Вопрос 10. Переход от сотерологического к эвдеманическому типу культуры в России 18 века

По древнерусской живописи (иконописи): М. В. Алпатов, В. К. Лазарев. Лихачев: «Петр I сознательно стремится к обрыву связей со старой Россией». Но «Старая Россия» - Святая Русь, т.е. превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа. С этим понятие «русская идея» была связана исконно, и за ним стоит нечто более значительное, нежели национальная, географическая или этническая идея. Аверинцев: «Святая Руси – категория едва ли не космическая… Было бы нестерпимо плоским понять это как выражение пламенной мании величия. У Святой Руси нет локальных признаков. У нее только 2 признака: 1) Быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; 2) Быть миром под знаком истинной веры».
Петровская эпоха соответствует эпохе европейского Ренессанса, хотя соответствуя больше внутренне, чем внешне.

Лихачев: «Древнерусская литературу можно рассматривать как литературу 1ой темы и 1го сюжета; этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни».
Петр I – протестантский тип мышления, отказывался от наследия Святой Руси и в церкви усматривал административную структуру, что отразилось на переустройстве жизни церкви. Пародировал церковные обряды, западная ересь «деизм» - доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину Природы» и давший ей законы и движения, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение Природы (т.е. промысел Божий, чудеса и т.п.) и не допускает иных путей познания мира и Бога, кроме разума.

В самих петровских реформах проявлялась карнавализация, т.е. введение во все сферы бытия игрового начала. «Это понятие осознается человеком Нового времени (после Петра) как положительное начало, праздник становления, смен и обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в незавершенное будущее… Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений» (Бахтин).
Бахтин характеризует и объективное содержание карнавализации: организующее карнавальные обряды смеховое начало абсолютно освобождает их от религиозно-церковных догматов, от мистики и благоговения, они полностью лишены молитвенного характера. Присутствуют некоторые формы пародий на церковный культ. Все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны, они принадлежат к иной сфере бытия.
Все перемены связаны с тонким высшим слоем общества (в русском Ренессансе). Русская интеллигенция стала формироваться при Петре I. Появление интеллигенции повлекло за собой расслоение нации, и оно во многом определило культурное, социальное и политическое своеобразие хода русской истории. Высший слой общества оказался зачарован Западной цивилизацией и начал противопоставлять себя народу, они испытывали сложный комплекс душевных эмоций: от горделивого ощущения собственного превосходства до тягостного сознания некой вины перед угнетенным народом. Это чувство вины позднее порождает стремление к освобождению народа, искуплению своей вины перед ним и борьбе за его счастье (эвдемонического характера). Эвдемоническое сознание стремилось осчастливить ближнего в земном существовании. Сам народ жил представлениями и ценностями средневековой культура до начала потрясений 20 века. Это несоответствие между двумя образовавшимися в (???) эпоху частями нации отозвалось трагическими событиями кровавых революций. Петр – «1ый большевик» (Валосиин).

Ренессанс Европы и России связан с окончательной секуляризацией (обмирщением) культуры, в чем секул. сознание усматривает прогресс.
Именно человек новой эпохи начал переживать течение времени, а средневековье тяготело к переживанию вечности.

Цивилизация является абсолютизацией земного благополучия, превознесением и предпочтением сокровищ на земле всему прочему. Прогресс при этом мыслится как отыскание наилучших средств к овладению таковыми сокровищами. Все, противоречащее цивилизации отвергалось. В это попало православие и религиозное мировоззрение. Религиозный индифферентизм (безразличие) все увеличивается. Ему близок деизм, их часто сменял атеизм, и решающую роль в этом сыграл Ренессанс.
Ренессанс в России (Петр эпоха) – несвойственное прежде русской культуре понимание истины. Признание за наукой способности дать конечное толкование мировоззрению.
Обожествление и признание всесильности человеческого разума.
Это явилось идеологически обоснованным преобразованием мира. В это время объявлен новый основополагающий принцип бытия – принцип государственности (Феофан Прокопович (1681-1736) – идеолог). Он был иерархом русской церкви. Авторитетом церковного иерарха он подкреплял идею подчиненности церкви государственной пользе и целесообразности.

Государство начинает сознаваться не только как ценнейший «сокровищ на земле», но и возносится над всеми духовными ценностями; они становятся в подчиненное ему положение. Кн. (князю?) земскому приписывается полнота прав и полномочий в религиозных делах. Это было закреплено при Петре в «Духовном регламенте». Это программа русской реформации.

Искусство и лит-ра подчинены утверждению новой идеологии – возвеличению идеалы государственности. В лит-ре и искусстве к это был предназначен особый творческий метод – классицизм.

Вопрос 11. Роль Петра в изменении культуры, лит-ры и ис-ва 18 века в России.
По древнерусской живописи (иконописи): М. В. Алпатов, В. К. Лазарев. Лихачев: «Петр I сознательно стремится к обрыву связей со старой Россией». Но «Старая Россия» - Святая Русь, т.е. превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа. С этим понятие «русская идея» была связана исконно, и за ним стоит нечто более значительное, нежели национальная, географическая или этническая идея. Аверинцев: «Святая Руси – категория едва ли не космическая… Было бы нестерпимо плоским понять это как выражение пламенной мании величия. У Святой Руси нет локальных признаков. У нее только 2 признака: 1) Быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; 2) Быть миром под знаком истинной веры».

Петровская эпоха соответствует эпохе европейского Ренессанса, хотя соответствуя больше внутренне, чем внешне.

Лихачев: «Древнерусская литературу можно рассматривать как литературу 1ой темы и 1го сюжета; этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни».
Петр I – протестантский тип мышления, отказывался от наследия Святой Руси и в церкви усматривал административную структуру, что отразилось на переустройстве жизни церкви. Пародировал церковные обряды, западная ересь «деизм» - доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину Природы» и давший ей законы и движения, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение Природы (т.е. промысел Божий, чудеса и т.п.) и не допускает иных путей познания мира и Бога, кроме разума.
В самих петровских реформах проявлялась карнавализация, т.е. введение во все сферы бытия игрового начала. «Это понятие осознается человеком Нового времени (после Петра) как положительное начало, праздник становления, смен и обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в незавершенное будущее… Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений» (Бахтин).
Бахтин характеризует и объективное содержание карнавализации: организующее карнавальные обряды смеховое начало абсолютно освобождает их от религиозно-церковных догматов, от мистики и благоговения, они полностью лишены молитвенного характера. Присутствуют некоторые формы пародий на церковный культ. Все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны, они принадлежат к иной сфере бытия.
Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни — экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь, культура и быт.
Основные цели реформ: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой.
Петровские реформы принесли немыслимые для традиционной русской культуры явления: библиотеки, общедоступный театр, кунсткамеру, академии наук, парки, парковую скульптуру, дворцовую архитектуру. Преодолевая статичность русская культура начала проникаться принципом историзма: история отныне не стала восприниматься как застывшая вечность, как предопределение, а стала рассматриваться как результат деятельности людей, итог их сознательных поступков, как поступательное движение мира от прошлого к будущему.

Все перемены связаны с тонким высшим слоем общества (в русском Ренессансе). Русская интеллигенция стала формироваться при Петре I. Появление интеллигенции повлекло за собой расслоение нации, и оно во многом определило культурное, социальное и политическое своеобразие хода русской истории. Высший слой общества оказался зачарован Западной цивилизацией и начал противопоставлять себя народу, они испытывали сложный комплекс душевных эмоций: от горделивого ощущения собственного превосходства до тягостного сознания некой вины перед угнетенным народом. Это чувство вины позднее порождает стремление к освобождению народа, искуплению своей вины перед ним и борьбе за его счастье (эвдемонического характера). Эвдемоническое сознание стремилось осчастливить ближнего в земном существовании. Сам народ жил представлениями и ценностями средневековой культура до начала потрясений 20 века. Это несоответствие между двумя образовавшимися в (???) эпоху частями нации отозвалось трагическими событиями кровавых революций. Петр – «1ый большевик» (Валосиин).

Вывод: Петровские реформы положили начало переходу от древнерусской культуры к культуре нового времени. Главное содержание петровских реформ составили секуляризация и европеизация русской культуры, что разрушило ее целостность и породило в ней сложные неоднозначные процессы. Петровские реформы расчленили некогда единую синкретичную «культуру – веру» на культуру и на веру, то есть на две культуры: культуру светскую и религиозную (духовную).
Благодаря петровской политике в отечественной культуре наметилась еще одна тенденция конфронтации: центростремительная (русское самодержавие во всех направлениях) и центробежная (деятели русской культуры, выражавшие тенденцию освобождения).

Вопрос 12. Искусство и литература Др. Руси.

Понятие древнерусская литература обозначает в строгом терминологическом значении литературу восточных славян XI–XIII вв. до их последующего разделения на русских, украинцев и белорусов. С XIV в. отчетливо проявляются особые книжные традиции, приведшие к образованию русской (великорусской) литературы, а с XV в. – украинской и белорусской
Все попытки отыскать следы восточнославянской литературы до крещения Руси в 988 г. окончились неудачей, что впрочем не говорило об отсутствии письменности.
Предшественником древнерусской литературы был фольклор, распространенный в средневековье во всех слоях общества. В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно, взаимно дополняли друг друга. Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всей ее истории, хотя слабо отразился в письменности.

Принятие христианства в 988 г. ввело Русь в орбиту византийского мира. После крещения в страну была перенесена богатая старославянская книжность, созданная братьями Кириллом и Мефодием и их учениками. От Византии славяне усвоили по преимуществу церковно-монастырскую книжную культуру. Древняя Русь последней из славянских стран приняла христианство и познакомилась с кирилло-мефодиевским книжным наследием. Однако в удивительно короткие сроки она превратила его в свое национальное достояние. По сравнению с другими православными славянскими странами Древняя Русь создала значительно более развитую и жанрово многообразную национальную литературу и лучше сохранила общеславянский фонд памятников.
Художественный метод и жанровая система древнерусской литературы. Ее художественный метод был обусловлен теоцентрическим и провиденциальным характером средневекового мышления и отличался символическим мировосприятием, историзмом, дидактизмом и этикетностью. Ей были свойственны каноничность, традиционность и ретроспективность.

На протяжении всей древнерусской эпохи церковнославянские библейские и богослужебные книги, содержащие поэтические и структурные модели разных типов текстов, определяли культурное сознание и характер литературного процесса. Образцовые произведения заменяли собой теоретические руководства по искусству слова, существовавшие в Западной Европе. Освященные седой стариной литературные образцы казались незыблемыми и служили мерилом писательского мастерства. Это правило составляло альфу и омегу древнерусского творчества.
Библейские книги содержали эталоны литературных жанров. Для древнерусских книжников существование особой иерархии литературных текстов было очевидно. Жанровая классификация дана в предисловии митрополита Макария к Великим Минеям Четиим (закончены ок. 1554 г.). Произведения, составлявшие ядро традиционной книжности, расположены в строгом соответствии с их местом на иерархической лестнице жанров. Ее верхнюю ступень занимает Евангелие с богословскими толкованиями. Далее следуют Апостол с толкованиями, затем – Толковые Псалтири, после них – творения отцов церкви: сборники сочинений Иоанна Златоуста «Златоструй», «Маргарит», произведения Василия Великого, и др., вслед за тем идет ораторская проза: 1) слова пророческие, 2) апостольские, 3) святоотеческие, 4) праздничные, 5) похвальные.
Древнерусская жанровая система, сложившись под влиянием византийской, перестраивалась и развивалась на протяжении семи веков своего существования. Однако она сохранилась в своих основных чертах вплоть до Нового времени.
Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII в.) «Учение книжное», начатое Владимиром Святым, быстро добилось значительных успехов. Древнейшей книгой Руси из числа сохранившихся является Новгородский кодекс (не позднее 1-й четв. XI в.) – триптих из трех навощенных дощечек.

Согласно «Повести временных лет», сын Владимира великий князь Киевский Ярослав Мудрый организовал переводческие и книгописные работы в Киеве. В XI–XII вв. в Древней Руси существовали разные школы и центры, занимавшиеся переводами в основном с греческого языка. От этого времени сохранились: «Чудеса Николая Мирликийского» (1090-е гг.) – самого почитаемого святого на Руси, «Житие Василия Нового» (XI в.), изображающее яркие картины адских мук, рая и Страшного суда.
Переводческие работы велись, очевидно, при митрополичьей кафедре, основанной в 1037 г. в Киеве. Сохранились переводы догматических, церковно-учительных, эпистолярных и антилатинских сочинений митрополитов Киевских Иоанна II (1077–1089 гг.) и Никифора (1104–1121 гг).

При Ярославе Мудром начала складываться «Русская Правда» (Краткая редакция 1-й пол XI в.) – главный письменный свод законов Киевской Руси. Был составлен Древнейший летописный свод при митрополичьей кафедре (1037 – нач. 1040-х гг.), появилось одно из глубочайших произведений славянского средневековья – «Слово о Законе и Благодати» Илариона (между 1037–1050 гг.).

Важнейшим литературным центром был Киево-Печерский монастырь, воспитавший яркую плеяду древнерусских писателей, проповедников и просветителей. Достаточно рано, во второй половине XI в., монастырь установил книжные связи с Константинополем.
В Киево-Печерском монастыре велось летописание, были составлены свод Никона Великого (ок. 1073 г.) и Начальный свод (ок. 1095 г.). Оба они вошли в «Повесть временных лет» (1110-е гг.) – ценнейший памятник древнерусской культуры и исторической мысли. Создателем ее первой редакции (1110–1112 гг. или 1113 г.) считается киево-печерский монах Нестор. «Повесть временных лет» – сложный по составу и источникам свод. По своей структуре, изложению материала и событий по годам, «Повесть временных лет» подобна латинским анналам и отличается от византийских хроник, не знавших погодных записей.

В «Повесть временных лет» включено «Поучение» князя Владимира Мономаха (ум. 1125 г.), созданное в несколько этапов. Идеал «Поучения» – мудрый и справедливый государь, свято хранящий верность договорам, храбрый князь-воин и благочестивый христианин
Видным писателем конца XI – начала XII в. был киево-печерский монах Нестор. Его «Чтение о житии Бориса и Глеба» вместе с другими памятниками агиографии XI–XII вв. образуют широко распространенный цикл о кровопролитной междоусобной войне сыновей князя Владимира «После «Чтения» Нестор создал «Житие Феодосия Печерского», ставшее образцом в жанре преподобнического жития и позднее включенное в «Киево-Печерский патерик».

Это последнее крупное произведение домонгольской Руси представляет собой сборник кратких рассказов об истории Киево-Печерского монастыря, его монахах, их аскетической жизни и духовных подвигах. Становление памятника началось в 20–30 гг.
Как и в средневековой Европе, на Руси, помимо ортодоксальной литературы, получили распространение апокрифы– легендарные сочинения, не вошедшие в общепризнанный церковный канон. Апокрифы образуют своего рода простонародную Библию. Тематически они делятся на ветхозаветные, новозаветные, эсхатологические о загробной жизни и конечных судьбах мира и др.

Большой любовью в народной среде пользовалась «Беседа трех святитетелей» Апокрифы заносились в особые списки отреченных книг. Древнейший славянский индекс апокрифов, переведенный с греческого, помещен в Изборнике 1073 г. Самостоятельные списки отреченных книг, отражающие реальную литературную ситуацию, появляются на Руси не ранее рубежа XIV–XV вв. и имеют рекомендательный, а не строго запретительный (с последующими карательными санкциями) характер. Многие апокрифы («Первоевангелие Иакова», «Сказание Афродитиана» и др.) могли не восприниматься как «ложные писания», почитались наряду с канонической литературой и использовались в церковном обиходе как чтения на соответствующие праздники.

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого (ум. 1132 г.) Киев утратил власть над большей частью русских земель. Киевская Русь распалась на полтора десятка суверенных и полусуверенных государств, в которых развивались новые литературные центры.
При Андрее Боголюбском происходит культурный подъем во Владимиро-Суздальском княжестве. Стремясь возродить единство Руси под своей властью, князь был заинтересован в прославлении своей деятельности, местных святых и святынь. В честь своей победы над волжскими болгарами в 1164 г. Андрей Боголюбский написал «Слово о милости Божьей»

В русле средневекового общеевропейского литературного процесса находится и «Слово о полку Игореве» (кон. XII в.), лиро-эпическое произведение, связанное с дружинной средой и поэзией. Поводом его создания послужил неудачный поход 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. Поражению Игоря посвящены воинские повести, дошедшие в Лаврентьевской летописи (1377 г.) и Ипатьевской летописи (кон. 10-х – нач. 20-х гг. XV в.). Однако только автор «Слова» сумел превратить частный эпизод многочисленных войн со Степью в великий поэтический памятник, стоящий в одном ряду с такими шедеврами средневекового эпоса, как испанская «Песнь о моем Сиде» (1140 г.), немецкая «Песнь о Нибелунгах» (1200 г.). В типологическом отношении особенно много общего у «Слова» с самой знаменитой из героических поэм французского средневековья - «Песнью о Роланде» (ок. 1100 г.).

Поэтическая образность «Слова» тесно связана языческими представлениями, которые были живы в XII в. Автору удалось соединить риторические приемы церковной литературы с традициями дружинной эпической поэзии, образцом которой были в его глазах творения поэта-певца XI в. Бояна. Идеалы «Слова» связаны с уходящей в прошлое Киевской Русью. Его создатель – убежденный противник княжеских междоусобиц, губивших Русскую землю. «Слово» проникнуто страстным патриотическим пафосом единения князей для защиты от внешних врагов.
«Слово» было обнаружено графом А. И. Мусиным-Пушкиным в начале 1790-х гг. и издано им по единственному сохранившемуся списку в 1800 г.
Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый урон древнерусской литературе, привело к ее заметному сокращению и упадку, на долгое время прервало книжные связи с другими славянами. Первой трагической битве с завоевателями на реке Калке в 1223 г. посвящены повести, сохранившиеся в Новгородской первой, Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

XIII в. дал выдающийся памятник южнорусского летописания – Галицко-Волынскую летопись, состоящую из двух самостоятельных частей: «Летописца Даниила Галицкого» (до 1260 г.) и летописи Владимиро-Волынского княжества (с 1261 по 1290 г.). Придворный историограф Даниила Галицкого был человеком высокой книжной культуры и литературного мастерства. «Летописец Даниила Галицкого» написан в нетрадиционной форме свободного исторического повествования, не скованного погодными записями, использовавшего устные народные предания, в том числе половецкий эпос – рассказ о траве «емшане».

Монголо-татарское нашествие возродило идеалы мудрого государя, мужественного защитника родной земли и православной веры. Ярким образцом мученического жития (мартирия) является «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора», казненных по приказу хана Батыя в 1246 г. за отказ поклониться языческим идолам. Краткая (Проложная) редакция памятника появилась до 1271 г. Позднее на ее основе возникло несколько редакций более пространного содержания, автором одной из которых назван «отец», то есть священник, Андрей (не позднее кон. XIII в.).

«Военно-героическое» направление в агиографии представлено «Повестью о житии Александра Невского» (Первоначальная редакция, вероятно, 1280-х гг.). Ее автор соединил традиции воинской повести и жития. Светлый лик молодого героя Невской битвы 1240 г. и Ледового побоища 1242 г., победителя шведских и немецких рыцарей, защитника Руси от татар и православия от римско-католической экспансии, благочестивого христианина стал образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей. Произведение оказало влияние на «Повесть о Довмонте» (2-я четв. XIV в.). Княжение Довмонта (1266–1299 гг.), бежавшего на Русь из Литвы вследствие междоусобиц и принявшего крещение, стало для Пскова временем расцвета и побед над внешними врагами, литовцами и ливонскими рыцарями. Повесть связана с псковским летописанием, начавшимся в XIII в.

К позднейшим литературным обработкам легендарных народных сказаний о батыевщине относится предание о граде Китеже, сохранившееся в литературе старообрядцев (2-я пол. XVIII в.).

По древнерусской живописи (иконописи): М. В. Алпатов, В. К. Лазарев. Лихачев: «Петр I сознательно стремится к обрыву связей со старой Россией». Но «Старая Россия» - Святая Русь, т.е. превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа. С этим понятие «русская идея» была связана исконно, и за ним стоит нечто более значительное, нежели национальная, географическая или этническая идея. Аверинцев: «Святая Руси – категория едва ли не космическая… Было бы нестерпимо плоским понять это как выражение пламенной мании величия. У Святой Руси нет локальных признаков. У нее только 2 признака: 1) Быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; 2) Быть миром под знаком истинной веры».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: