Стихотворные размеры

Анализ эпизода художественного произведения

Эпизод (от греч. epesodion – буквально вставка) – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.

1. Определение темы эпизода.

2. Место эпизода в идейном замысле писателя.

3. Определение границ эпизода.

4. Выяснения читательского впечатления (читательское восприятие, мысли, чувства).

5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).

6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).

7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).

Примерный план характеристики героя литературного произведения

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет.

3. Манера держаться, внешность.

4. Речь героя.

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.

6. Понимание героем цели жизни, его основные интересы.

7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.

8. Отношение других действующих лиц к данному герою.

9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.


План разбора лирического стихотворения

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание.

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения.

1. Основные образы стихотворения.

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворение.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

Системы стихосложения

Силлабо-тоническое стихосложение – система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Наиболее распространена в поэзии.

Силлабическое стихосложение – система, в которой длина стиха определяется количеством слогов; стихи называются 6-, 7-, 8-сложными и т.д.

Тоническое стихосложение – система, в которой длина стиха определяется количеством ударных слогов (примыкающие безударные слоги в счет не идут).

Стихотворные размеры

Хорей – двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на 1-й слог.

Ямб – двусложный размер, в котором ударение падает на 2-й слог.

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 1-й слог.

Амфибрахий – трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 2-й слог.

Анапест – трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 3-й слог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: