Билет №15. Аттический период древнегреческой литературы – «век Перикла». Греко-персидские войны и полисный патриотизм

"Век Перикла" — период наивысшего подъема демократических Афин и искусства древнегреческой классики середины V в. до н. э. Перикл (Perikles, 490—429 гг. до н. э.), потомок древнего рода Алкмеонидов, вождь демократической партии, в 443 г. до н. э. впервые избран на должность стратега. Среди его учителей были знаменитые философы Зенон и Анаксагор. В 480 г. до н. э. победой эллинов над персами в морском сражении при Саламине и в 479 г. до н. э. в сухопутной битве при Платеях закончились длительные греко-персидские войны. Столица Аттики находилась тогда на вершине своего могущества. В истории цивилизаций редко случается, что политический и экономический подъем государства совпадал бы по времени с расцветом культуры и искусства (см. исторические типы искусства; сравн. Итальянское Возрождение). Демократические Афины середины V в. до н. э. представляли собой именно такое государство. Особенное значение имел соревновательный характер — агонизм эллинской культуры, в котором участвовали все свободные граждане. "Всенародность" (греч. pandemia) сочеталась с профессиональным образованием в гимнасиях, философских школах и эргастериях. Архитектор Гипподам, распланировавший город Пирей (см. "гипподамова система"), создал одновременно теорию его социального устройства. Поклонение богам, по мере их "очеловечивания" (см. антропоморфизм), сочеталось с поклонением памятникам, сооруженным в их честь. Искусная деятельность, умение, ремесло (греч. techne) ценились как важнейшие добродетели. По мнению многих историков античной культуры, например Б. В. Фармаковского, такое сочетание возможно лишь раз в истории человечества, на той стадии, когда счастливое детство переходит в пышущую надеждой и здоровьем юность. По его словам, искусство Афин времени Перикла было "поистине грандиозно... Оно дышит радостью мировой победы афинской демократии, первой победы европейской цивилизации над варварством"1. Свободу гражданина и государственный порядок стратег Перикл считал основой общественной жизни. Такое новое, необычное по тем временам сочетание он имел в виду, когда утверждал, что Афины стали "школой всей Эллады". В знаменитой речи перед афинянами Перикл говорил: "У нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа... в частных делах все пользуются одинаковыми правами... на почетные должности каждого выдвигают по достоинству... Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа... Одним словом, я утверждаю, что город наш — школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях, и то, что мое утверждение — не пустая похвальба, а подлинная правда, доказывается самим могуществом нашего города"2. Сосредоточение казны Афинского морского союза в столице Аттики позволило Периклу осуществить грандиозный проект перестройки Афинского Акрополя и возведения новых храмов (см. Парфенон; Эрехфейон). Старый Акрополь был разрушен персами (см. "персидский мусор"). Когда встревоженные афиняне, подстрекаемые политическими противниками Перикла, попытались обвинить стратега в том, что он понапрасну растрачивает казну, Перикл ответил, что может отстроить храмы на свои средства, но тогда на них будет начертано: "построено Периклом". После такого ответа горожане, поразмыслив, взяли свои обвинения обратно, и Афинский Акрополь стал выражением творческих сил и способностей народа. По оценке Плутарха, афинские храмы, и среди них величественный Парфенон, были "созданы в короткое время, но для долговременного существования".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: