Дальнейшее развитие и разложение классической школы в XIX (Ж.Б.Сэй, Сисмонди, Т.Р.Мальтус, Джон Стюарт Милль)

Сэй.Стоимость зависит от:полезности товара, издержек его произ-ва,D и S. издержки произ-ва слагаются из з/п, прибыли и ренты. Полезность товара созд-ся в процессе произ-ва, и дает предметам ценность. Произ-во-деят-ть чел-а, направл на создание полезностей, где полезность может воплощ-ся в матер-х и нематер-х формах. В произ-ве 3 фактора произ-ва: труд, капитал, земля, кот. участвуют в созд. стоимости. Выделяет 3 основных дохода: з/п(плата за услугу труда), %(плата за услугу капитала), ренту(плата за услугу земли).Прибыль распад. на ссудный % (присваиватся капиталистом как собств-м капитала) и предприним доход (присваивается капиталистом как руководит-м предпр). Предпр доход-не просто з/п, а вознагражд-е за рацион-е соединение всех факторов производства."Закон Сэя": изобилие продукта способств продаже, предлож рожд-т спрос.

Мальтус. «опыт о законе народонаселения(1798)» Теория народонаселения:-биолог. способность к размножению у чел-а превосходит его способность увелич продовольств ресурсы,-эта способность к воспроиз-ву огранич-ся налич продовольств ресурсов. Глав причина бедности-скупость природы и быстрое размнож-е чел. рода. Утверждал, что з/п всегда будет опр-ся прожит. мин. Если з/п превысит прожит мин, склонность к размнож-ю приведет к росту населения, предл труда увелич-ся и з/п опять вернется к исходн уровню. Мальтус выступал против "Законов о бедных" и повыш-я з/п. "Законы о бедных" содейств-ли уменьш-ю благосост-я тех классов, кот. живут своим трудом.Рассматр. проблему ограничен-ти рес-в земли: ресурсы Земли огранич, дополн-ые вложения труда и капитала в землю будут обеспеч меньший прирост продукции,т.к. с ростом насел-я в обработку вовлек-ся земли худшего качества, дающие все меньшую отдачу. Совокуп D всегда мал для приобр-я всей товарной массы по ценам, покрывающим издержки, т.к.рабочие получают меньше, а капиталисты сберегают часть доходов. Необх расходы из прибыли и ренты на предметы роскоши и услуги непроизводит-го характера, что может смягчить проблему перепроиз-ва. Для уменьш-я накопл-я капитала- увеличить налогооблож-е. Теория третьих лиц: в обществе нужны лица не создающие продукт, но потребляющие или продукт не будет реализован. Сисмонди. «новое начало ПЭ»1819. Единтв.богатство-труд, увелич-е произ-ва благ не явл-ся показателем богатства, если в процессе его распр-я больш-во получает крохи. Ст-ть товара опр-ся затратами труда на его произ-во. Считает прибыль доходом капиталиста, представл-м собой вычет из продукта труда рабочего. З/п должна быть=всей стоимости продукта труда рабочего. Рассм-л вопр расп-я, бедности, соц пробл. Необх,чтобы произ-во соответств. доходам общ-ва. Способность эк-ки производить все больше товаров наталкивается на недостаточ спрос со стороны основ-х производит-х классов. Наем труд и конкуренция приводят к неравенству произ-ва и потребл-я,т.к. в усл конкур-и произ-во увелич-ся без конкр-х потреб-й. Сисмонди выступает за вмеш-во гос-ва,критик капит-м Милль. Большое внимание уделил пробл-м развития гос. системы соц-го обеспечения и пробл-м налогооблож-я. Объектом прогресс-го налогооблож-я считал наследство и "незаработанный прирост" рент, который явл-ся следствием повышения цены земли. Стоимость товара-покупат-я способность по отнош к др. благам. Меновая стоимость товара устан-ся в точке, где уравн-ся D и S. Производит-й труд-труд, создающий богатство. К богатству отн-ся инструменты, машины и квалиф-я раб. силы Рост нас-я приведет к росту цен на продукцию с/х, росту ренты и уменьш-ю прибыли. Падение нормы прибыли в итоге приведет к экономич. застою. Факторы, про-тиводейств-е уменьш-ю нормы прибыли: технич прогресс и вывоз капитала в др. страны. Размер з/п зависит от спроса на раб. силу и ее предл-я. "Теория раб. фонда": общ-во всегда располагает стабильным фондом жизненных средств, кот. сберегают капиталисты, чтобы содержать своих рабочих. З/п опр-ся делением этого фонда на число рабочих. Рост предл-я труда приводит к умен-ю з/п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: