Построение гистограмм

Система GPSS позволяет строить дополнительные статистические таблицы для получения частотных распределений определенных аргументов, которыми могут быть некоторые СЧА (например, времени задержки транзакта в отдельных частях модели; длин очередей; содержимого памяти и т.п.). У каждой таблицы имеются определенные области значений аргумента. Число попаданий аргумента в каждую из этих областей регистрируется системой автоматически. В конце эксперимента результаты в таблицах выводятся на печать.

Name TABLE A,B,C,D – команда описания таблицы частотного распределения. Name – имя таблицы, А – имя переменной, значение которой табулируется, В – левая граница первого интервала таблицы, С – ширина интервалов, D – количество интервалов.

Name QTABLE A,B,C,D – команда описания таблицы времени пребывания в очереди. Name – имя таблицы, А – имя очереди, В – левая граница первого интервала таблицы, С – ширина интервалов, D – количество интервалов.

MARK A – блок отметки времени. А – номер параметра транзакта, в который заносится момент времени входа транзакта в данный блок.

TABULATE А,В – блок табулирования. А – имя таблицы, в которую заносится табулируемая величина, В – весовой коэффициент, задающий число раз занесения величины в таблицу при каждом входе в блок.

Пример 3: Получить таблицу распределения интервалов заявок по равномерному закону в интервале от 0 до 100:

Рис.4.23. Транслированная программа

Рис.4.24. Результат моделирования в виде стандартного отчета

Статистика имитации. В процессе выполнения программы собирается стандартная статистическая информация, которая автоматически выводится на печать по окончании моделирования.

Содержание стандартного отчета:

• Заголовок содержит название модели, дату и время запуска модели.

• Начало (START TIME) и конец (END TIME) модельного времени, количество блоков (BLOCKS), устройств (FACILITIES) и памятей (STORAGES) в модели.

• Список имен введенных в модели, где каждому имени (NAME) приписывается число (VALUE). Значения начинаются с 10000.000.

• Список блоков, содержащий следующую информацию:

LABEL – метка блока,

LOC – позиция блока в модели (Location),

BLOCK TYPE – название блока на языке GPSS.

ENTRY COUNT – количество вошедших в блок транзактов с момента последней команды CLEAR или RESET,

CURRENT COUNT – количество транзактов в данный момент в блоке,

RETRY – количество транзактов, ожидающих входа в блок.

• Список устройств, содержащий информацию:

FACILITY – название или номер устройства,

ENTRIES – количество транзактов, занимавших это устройство

блоками SEIZE или PREEMPT с момента применения команд

CLEAR или RESET,

UTIL. – коэффициент использования устройства,

AVE.TIM E – среднее время одного обслуживания,

AVAIL. – доступность устройства в момент окончания имитации,

OWNER – количество транзактов, связанных с устройством,

PEND – количество транзактов, ожидающих устройство для захвата по блоку PREEMPT,

INTER – количество транзактов, прерванных при обработке блоками PREEMPT,

RETRY – количество транзактов, ожидающих по разным причинам освобождения устройства,

DELAY – количество транзактов, ожидающих освобождения устройства в режиме приоритетного входа по блоку PREEMPT.

• Список очередей с информацией:

QUEUE – название или номер очереди,

МАХ – максимальное количество транзактов, содержащихся в очереди за весь период сбора статистики,

CONT. – текущее количество транзактов в момент окончания имитации,

ENTRY – общее количество входов в очередь,

ENTRY(0) – количество транзактов, вышедших из очереди без ожидания,

AVE.CONT – среднее значение транзактов в очереди,

AVE.TIME – среднее время ожидания в очереди,

AVE.(-O) – среднее время ожидания, исключая транзакты, которые не задерживались в очереди,

RETRY – количество транзактов, ожидающих вход в очередь по некоторым причинам.

• В таблицах печатается информация:

TABLE – имя или номер таблицы или Q-таблицы,

MEAN – среднее значение табулируемой величины,

STD.DEV – стандартное отклонение отклонение,

RANGE – левый и правый конец интервалов. Интервалы с нулевыми значениями не отображаются,

RETRY – количество транзактов, ожидающих по некоторым причинам в блоке TABULATE,

FREQUENCY – количество элементов, попавших в этот интервал,

CUM.% – накопительный процент попавших элементов.

Освоить программную среду GPSS и применить его для построения и исследования аналитических и имитационных моделей можно по книге Б.Я.Советов, С.А. Яковлев «Моделирование систем. Практикум», в котором подробно описаны методы и технологии работы в среде GPSS [27].

Задание на моделирование:

1. Построить модели систем массового обслуживания (рис.4.20 - 4.24) в среде объектно-ориентрованного программирования GPSS.

2. Провести компьютерное моделирование в зависимости от характеристик среды и начальных условий.

3. Провести обработку и анализ результатов компьютерного моделирования.

4.5. Система имитационного моделирования AnyLogic

Пакет AnyLogic – профессиональный инструмент нового поколения, который предназначен для разработки и исследования имитационных моделей сложных систем. Программный продукт разработан компанией «Экс Джей Текнолоджис» (XJ Technologies), г. Санкт-Петербург. AnyLogic был разработан на основе новых идей в области информационных технологий, теории параллельных взаимодействующих процессов и теории гибридных систем. Благодаря этим идеям чрезвычайно упрощается построение сложных имитационных моделей, имеется возможность использования одного инструмента при изучении различных стилей моделирования. Продукт поддерживает основные методы имитационного моделирования: системная динамика; дискретно-событийное моделирование; агентное моделирование [2, 3, 16, 19, 20, 31].

Многие крупные компании, как отечественные Билайн, Газпром, Сбербанк России, Русский алюминий, Северсталь и т.д., так и зарубежные General Motors, Mitsubishi, McDonalds, IBM и др., являются клиентами компании и используют AnyLogic для своих потребностей и исследований (рис.4.36).

Рис. 4.36. Клиенты компании AnyLogic

Сайт компании AnyLogic (www.xjtek.ru) позволяет продемонстрировать возможности данного продукта. На сайте представлены различные демо-версии имитационных моделей по различным отраслям (рис. 4.37).

Рис.4.37. Отрасли и сферы использования программного продукта

Для каждого из отраслей на сайте приведены различные примеры демо-моделей (рис.4.38), которые в реальном времени можно прогнать. Описания разработок некоторых из них изложены в работах и книгах по имитационному моделированию [3, 14, 16, 19-20].

Рис.4.38

Графическая среда AnyLogic построена по тому же принципу, что и в Rockwell Arena. Моделирующие конструкции располагаются в палитрах (аналог шаблонов в Arena). Для создания модели, как и в Arena, моделирующие конструкции перетаскивают в область модели и соединяют. Детализировать моделирующие конструкции можно, выделив их и изменив параметры, используя панель свойств.

а

б

Рис. 4.39. Окно пользовательского интерфейса среды AnyLogic: а – 5 версии; б – 6 версии

AnyLogic поддерживает подход агентного моделирования, в качестве агентов могут быть: люди: потребители, жители, работники, пациенты, доктора, клиенты, солдаты и др.; транспорт, оборудование: автомобили, краны, самолёты, вагоны, станки и др.; нематериальные вещи: проекты, продукты, инновации, идеи, инвестиции и др.; организации: компании, политические партии, страны и др.

Эти объекты в системе AnyLogic могут создаваться и уничтожаться динамически, перемещаться, общаться друг с другом, иметь поведение, знания, цели, стратегию — то есть обладают всеми свойствами агентов.

Агентный подход используют для моделирования социальных систем, в частности, моделируют рынки (агент - потенциальный покупатель), конкуренцию и цепочки поставок (агент - компания), население (агент - семья, житель города или избиратель) и много другое. Только агентный подход позволяет получить представление об общем поведении системы, исходя из предположений о поведении её элементов при отсутствии знания о глобальных законах — то есть в наиболее общем случае.

AnyLogic основан на Java и базируется на платформе Eclipse - современном стандарте для бизнес-приложений. Благодаря Eclipse AnyLogic работает на всех распространенных операционных системах (Windows, Mac, Linux и т.д.).

В редакторе AnyLogic возможно разработать анимацию и интерактивный графический интерфейс модели. Анимация может быть иерархической и поддерживать несколько перспектив. Например, есть возможность определить глобальный взгляд на процесс производства, а также детальные анимации конкретных операций и переключаться между ними. Имеется возможность использовать различные виды технологических решений для реализации анимации (рис.4.40).

Рис.4.40

В AnyLogic пользователю доступно 35 стандартных теоретических распределений, также можно определить свои. AnyLogic позволяет строить как стохастические, так и детерминированные модели и проводить анализ результатов моделирования. С моделью могут быть проведены различные эксперименты:

· моделирование (simulation)

· оптимизация (optimization)

· эксперименты Монте-Карло

· анализ чувствительность

· эксперименты по сценарию пользователя

В AnyLogic встроен оптимизатор OptQuest. Комбинируя эвристики, нейронные сети и математическую оптимизацию, OptQuest позволяет находить значения дискретных и непрерывных параметров модели, соответствующие максимуму или минимуму целевой функции, в условиях неопределённости и при наличии ограничений. Для создания отчетов в AnyLogic отведена специальная палитра «Статистика», в которой содержатся конструкции для сбора данные по ходу работы модели. В этой палитре также находятся различные диаграммы, графики и гистограммы.

AnyLogic имеет исключительно развитый базовый язык дискретного и смешанного дискретно-непрерывного моделирования, на основе которого разработаны стандартные библиотеки:

· Enterprise Library – конструкции для построения дискретно-событийных моделей

· Dynamic Systems Library (системная динамика)

· Material Flow Library (потоки материалов)

Модель и анимация быстро строятся в стиле drag-and-drop и очень гибко параметризуются. Реализация стандартных объектов открыта для пользователя, их функциональность может быть как угодно расширена, вплоть до создания собственных библиотек. Используя иерархию и регулярные структуры объектов, можно создавать масштабируемые модели.

С помощью библиотеки Enterprise Library пакета AnyLogic можно быстро создавать сложные дискретно-событийные модели, такие как:

· модели производственных процессов;

· модели систем обслуживания (банки, аэропорты и т.д.);

· модели бизнес-процессов с оценкой затрат операций;

· модели логистики и цепочек доставки.

Библиотека объектов Enterprise Library позволяет создавать гибкие модели с наглядной визуализацией моделируемого процесса и возможностью сбора необходимой статистики.

Система AnyLogic может быть использована для моделирования непрерывных динамических процессов и систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: