Экспозиция и завязка действия

Экспозиция – всё первое действие, где мы узнаём о чаяниях каждого героя, чувствуем его состояние, вдумываемся в первые реплики.

А насчёт завязки могут быть разные мнения. Либо это приезд Раневской и Ани в начале действия, либо момент предложения Лопахина о сдаче сада «в аренду под дачи» - в середине 1-го акта. А может быть, завязки в комедии вообще две?

Ясно одно: оба названных события важны для развития действия пьесы. И то и другое имеет свою развязку. Приезд «заканчивается» в конце концов отъездом в 4-ом действии, а предложение Лопахина – его же объявлением о покупке сада в 3-м акте. Покупка сада, пожалуй, важнее, ибо отъезд – следствие этой покупки.

А может быть, новаторская чеховская драматургия и вообще не предполагает завязки и развязки? Ведь автору важнее не то, кто купит имение и кто когда уедет, а внутреннее состояние людей в момент этого противостояния и нравственные последствия поединка.

Сцена предложения Лопахина

Лопахин по обыкновению торопится (на протяжении сцены три раза смотрит на часы). Но спешка не мешает ему искренне пытаться помочь Раневским. Нежная благодарность к Любови Андреевне сочетается с грубоватым напором и неделикатностью, нечувствительностью к трудному для неё моменту.

Когда первая попытка не возымела действия (Гаев назвал предложение «чепухой», а Раневская рассеянно произнесла «Я вас не совсем понимаю»), Лопахин подливает масла в огонь, говоря о том, что нужно «снести все старые постройки, вот этот дом… вырубить старый вишнёвый сад…» Ему невдомёк, что он задел Раневских за живое, ведь дом и сад – это их прошлое, их мир. Вот почему последовала мгновенная реакция со стороны всех трёх «соперников» Лопахина – Раневской, Гаева и Фирса. Защищается каждый по-своему: Раневская – с гордой высоты своих ощущений, Гаев – с пониманием безнадежности, Фирс – с помощью воспоминаний о былой пользе сада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: