Историческая школа (В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс). Новая историческая школа (Г.Шмоллер, К.Бюхер, Л.Брентано)

Историческая школа - направление экономической мысли, сложившееся в Германии в 40-50-х гг. XIX в.,эта школа опиралась на взгляды Ф.Листа, утверждавшего, что каждая нация имеет свой путь экономического развития и потому не может быть какой-либо универсальной экономической теории. Лист и его последователи отрицали доктрину экономического либерализма и требовали государственного покровительства отечественным производителям. Предметом исследования служила хозяйственная эволюция отдельных стран и народов.

В.Рошер утверждал, что природные различия стран, особенности отдельных народов, проявляющиеся в их способностях, привычках, степени развития и сложившихся политических институтах, исключают возможность существования однотипных хозяйственных систем у разных наций. Б.Гильдебранд предложил трехфазную схему экономического развития человечества. Первая фаза - естественное или натуральное хозяйство. Обмена продуктов тут либо вообще нет, либо он осуществляется без денег. Вторая фаза – денежное хозяйство. Третья фаза – кредитное хозяйство. Обмен совершается без участия денег, на основе кредита. К.Книсс отвергал существование экономической теории. Наука существует лишь там, где есть повторяемость изучаемых явлений. Пути экономического развития народов настолько специфичны, что о повторяемости и речи быть не может. К середине 50-х гг. внимание к этой школе угасло. Однако в начале 70-х гг. произошел новый всплеск Это было связано с выходом на сцену ряда ученых, которых принято объединять в новую историческую школу. Их лидером был Шмоллер, также Бюхер и Брентано. Новая (молодая) историческая школа, направление сложившееся в 70—80-х гг. 19 в. и развивавшееся преимущественно в Германии до 30-х гг. 20 в. Особенностью новой исторической школы была попытка объяснить хозяйственную жизнь в тесной взаимосвязи экономики, этики и психологии. Шмоллер утверждал, что производство, разделение труда, обмен товаров – это и экономические, и этико-психологические категории.. Поэтому политэкономия – не только экономическая наука, а собирательное понятие, отображающее совокупность общественных наук, в том числе изучающих политику, право, этику, религию. Государственно-правовое регулирование экономической жизни – необходимое условие самого существования народного хозяйства как единого целого. Бюхер известен главным образом своей схемой развития хозяйства, На начальной ступени, которую Бюхер именует «домашним хозяйством», продукты потребляются там же, где произведены. На второй ступени, называемой «городским хозяйством», осуществляется работа на внешнего потребителя, Третья ступень – «народное хозяйство». На этой ступени производитель работает на неизвестный ему рынок.

Брентано Труд, это товар особого рода. Его владелец не может отложить продажу труда, потому часто вынужден соглашаться на невыгодные условия.Эти неблагоприятные обстоятельства устраняются, если предпринимателю противостоит не отдельный рабочий, а профсоюз. Также он признавал монополистические объединения практическим средством устранения экономических кризисов.

83. Лозаннская школа. Представитель этой школы Л. Вальрас первым разработал замкнутую математическую модель общего экономического равновесия. В ее основу было положено деление всех участвующих в производстве и обмене на две большие группы: владельцев производительных услуг (земли, капитала, труда) и предпринимателей, приводящих потенциальные факторы производства в действие. Равновесие в экономике обеспечивается при соблюдении трех условий:1) эффективный спрос на производительные услуги и предложение этих услуг равны, 2)цены на рынке продуктов устойчивы, 3) продажная цена продуктов равна издержкам на их производство, выраженным в производительных услугах. В матмодели эти условия равновесия выражаются через 4 взаимосвязанные системы уравнений.

Первая система характеризует предложение производительных услуг. Предложение каждого вида этих услуг выступает как функция рыночных цен на все виды услуг и на все готовые продукты.

Вторая система уравнений описывает спрос на готовые продукты. Спрос на каждый вид продуктов есть функция цен на все производительные услуги и на все продукты.

Третья система отражает потребление производительных услуг. Сумма затрат каждой производительной услуги на производство всех готовых продуктов должна равняться совокупному предложению этого вида услуг.

Четвертая система уравнений демонстрирует соотношение цен производительных услуг и готовых продуктов. Цена каждого готового продукта равна сумме цен всех затраченных на его изготовление производительных услуг.

По Вальрасу, экономическое равновесие социально выгодно населению, но единого критерия этой выгодности он не формулирует. Вальрасовская модель равновесия была впоследствии преобразована В. Парето. Он отвергает понятия ценности и полезности благ, заменяя их понятием «предпочтение», имеющим только порядковый смысл. Для анализа предпочтений им используются предложенные английским экономистом Ф. Эджуортом «кривые безразличия». Парето сформулировал четкий критерий равновесия (получивший впоследствии название «оптимум Парето»): социальный оптимум — это положение, в котором нельзя путем производства и обмена товаров и услуг повысить благосостояние хотя бы одного субъекта без ущерба для благосостояния какого-либо другого субъекта. Парето утверждает, что для равновесия в экономике необходимы и достаточны 5 условий:

взвешенные по ценам предпочтения равны для всех товаров.

у любого субъекта экономических отношений суммы доходов и расходов равны

переход от неравновесного состояния к равновесному не требует ни увеличения, ни уменьшения количества благ

цены готовых продуктов равны издержкам на их производство

производительные блага используются в процессе производства полностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: