В 1912 году был выпущен манифест «Пощёчина общественному вкусу»: «сбросить классиков… с парохода современности», творить новое искусство, искусство будущего. В стихах и манифестах футуристов, прежде всего, - отрицание и критика буржуазности, прославление технического прогресса, желание переделать мир, начав с передела поэзии.
Футуристы стремились овеществить слово, превратив его звучание в адекват предмета, который оно обозначает. Очень много привнесли в литературу в смысле развития многообразия поэтических форм, ритмики, рифм, образности, метафоризма.
У футуристов были свои группы: кубо-футуристы (ранний В.Маяковский, В.Каменский, Д.Бурлюк, В.Хлебников), эго-футуристы (И.Северянин), группа «центрифуга» (Н.Асеев, ранний Б.Пастернак).
К концу 10-х годов все три направления прекратили своё существование. Интересно, что в основе всех 3-х течений был дух романтизма, но каждое из них развивало свою, особую сторону романтизма:
- символизм – вселенский масштаб, веру в высший идеал и устремление к мечте;
|
|
- акмеизм – тягу к экзотике, красоте, совершенству;
- футуризм – максимализм и мощь противопоставления героя и окружающего мира.
Другие тенденции в поэзии
Среди других тенденций отметим ново-крестьянскую поэзию (С.Клычков, П.Орешин), чуть позже - имажинистов (Н.Клюев, А.Мариенгоф, С.Есенин), пролетарскую поэзию (Д,Бедный, А.Гастев, А.Безыменский, Я.Шведов, М.Светлов, В.Кириллов), реалистическую поэзию (И.Бунин, В.Набоков, В.Ходасевич), а также замечательных поэтов, которые не входили ни в какие школы (М.Цветаева, Б.Пастернак (позже), И.Анненский, С.Чёрный, М.Волошин.
Довольно быстро переросли свои увлечения в группировках А.Блок, В.Маяковский, А.Ахматова, С.Есенин.
А.И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет»