double arrow

Понятие чести, достоинства и деловой репутации

Честь, достоинство и деловая репутация рассматриваются в качестве нематериальных благ, гарантируемых и охраняемых положениями международных документов и национального законодательства.

Юридическая наука чёткого понятия определения «честь», «достоинство» и «деловая репутация» до сих пор не выработала, вместе с тем, четкое разъяснение и подлинный смысл являются непременными условиями соблюдения законности и правильного применения данных понятий.

Честь и достоинство отражают объективную оценку гражданина окружающими и его самооценку, а деловая репутация - это оценка профессиональных качеств гражданина или юридического лица. Честь, достоинство, деловая репутация гражданина в совокупности определяют его «доброе имя»[1].

Все эти понятия очень тесно между собой взаимосвязаны. Углубленное и детальное исследование этих качеств показывает, что различаются они между собой лишь в подходах.

Понятия чести и достоинства содержат в себе также и определённую направленность. Объектом этих двух качеств является непосредственно индивид, или группа людей, а если брать эти понятия несколько шире, то можно говорить и о чести нации, народа.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину, это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Честь является таким же естественным правом человека, как его жизнь, здоровье и свобода.

По мнению ученых понятие «честь» является социальным, так как представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, общения людей между собой. Вся деятельность любого человека проходит под контролем общества, и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека. В связи с чем, общественная оценка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

Честь можно рассматривать как категорию оценки другими людьми, обществом и как собственную самооценку. По мнению А.А. Власова, честь – это и общественная оценка личности и, в то же время, осмысление самой личности такой оценки, то есть непосредственно самооценка. Понятие чести имеет два аспекта: объективный и внутренний или субъективный.[2]

Честь и достоинство, соотносящиеся между собой понятия, в их основе лежит единый критерий нравственности, при этом между честью и достоинством существуют различия. Различия заключаются в том, что честь – объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане стоит самооценка.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 года сказано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных и неотъемлемых прав их, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. По содержанию других международно-правовых актов, конституций ряда стран достоинство человека определяет суть личности.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Человек уже сам по себе как личность имеет ценность в глазах государства и общества.

По мнению Сергеева А.П., под достоинством понимается самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. [3]

Достоинство, как моральная ценность и широко значимое качество личности, определяется существующими общественными отношениями, которые в свою очередь могут не зависеть от человека. Признание обществом достоинства личности означает определённую оценку всех моральных качеств, которыми человек обладает. Определяющим в формировании достоинства является отношения человека к окружающей среде, к обществу, развитые в человеке чувства уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, честность, искренность и много других качеств.

Достоинство представляет собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости.

Неразрывно с честью и достоинством связана и деловая репутация.

По мнению Суханова Е.А., под деловой репутацией следует понимать положительную оценку физического и юридического лица, прежде всего как добросовестного предпринимателя, другими участниками имущественного оборота. Деловая репутация гражданина имеет более широкое содержание, она характеризует человека как работника, профессионала в какой-либо деятельности.

По словам М.Н. Малеиной под деловой репутацией понимают совокупность качеств и оценок, с «которыми их носитель ассоциируется в главах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области». [4]

Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Зависит это от конкретного поведения действий индивида в профессиональной сфере, выполнения обязательств юридическими субъектами общественных отношений и т.д.

Репутация юридического или физического лица формируется в процессе трудовой и профессиональной деятельности. Защита репутации, можно сказать, представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание стабильного представления об организации и её деятельности.

По мнению Д.В. Кислова, деловая репутация представляет собой не единичное явление, а некую совокупность факторов, которые позволяют более успешно вести бизнес[5].

Она является средством индивидуализации юридического лица наряду с фирменным наименованием предприятия, товарным знаком, выгодным географическим положением, клиентской базы. Эти и много других факторов и составляют ту самую совокупность, которая может повлиять на деловую репутацию и успешное ведение деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: