Романтизм (Р.) в Англии, его своеобразие

Англию можно считать, в изв. мере, прародиной Р. Раннее бурж. развитие вызвало там и первые антибурж. устремления, ставшие впослед-и хар-ми для всех ром-ков. Само понятие «романтический» возникло в англ. лит. еще в 17 в., в эпоху бурж. рев-и. На протяж. 18в. в Англии наметились многие сущ-е особ-ти романтич. мироощ-я — иронич. самооценка, антирационализм, представл.об «оригин.», «необычайном», «неизъяснимом», тяга к старине. И критич.философия, и этика бунтарского индивидуализма, и принципы историзма, в т.ч. идея «народности» и «народного», развились со врем. именно из англ. источников, но — уже в др. странах, прежде всего в Герм. и во Фр. Так что возник. в Англии нач. романтич. импульсы возвращались на родную почву кружным путем. Реш. толчок, кристаллизовавший Р. как дух. напр-е, пришел к англичанам извне. Это было возд-е Вел. франц. рев-и. В Англ.и в то же время совершалась так наз. «тихая», хотя на самом деле совсем не тихая и очень болезненная, рев-я — индустриальная; ее послед-ми были не только замена прялки ткацким станком, а мускульной силы — паровой машиной, но и глубокие соц. перемены: исчезало крестьянство, рождался и рос пролетариат, сельский и гор., положение «хозяина жизни» окончат. завоевывал средн.класс, буржуазия. Хронологич. рамки англ. Р. почти совпадают с нем. (1790–1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свой-ны меньшая склонность к теоретизир-ю и бóльшая ориентация на поэтич.жанры. Образцовый нем. Р. ассоц-ся с прозой, англ.– с поэзией. Англ.Р. сосредоточен на проблемах развития общ-ва и челов-ва в целом. Англ. романтикам присуще ощущение катастрофичности историч. процесса. Общая хар-ка англ.Р.: 1. англ.роман-ки не были создателями Р. Обращались к практич.видению. Очень много путеш-ли, интерес.политикой (Англия была экономич.развитой державой); 2.для англ.роман-ков было хар-но созд-е образов-символов; 3. была связь с Просвещением, но слабее, нежели в нем.Р. Ран.период англ. Р. «Озёрная школа» (Вордсворд, Колридж, Саути): Оз.шк- группа англ, поэтов-романтиков кон. 18 - нач. 19 вв., живших на севере Англии, в т. н. "краю озёр" (графства Уэстморленд и Камберленд). Поэты "О. ш." У. Вордсворт, С. Т. Колридж и Р. Саути известны так- же под именем "лейкистов" (от англ, lake-озеро). Противопоставив своё творчество классицистской и просветит. традиции 18 в., они осущ-ли романтич. реформу в англ. поэзии. Вначале горячо приветствовавшие Вел. франц. рев-ю, поэты "О. ш." впоследствии отшатн. от неё, не приняв якобинского террора; политич. взгляды "лейкистов" со временем стан. всё более реакционными. Отвергнув рационалистич. идеалы Просвещения, поэты "О. ш." противоп-ли им веру в иррац-е, в традиц. христ. ценности, в идеализир-е ср.-век. прошлое. С годами произошёл спад в самом поэтич. творчестве "лейкистов". Однако их ранние, лучшие произв. до сих пор являются гордостью англ, поэзии. "О. ш." оказала большое влияние на англ, поэтов-романтиков младшего поколения (Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Китс). Поэты «озерной школы» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке. Наследие Вордсворта, соответственно его долгой жизни, весьма обширно. Это лирические стихотворения, баллады, поэмы, из которых наиболее известны «Прогулка» (1814), «Питер Белл» (1819), «Возница» (1805—1819), «Прелюдия» (1805—1850), представляющая собой духовную автобиографию поэта. Он оставил, кроме того, несколько томов переписки, пространное описание озерного края и ряд статей, среди которых особое место занимает предисловие ко второму изданию (1800) «Лирических баллад», сыгравшее в английской литературе роль столь значительную, что его так и называют «Предисловием»: это вроде «вступления» к целой поэтической эпохе.

Сэмюель Тейлор Кольридж (1772—1834). Наив. творч.подъем Кольридж пережил в нач. своего лит. пути в канун издания «Лирич. баллад». Эта, по выраж-ю биографов, «пора чудес» (1797—1798) длилась на деле менее года. За это время Кольридж создал «Сказание о Старом Мореходе», начал «Хана Кублу» и «Кристабель», написал нек. др. баллады и лучшие свои лирич. стихи («Полночный мороз», «Соловей», «Гимн перед восходом солнца», «Вордсворту»). Баллады вместе со «Сказанием о Старом Мореходе» вошли в знаменитый, выпущенный совм. с Вордсвортом сборник. «Хан Кубла» и «Кристабель» так и остались «фрагментами» в кач. особого романтиками утвержденного жанра. Поэзия Сау ти: интересовался историей, писал на историч.темы (восстан-е Талера, Жанна Д’Арк).

4. Основные этапы развития француз.романтизма(ФР). Шатобриан. Особенности исповедальной повести.

Романтизм во Франции первоначально воспринимался как иноземное явление, чему немало способствовали сами романтики, ссылавшиеся на Шекспира и Шиллера, Кальдерона и Мандзони. Но романтизм имел прочные корни во франц. истории и культуре.

ФР развивался неравномерно в различных видах искусства. Начало литературного Р. относится к концу 18 в. в живописи Р. пробивает себе дорогу много позже, а в музыке еще позднее. В литературе неравномерность развития литературного процесса также заметна: романтическая поэзия запоздала почти на десятилетия по сравнению с прозой, а драма пробила себе путь на сцену еще десятилетие спустя. Поэтому в определении периодов развития ФР есть существенные трудности.

Во Франции развитие Р. имело свою специфику, т.к. здесь революции происходили одна за другой. События не давали французам опомниться. Буржуазность во ФР толковалась в обобщенно-духовном аспекте. Французы свои утопии связывали с современностью. ФР герой был более обыкновенный, нежели герой в английск. романтизме, например. Этот герой проявлял страдание души.

Очевидно, что принципиальными деталями для периодизации ФР явл. даты франц.революций: 1789-1794, 1830, 1848. Они позволяют выделить 3 самых общих периода:

Период становления Р. (от Великой французской революции до Июльской революции 1830).

Его расцвет (между 1830 и 1848гг) и заката (после Февральской революции 1848).

1795-1815 гг. –период вступления в литературу первых романтиков, возникновения романтического движения, основоположниками которого были Жермена де Сталь и Франсуа Рене де Шатобриан. Школа Шатобриана (Бональд, Ж. де Местр, Балланш) противопоставила просветительской вере в тождество Разума христианско-католическую духовность. В «Гении христианства» (1802), ставшем манифестом этой школы, Шатобриан борется с рационализмом и с пристрастием классицистов к античным образам. Ж. де Сталь и ее последователи (Констан, Сенанкур) также стремятся преодолеть рационализм, но в отличие от школы Шатобриана, противопоставляют культу Разума описание индивидуального чувства. Де Сталь настаивает на придании воспроизводимым в литературе чувствам не общечеловеческих черт, а напротив, национального колорита. Выделение 2 школ в раннем ФР –школы Шатобриана и школы де Сталь – указывает на то, что романтизм выступает как явление сложное и противоречивое.

Романтическое движение начинается с разработки теоретических вопросов. Первые романтики – прежде всего философы и политические мыслители. Поэтому эстетика ФР с самого начала формируется в связи с постановкой общефилософских вопросов.

Принято считать, что Р.возникает как реакция на Просвещение, на идеологическую платформу Великой франц.революции1789-94 гг.

Поворотным моментом в истории франц.литературы и философской мысли явл.творчество Ж.-Ж.Руссо. Руссоизм с его культом природы, чувств и страстей «естественного человека», деизмом (как «религией чувства»), критикой цивилизации стал подлинной философской основой ФР. Поэтому руссоизм следует признать философской основой ФР. Важно подчеркнуть, что творчество Руссо и его последователей становится одним из главных истоков эстетики и литературной практики франц.романтиков.У Руссо закладываются основания романтической идеи двоемирия, определяющий характер романтической эстетики. Наиболее НЕприемлемыми для романтиков такие черты классицистического искусства, как рационализм и нормативность. Уже в первых трудах романтиков рассудочности противопоставляется свобода художника, разуму – гений.

Важнейшее достижение первых романтиков – открытие «частного человека». Интерес к внутреннему миру «частного человека», противопоставленного классицистскому герою-гражданину. Специфическим выражением романтического психологизма становится раскрытие понятия «меланхолия», о котором подробно говорится в «Гении христианства» Шатобриана, который мистифицирует это чувство, связывая его с утверждением христианской религии.

1815-1827 гг. – время возникновения широкого романтического движения, в кот.формируются течения, школы, объединения, кружки; возникает романтическая поэзия (Ламартин, Виньи, Гюго), исторический романтический роман (Гюго, Виньи), первые романтические драмы (драмы для чтения Мериме, Вите, Гюго), появляется романтическая пьеса.

В 1827-35 гг. Р.окончательно приобретает черты направления (т.е. романтики объединены единым художественным методом), и это направление становится господствующим во франц.литературе. В этот период от романтического движения отделяется течение реалистической ориентации, возглавляемое Стендалем. Расхождение романтиков и реалистов прежде всего в разрешении вопроса о влиянии обстоятельств на формирование характера человека. Для романтиков социальная определенность личности – лишь «одежда». Реалисты же открывают закон формирования типического характера типическими обстоятельствами его существования, для них социальные проявления личности – ее сущность, а не случайный «наряд».Особенность ФР в том еще, что литература сплетается с философией и политикой.

В 1835-43 гг. успехи реалистической литературы приводят к краткому периоду «междуцарствия», когда в серьезной литературе господствуют два направления, романтизм и критический реализм. Они благотворно влияют друг на друга.

В 1843-48 гг. начинается пора кризиса романтизма. Успешно развивается только романтическое течение, связанное с утопическим социализмом (Жорж Санд, Сент-Бёв, Гюго и др.), особой популярностью также пользуются романы-фельетоны А.Дюма-отца и Э.Сю. Из литературы уходит Нодье, прекращают свою активную творческую деятельность Мюссе, Виньи, Ламартин.

Поражение революции 1848 г.знаменует конец истории романтизма как литературного направления. К 1870 романтич.течение сходит на нет. Франсуа Рене де Шатобриан. Его политич.вгляды носили реакционный аристократический характер. Сражаясь против революции, он находился в оппозиции и к наполеоновскому режиму. Создал тарктат «Исторический, политический и моральный опыт о революциях древних и новых, рассмотренных в их отношениях с франц.революцией»(1797), который во Франции считается первым произведением ФР.Главное произведение Шатобриана трактат «Гений христианства» в 5 томах. Этот трактат был направлен как против материализма просветителей, так и против классицистского культа античности. Писатель поместил в текст трактата 2 повести: «Атала» и «Рене». Вторая повесть стала особенно знаменитой. Шатобриан первым воссоздал в литературе тип «лишнего человека». Рене рассказывает свою историю. Он рано остался сиротой. Его охватила глубокая тоска. Е решившись уйти в монастырь, Рене скитается по свету. Он видит развалины древних сооружений Греции и Рима и приходит к мысли, что все великое осуждено на смерть. Рене – первый в европейской литературе герой, кот.охватывает «мировая скорбь», его отрицание распространяется на все, что существует. И тогда Рене решает покончить с собой. Спасает его сестра, догадавшаяся по письму Рене о его намерениях. Амели приносит Рене краткий миг счастья. Красота природы, доброта сестры излечивают Рене от «болезни века». Но внезапно Амели исчезает. Вскоре Рене узнает, что она ушла в монастырь, чтобы избавиться от преступной любви, кот.она питает к брату. Рене оказывается человеком, всеми брошенным. Он не находит себе месса в обществе, покидает Европу и поселяется среди индейцев Сев.Америки. Но ни приближение к естественному образу жизни, ни красота природы не могут развеять его пессимизма. В конце повести сообщается о гибели Рене. Он так и не нашел счастья, успокоения. Эта повесть должна была выполнить 2 задачи: 1.изобразить новые чувства чел-ка, возникающие в нем под влиянием христианства. 2.показать силу церкви, которая может спасти даже самых страшных преступников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: