В последние десятилетия в литературе мощно заявило о себе новое течение, которое стали обозначать термином "постмодернизм".
Современное состояние русской культуры во многом напоминает ситуацию конца ХIХ века. Как и столетие назад, в обществе проходят бурные процессы переоценки ценностей. В стадии поиска и политики, и экономисты, подобная же картина наблюдается и в художественной литературе. Новейшая ситуация значительно отличается от той, которая сложилась на рубеже прошлого и нынешнего веков, а постмодернизм конца ХХ века - от модернизма "серебряного века".
Модернизм - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ века, отразившее кризис сознания и заявившее о себе в целом ряде направлений, течений, школ (символизм, футуризм и др.)
Постмодернизм - комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как "хаоса", а текста - как интертекста, представляющего собой "новую ткань, сотканную из старых цитат" (Р. Барт).
|
|
Основные особенности литературы постмодернизма:
· подход к искусству как своеобразному коду, то есть своду правил организации текста;
· попытка передать свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения;
· скептическое отношение к любым авторитетам, тяготение к пародии;
· значимость, самоценность текста ("авторитет письма");
· подчеркивание условности художественно-изобразительных средств ("обнажение приема");
· сочетание в одном тексте стилистически разных жанров и литературных эпох.
Модернисты стремились выработать новое универсальное мировоззрение, они считали возможным на путях нового искусства пересоздать, творчески преобразить мир, то есть русский модернизм предложил глобальный утопический проект преображения жизни. С особой силой об этом заявлял футуризм. Для современных писателей-постмодернистов характерен, напротив, сильнейший антиутопический пафос: "Белая бумага, острый карандаш. Скорей, скорей, пока не забыл!
Искусство прежних эпох стремилось к общественно значимым целям - воспитанию человека, конструктивному воздействию на общество и - самое главное - к поиску и выражению истины. Постмодернизм отказывает искусству в способности и возможности выразить истину. Однако из этого не следует делать пессимистических выводов, считают постмодернисты. Ведь и постмодернистская версия любого явления культуры и жизни - всего лишь версия, всего лишь комбинация знаков, а значит, не следует принимать ее слишком всерьез.