Билет №45. Идейная концепция и литературная форма романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл»

Сюжет романа «Золотой осел» схож с сюжетом произведения греческого сатирика Лукдана, современника Апулея. У Лукиана это произведение небольшого объема, называется опо «Лукий, или Осел».

Главный герой романа, от лица которого и ведется рассказ, — юноша Дюций, любящий жизнь, ищущий в ней чудесных приклю­чений. В" связи с торговыми делами ему пришлось попасть в Фесса­лию, в город Гипату. Он останавливается у старика Милона, жена которого оказалась волщебницей, способной превращаться в дру roe сущее-пи). Люций хочет на себе испытать эту тайну превраще ния. Служанка Фотида обещает юноше помочь в этом деле и дать мазь, которой стоит натереться, чтобы превратиться в птицу; но девушка перепутала баночки и дала ему такую мазь, после натирания которой он превратился в осла. В ослином обличье пришлось ему пережить много страданий: его в первую же ночь угнали разбойники, нагрузив награбленным у Милона добром, то разбойников

он попадает в деревню, потом его покупают жрецы сирийскойбогини Кибелы, затем он переходит в руки мельника, потом бедняка- огородника, у которого его силой забирает себе солдат, которыйскоро продал его двум братьям-рабам. Люций, хотя и в ослиномвиде, но сохранил человеческий разум. Он все замечает, всё наблюдает дает. Человеческими повадками осел удивил своих хозяев и ихрабовладельца, который и приобретает себе этого удивительногоосла.

Автор как бы внушает читателям, что если человек ведет скот скую жизнь, то он по существу своему является скотом, и судьба накажет его за это, как наказала героя романа. Люций и до пре­вращения в осла был, по мнению автора, скотом, хотя и в обличье человека: оп развратничал, был полой праздного любопытства. Превратившись в осла, Люций ведет себя как и раньше; теперь он, по мнению автора, скот и по своей духовной сущности, и скот по внешности.

И только лишь после того, как Люций внутренне очищается, он становится по воле богини Изиды человеком, человеком не только по внешнему виду, но и по своей сущности. Теперь его уже не пре­следует судьба, как раньше, теперь он может спокойно и счастливо жить. Такова религиозно-нравоучительная идея романа.

Нравоучительными тенденциями проникнуты и многие встав­ные новеллы романа. Апулей изображает, как всем городом осуж­дена мачеха, влюбившаяся в своего пасынка и пытающаяся отра­вить его, когда он отверг ее любовь. В X же книге рома­на изображается женщина-преступница, которая из ревности уби­вает мужа и свою «соперницу», не зная, что та является сестрой ее мужа, только не признанной деспотом-отцом. Эта преступная женщина, чтобы смыть следы преступления, убивает и врача, которыйдавал ей яд для отравления супруга. Наконец, она убивает и свою дочку, чтобы быть единственной наследницей после смерти

мужа. Все преступления этой женщины в конце концов раскрыва­ются, и она приговаривается быть брошенной на съедение диким зверям.

Апулей поражает читателя обилием неологизмов, поражает ис­кусно построенными антитезами. Но, с другой стороны, он любит аллитерации, уменьшительные существительные и прилагатель­ные, избегает употребления сложносочиненных или простых пред­ложений, а эти элементы стиля характерны для народной поэзии.

Апулей ближе к народной разговорной речи в тех сценах, где изображается быт, где действуют герои из низов — ремесленники, крестьяне. В патетических же местах романа, где Апулей выступа­ет как писатель-моралист, особенно в книге XI, сильна риторика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: