Принятие управленческого решения — важнейший этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого управленца. Итогом управленческой и организационной работы является управленческое решение.
Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.
Решение принимается в тех случаях, когда выявлена проблемная ситуация. Последняя всесторонне исследована, определены причины и условия ее возникновения, собрана необходимая информация, найден ключ решения, оценены возможные последствия в изменении качества жизни людей и т. п.
В зависимости от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект управления, принимающий решение, различают решения:
— уверенности (детерминистские решения, когда известна ситуация и имеющие в ней место причинные зависимости);
|
|
— риска (вероятностные решения, когда не известен хотя бы один из моментов, но известна и может быть подсчитана его или их вероятность, если такого рода случаи часто имеют место);
— неуверенности (стратегические решения, когда принимающему решение ни один из указанных моментов не известен).
М. Вудкок и Д. Френсис различают управленческие решения в зависимости от относительной трудности проблем, требующих решения. Они выделяют и рассматривают четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.
Типы решений | Ключевые навыки |
Рутинный | Неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, контроль, мотивация |
Селективный | Установление целей, планирование, анализ развития, анализ информации |
Адаптационный | Идентификация проблем, системное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска |
Инновационный | Творческое управление, стратегическое исследование, системное развитие |
Полезно выделить также решения единоличные (принимаемые руководителем единолично) и коллегиальные (принимаемые руководителем с привлечением подчиненных). Причем в зависимости от “удельного веса” единоначалия и коллегиальности в принятии решений выделяются пять типов принятия решений:
— единоличное принятие решений без предварительных консультаций с сотрудниками и последующего их информирования;
— единоличное принятие решений с последующим информированием подчиненных;
— единоличное принятие решений с предварительными консультациями в коллективе;
— принятие совместных решений с сотрудниками;
— полная передача подчиненным функции принятия решения.