Безработица(Б), ее формы. Измер-е Б. Эк-е послед-я Б. Б в пер-д соврем-го кризиса. Политика занятости

Б – соц – эк явл-е, при к-м часть раб силы не занята в общ-ном пр-ве.

Продолж-ть Б хар-ет среднее время перерыва в работе.

Виды Б:

Фрикционная Б связана с поисками и ожид-ем работы, отражает текучесть кадров, связ-ю с переменой раб мест, места жител-ва. Этот тип Б вкл-ет в себя людей, к-е незаняты в связи с переходом с одной работы на др и в теч-е недели рассчит-ют приступить к работе на новом месте, а также работ-в в тех отраслях, где врем-е увольн-я явл-ся нормой без влияния на общ ур-нь дохода людей (строит-во). При внедр-и нов достиж-й технич-го прогресса, такое движ-е неизбежно. В какой-то мере эта Б желат-й т.к. многие раб-е переходят с низкопродук-й, малооплач-й работы на более высокооп-ю и более продук-ю работу=> более высокие доходы для раб-х и более рац-е распр-е труд рес-в=> и больший реал-й объем реал-го нац продукта.

Структурная Б связана с технолог-кими сдвигами в пр-ве, изм-щими стр-ру D на раб силу. С теч-ем времени в стр-ре потреб-го D и в технологии происх-ят важные изм-я, к-е изменяют стр-ру общего D на раб силу. =>D на некот-е виды профессий умен-ся или прекращ-ся. D на др проф-и увел-ся. Возникает Б, т.к. раб сила реагирует медленно, ее стр-ра не отвечает новой стр-ре раб мест.

Институц-я Б возн-ет, когда сама орг-я рынка труда недост-но эффек-на. Н-р, неполна инф-я о вакантных рабочих местах. Ур-нь Б был бы ниже при налаженной работе с-мы инф-и.

Циклич-ю Б (Б, связ-я с с дефицитом D) вызывает спад пр-ва во время пром-го кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза эк цикла, к-я харак-ся недостат-тью совок-х расходов.

Добровольная Б вызвана тем, что в любом общ-ве сущ-ет прослойка людей, к-е по своему псих-му складу или по иным причинам не хотят работать.

Понятие “полная зан-ть” не озн-ет полного отсут-я Б. Эк-ты считают фрикц-ю и струк-ю Б неизбежной=> ур-нь Б при полной зан-ти = сумме ур-ней фрик-й и струк-й Б.

Ур-нь Б при полной зан-ти наз-ся естественным ур-нем Б.

Закон Оукена связ-ет колеб-я ур-ня Б с колеб-ми ВВП:

Y-Y* =-b (u-u*)

Y*

Где Y-факт-й объем пр-ва;

Y*- потенц-й ВВП;

u- факт-й ур-нь Б;

u*- естеств-й ур-нь Б;

b- эмпирич-й коэф-т чувствит-ти ВВП к динамике цикл-й Б.

Если u>u* на 1 %, то факт-й объем пр-ва будет ниже потенц-го на b %. Коэф-т b устанав-ся эмпирич-м путем и различен в разных странах.

Эк-е послед-я Б на индивид-м ур-не: потеря дохода или части дохода; потеря квалиф-ции => умен-е шансов найти высокооплач-ю, престижную работу в будущем.

Эк-е послед-я Б на ур-не общ-ва в целом: недопр-во ВНП, отставание факт-го ВВП от потенц-го ВВП.

Эк-е послед-я Б:

Отриц-е: обесцен-е послед-й обучения; сокращ-е пр-ва; затраты на помощь безраб-ым; утрата квалиф-ции; сниж-е жизн-го ур-ня; недопр-во нац дохода; сниж-е налог-х поступ-й.

Полож-е: созд-е резерва раб силы для струк-й перестройки эк-ки; конкур-я м\у работ-ми как стимул к разв-ю способ-й к труду; перерыв в зан-ти для переобуч-я и повыш-я ур-ня образ-я; стимул-ние роста интенсив-ти и производит-ти труда.

Политика занят-ти – сов-ть мер, предприн-х прав-вом с целью сниж-я ур-ня Б и увел-я зан-ти, вкл-ет в себя прогр-мы подгот-ки и перепод-ки кадров, увел-я числа раб мест в гос секторе эк-ки, оказ-я содей-я найму раб силы.

Меры политики зан-ти:

Перераспр-е имеющ-ся D на труд путем стимул-я перехода п\п-й на неполн раб день, неделю и т.п. => эти п\п-я получают налог льготы, чтобы компенс-ть затраты на прием новых работ-в.

Бюджет-е субсид-ние доп-й (по отнош-ю к факт-му ур-ню) раб силы. (н-р кредит-е гос-м з\п-ты доп-но нанятых раб-х).

Сниж-е факт-го S раб силы за счет сниж-я установ-го законом пенсион-го возраста.

Предост-е раб мест, не ориентир-х на получ-е прибыли, а связ-х с работой в интересах общ-ва, н-р: работа в обл-ти охраны окр-й среды и т.д.

Переход к созд-ю с-мы соц-го партнер-ва, в т.ч созд-е мех-ма выработки трехстор-х соглаш-й (работодатели - профсоюзы – гос-во) с целью огран-ть рост з\п.

Безработица: 5,7 млн.человек - 7,6% (янв 2011) 7,5% (сред за 2010) 8,5% (2009) 7,1% (2008)

52.Природа, причины,видыиизмер-е инфляции (И). Послед-я И и антиинфл-я политика.

И -это устой-я тенденция к повыш-ю сред ур-ня цен. И-е процессы отчасти не связанны с возрас-ем затрат на пр-ве. И возн-ет в рез-те МЭ несбалас-ти, когда AD>AS.

По темпам изм-я ур-ня Р: ползучая(умеренная) 10% в год, галапирующая 100-1000% и гипер инф >1000. Типология инф. 1)открытая-разворач-щаяся на рынках, где проис-т деформация рын мех-ма, но э-ка сохр-т способ-ть к самонастраиванию. 2)подавленная-возн-ет когда гос-во устан-ет тотал-й, адм контроль за Р и доходами, замораживая их на опр уровне. Последствия 2: а)уничтож-ся рын мех-м саморег-я. б)возн-т хронич-й дефицит и черный рынок. в)в усл-х дефицита покупательский D полностью не реал-ся, у н-я образ-ся вынужд-е сбереж-я

Виды И: 1)И D-са –возн-т п/полной зан-ти, загруж-ти производ-х мощностей. 2) И издержек –вызыв-ся немонетарным F-м – удорож-м произ-х рес-в (сырья и энергоносителей). Др источ-к инф издержек – повыш-е з/п наемных раб-в. 3)структурная –возн-т в случае МЭ межотрас-й несбаланс-ти. Несбаланс-ть отраслей => часть из них не м/быстро насытить рынок тов-в, в рез-те возн-т хронич-ий неудовлетв-й D на опр виды тов-в=> повыш-е Р. 1-3 созд-ся самим рынком

Внеш причины И:

1. Интернацион-я хоз связей: наличие И в др странах влияет на динамику внутр-х товар-х Р ч\з цены импорт-х тов-в.

2. Мир-е эко кризисы. Мировой структ-й кризис 70-х гг. XXв вызвал рост Р на прир-е рес-сы в 7 раз, в т.ч на сырую нефть – в 20 раз. В рез-те Р подскочили в Японии, США, Западной Европе.

Внутр причины И обусл-ны сост-ем эк-ки страны:

1. Дефицит госбюджета. Если он покры-ся займами ЦБ страны, кол-во денег в обращ-и возр-ет, но оно не подкреплено выпуском тов-в => И

2. Расходы на воен цели.

3. Расход на соц цели не адекватные эф-ти нац эк-ки.

4. Инфляц-е ожидания

5. Чрезмерные инвест-и в отд-е отрасли эк-ки (н-р в с\х).

6. Структ-е наруш-я в эк-ке – диспропорции м\у накопл-ем и потреб-м, D и S и др F-ры.

Ур-нь И — относит-е изм-е сред ур-ня цен:

π=(P-P-1)/ P-1

где Р — сред ур-нь цен в текущем году,

P-1- сред ур-нь цен в прошлом году.

Последствия:

При ожидаемой И эк агенты м т\о построить свое поведение, чтобы минимиз-ть вел-ну падения реал-х доходов и обесц-я денег. (раб-е м заранее потреб-ть повыш-я номин-й ставки з\п, фирмы предусм-ть повыш-е цен на свою продукцию, пропорц-но ожид-му темпу И). Кредиторы будут предост-ть кредиты по номин- ставке % (R), = сумме реал-й ст-ки % - r и ожид-го темпа И - πe: R = r + πe

Эта зав-ть наз-ся «эффектом Фишера. «ЭФ»: если ожид-й темп И повыш-ся на 1 %, то номин-я ст-ка % повыс-ся также на 1 %. => реал-я ст-ка п%: r = R - πe. (для низ-х темпов И <10%)

Для выс-х темпов И:

Послед-я непредвид-й И: произвольное перераспр-е доходов и бог-ва. (обогащает одних эк агентов и обедняет других). Доходы и богатство перемещаются:

• от кредиторов к должникам. Кредитор предост-т кредит по номин-й ст-ке %, исходя из вел-ны реал-го дохода, к-й он хочет получить и ожид-го темпа И. Непредвид-я И работает как налог на будущие поступ-я и как субсидия на будущие выплаты.

• от рабочих к фирмам.

• от людей с фиксир-ми доходами (ЛФД) к людям с нефиксир-ми доходами (ЛНФД). ЛФД (гос служащие) не могут предпринять меры по увел-ю своих номин-х доходов, и в периоды непредв-й И их реал-е доходы падают. ЛНФД имеют возм-ть увел-ть свои номин-е доходы.

• от людей, имеющих накопл-я в денеж форме, к людям, не имеющим накоплений.

• от пожилых к молодым.

• от всех эк агентов, имеющих наличные деньги, к гос-ву.

Обогащается всегда только государство. Выпуская в обращ-е доп-е деньги, гос-во тем самым устанав-ет своеобразный налог на наличные деньги, к-й называется сеньораж. Разница м\у покупательной способ-ю денег до эмиссии и после - доход гос-ва от И - сеньораж.

Послед-я гиперИ:

-крах фин с-мы;

-разруш-е благосост-я;

-наруш-е и разруш-е инвестиц-го мех-ма.

Причина гиперИ - огромное увел-е ден массы с целью фин-ния расходов гос бюджета за счет сеньоража, что связано с войнами, невозм-ю профинан-ть большой дефицит бюджета иными способами.

АнтиИ-я политика.

Можно выделить в ней 2 подхода.

1.(соврем-е кейнс-во) предусмат-ся активная бюджетная политика – маневрир-е гос расходами и налогами в целях воздей-я на платежеспос-й D: гос-во огран-т свои расходы и повышает налоги. => сокр-ся D, сниж-ся темпы И.

2.(монет-ты) На 1й план выдвигается денежно-кредитное рег-е, косвенно и гибко воздейс-щее на эк-ю ситуацию. Проводится ЦБ, к-й опред-т эмиссию, изменяет кол-во денег в обращ-и и ст-ки ссудного %. Сторонники считают: гос-во должно проводить дефляц-е мероприятия для огран-я платежесп-го D, поск-ку стимул-е эк-го роста и искусст-е поддерж-е занятости путем сниж-я естественного ур-ня безраб-цы ведет к потере контроля над И.

И: 2008 – 13,3% 2009 – 8,1% 2010 – 8,1% 2011 фев – 0,8%, янв 4,1% В РБ 2010 7,6%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: