Следующий пункт, в котором философия Йоги отличается от западной мистики, - это признание Божественности человека. Согласно учению Веданты, которую индусы считают синтезом всех индусских философских систем, -человек есть не «тварь», не отражение или «искра Божья», даже не Сын Божий, но Бог. Вся суть Веданты, весь смысл индусской мудрости вообще, практически выраженной в теории Йоги, сводится к этому единому утверждению «Я - Брахман» (Абсолютный Бог). Ни ветхозаветное «творение из ничего», ни христианское духовное сродство с Богом, ни частица, ни отражение или более или менее совершенное подобие Божие, но Само Божество, во всей целостности, Единый, Совершенный, Вечно Свободный, Вечно Сущий, Вечно Блаженный, Высочайший Брахман.
В экстазе высшего познания с духовных очей мудреца спадает последняя пелена. Он понимает, что то, чему он поклонялся во всех формах, начиная с внешних сил природы (в реве ветра, блеске молнии и в борьбе стихий), в образе отца, матери, друга и возлюбленной, тех, кто был под именами Ра, Иеговы, Иисуса, Кришны или Будды, всегда было сущностью его Души, даже более того, было им самим.
|
|
«На человеческом языке нет более точного слова для выражения этой близости, чем слово «единство», - говорит Свами Вивекананда.
В этом осознании извечного совершенного единства Души с Богом и заключается смысл Йоги, которая помогает слиянию Индивидуальной Души (Джива Атма) с Мировой Душой (Параматма). При этом необходимо понять, что Душа в результате эволюции сливается с Богом, не теряя себя, как капля воды не становится океаном, вливаясь в Океан.
Дух человеческий всегда был и остается единым с Брахмой, никогда не утрачивая своей Божественности, так же как и не приобретая ее.
Такова наша истинная духовная сущность - и это не есть даже наше духовное наследие, которого мы должны добиваться или которое мы получаем в награду за усилия. Это наша истинная природа, которой никто и ничто во Вселенной не в состоянии ни отнять, ни изменить ни на йоту и которой мы не обязаны никому: ни друзьям, ни Учителю, ни Богу.
Западный ум, привыкший к определенным рамкам и линиям мышления, может сперва отшатнуться от такого смелого утверждения, считая его более чем дерзновением. И тем не менее это факт, который открывается мистику в состоянии высшего познания (Нирвакальпа Самадхи). Это утверждают все, достигшие этого состояния.
Но если даже оставить в стороне непосредственное восприятие Истины, составляющее характерную особенность пути Йоги, если подходить к этой проблеме вооружившись одной лишь элементарной логикой, мы должны будем придти к тому же выводу. Действительно, исходя из основной логической аксиомы «А есть А и никогда не может быть не-А», мы заключаем, что душа, в процессе Богопознания, либо всегда остается собой и не может стать Божеством и, значит, слиться с Ним; либо она сливается с Ним, и тогда она - Бог и никогда не могла не быть Им. Какое же из этих предположений следует принять? Если первое правильно, то в таком случае нет и не может быть никакого Богопознания, никакой религии, никакой мистики: душа, если она вообще существует, всегда остается ограниченной, слабой и несовершенной (А есть А и всегда остается А).
|
|
Однако мы знаем, что все религии мира утверждают, что душа выше чувств и ума. Следовательно, к какой бы религии мы ни обратились для достижения Богопознания Как конечной цели каждой из них, мы должны принять, что Душа, будучи выше чувств и ума, тем самым и вне тех ограничений, которые им свойственны, вне категорий ограниченности пространства, времени и причинности.
Итак, будучи вне пространства, душа бесконечна, будучи вне времени, - вечна и, будучи вне причинности, -безусловна, т. е. абсолютна.
Душа есть Брахман (Абсолютное), всегда есть Брахман и никогда не может не быть Им. (А есть А и никогда не может стать не-А).
Если мы не принимаем этого (второго) вывода, мы должны отказаться от элементарной логики.
Подойдем теперь к этому вопросу с другой стороны. Если мы и вся Вселенная существуем, то, согласно только что указанной логической аксиоме («А всегда остается А»), мы и вся Вселенная в целом всегда остаемся существующими и никогда не перестаем существовать; иными словами, мы - вне времени. Но идея пространства возникает в нас только в связи и в зависимости от идеи времени. Представляя себе пространство между двумя точками А и В, мы необходимо должны пройти хотя бы мысленно расстояние между ними, без чего восприятие пространства невозможно. Мы, будучи, как только что доказано, вне времени, не можем воспринять разницу между А и В, видя их абсолютно одновременно, и должны быть тем самым и вне пространства.
Причинность также не может существовать вне времени, так как следствие не может быть одновременно с причиной, но всегда следует за ней. Таким образом, и ограничение закона причинности также отпадает, а мы и вся Вселенная в целом - вечны, бесконечны, безусловны.
Как видим, и здесь существуют только две логических альтернативы: одна - признать, что если мы существуем, то мы - Брахманы; другая - сознаться, что мы и вся Вселенная вообще не существуем. Очевидно, что каждый нормальный человек не будет долго раздумывать над этой дилеммой.
Если все-таки найдутся немногие, которые скажут, что подобное учение расходится с христианской религией, мы ответим словами самого Христа:
«Не написано ли в законе вашем: Вы - Боги» (Евангелие от Иоанна X, 34 и Псалом 81,6). Разве не сказал Он: «Я и Отец - Одно» и не прибавил: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Евангелие от Иоанна XIV, 20).
Можно ли еще яснее и определеннее выразить словами весь завет христианства, все обетование Истины, то, что составляет загадку познания Бога, всю тайну могущества Йоги, синтез мудрости которой вы найдете на каждой странице любой книги о Веданте, в любом индусском писании о Йоге.
Можно было бы без конца приводить выдержки из Трактатов Веданты в подкрепление этой теории Божественности человеческого Духа. Ограничимся поэтому ссылкой на несколько текстов, которые описывают это понимание, приходящее к человеку в результате погружения в более тонкие состояния своего сознания:
1. Брахман Анубхава Упанишады.
«Ты - Всесуществующий, Всезнающий, Всеблаженный Брахман. Ты - Бесформенный Брахман. Ты - Единый Высочайший Брахман. Ты - Неразделенный, Всеобъемлющий Брахман. Ты - Вечный, Пречистый, Всесовершенный, Всеведующий, Вечносвободный Брахман».
|
|
2. Свами Вивекананда.
«Каждый из нас Сам Господь Бог, проявленный на земле. Все мы, от самого низшего червя, ползающего под ногами, до высочайших Существ, на которых мы взираем с изумлением и благоговением, все - проявление Одного Господа».
3. Аштавакра, знаменитый Учитель.
«Весь мир, от травинки до Брамы, перейдет в меня. Слава мне! Я один - оплот всего!»
4. Шри Шанкарачарья.
«Я - един с Брахманом, Я - Вездесущ, Я - Божественен, Я - Неизменный Господин всего, Я - Абсолютное существование - Знание - Блаженство».
«Я-Он! Я-Он!»
5. Свами Шивананда Сарасвати: «Твое Истинное Я есть Брахман. Оно - Господь. Он обитает в твоем сердце».
Эти выдержки могут дать более глубокое понимание Истины и даже защиту при их длительном повторении.