливая цену на максимальном уровне, чистая монополия рискует потерять потребителя, поэтому она придерживается правила равенства предельного дохода предельным издержкам. Таким образом, предприятие устанавливает оптимальную цену и захватывает потребительский излишек.

Для монополии это не предел и, проводя политику диверсификации цен, она может захватить дополнительный потребительский излишек. Существуют различные виды диверсификации цен монополии:

· По доходам потребителя (для низкодоходных групп цены ниже, для высокодоходных — выше);

· Взависимости от объема потребления (товары оптом продаются по более низким ценам, в розницу — по более высоким);

· По категориям товаров (в зависимости от качества или фирменной маркировки товара);

· По территориальному признаку (в одном регионе цены на товар выше, например на севере России, в другом — ниже, например в Центральном районе);

· По степени новизны товара (новейшие товары продаются по высокой цене, более старые — по низкой цене);

· В зависимости от социальной группы потребителей (ценовые скидки для студентов, пенсионеров, инвалидов);

· При максимальном спросе (повышение цен на транспорт в курортных зонах во время отпусков).

Диверсификация цен приносит монополиям дополнительную прибыль за счет расширения объемов продаж, быстрого оборота продукции. Покупатели часто готовы «пожертвовать» частью своего дохода ради более быстрого и качественного удовлетворения потребностей. Однако деятельность монополий на рынке регулируется антимонопольными мероприятиями со стороны государства, что поддерживает дух конкуренции на рынке и защищает права потребителей.

Предприятие, работающее в условиях рыночной экономики, проходит ряд стадий жизненного цикла: от создания до ликвидации или реорганизации. При этом, начав свою деятельность на рынке совершенной конкуренции, оно может затем закрепиться на рынке любого типа. В этой ситуации немаловажную роль играет правильно разработанная и грамотно проведенная ценовая политика предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: