Эволюционные проблемы возникновения системного кризиса в науке и социально-экономической деятельности

Современный этап развития цивилизации характеризуется усилением развития системной революции, как результата взаимодействия и взаимовлияния информационных процессов, инициируемых средствами НТП. Усиление развития технологий в век НТП оказывает на окружающую человека природную среду негативное, разрушительное влияние, ухудшая условия существования, как самого человека, так и социально-экономических систем.

Системная революция – это новое представление о мире человека, качественный скачек в системности, обусловленной взаимосвязанностью социально-экономических, культурно-образовательных, технико-технологических, экологических, и информационных проблем, решение которых требует синтеза знаний на междисциплинарном уровне.

М. Планк как-то заметил, что наука представляет собой единое целое, а разделение ее на отдельные составные части (предметные области) обусловлено не столько большой сложностью исследуемого объекта, сколько ограниченностью человеческого знания.

История эволюционного развития научных знаний показывает все многообразие сменяющих друг друга взглядов на объективность восприятия тех или иных явлений и методов их изучения. Эта объективность менялась по мере отдаления самого субъекта от исследуемого явления с помощью научно-методологических и технических средств. Дифференциация научных знаний привела к разрушению целостного восприятия изучаемого явления. Объектом исследования долгие годы становились предметные категории целостного образования. Такие категории образуют предметный понятийный аппарат, в основе которого лежат «образы» предметных представлений. Предметные представления являются лишь частью восприятия целого образования и дают фрагментарное знание о действительности, разрушая тем самым единство объективных явлений и процессов.

На основе эволюционной теории развития научных знаний формируется новое представление о взаимосвязи количественных параметров с качественной оценки тех систем, которые определяют социально-экономическое развитие общества в целом (рис.1.).

Эволюция научных взглядов на качество систем определяется уровнями изучения свойств живой природы на основе диалектического материализма, который определил вектор познания мира от механических свойств вещества к энергии человеческого интеллекта.

Качество социально-экономических систем определяется целой системой параметров, которые не всегда могут быть представлены чисто экономическими показателями. Оценка качества любой системы включает в себя целый комплекс характеристик, как количественных, так и качественных. К таким характеристикам можно отнести качества продукта или услуг, качество управления системой и качество самого человека-профессионала. Следовательно, категория «качество» сама является целостной системой свойств, которые не могут быть сведены лишь к сумме свойств элементов этой системы.

  и Э н н т е е р л г л и е я к т
время
       
   
 
И н ф о р м а ц и я
 


В е щ е с т в о
 
 


Рис. 1. Эволюция взглядов на оценочный «механизм» качества систем

На рис.1 схематично показана взаимозависимость знаний в области теории и практики исследования систем. По вектору познания представлена эволюция исследования природных систем. В начале наука развивалась на основе исследования свойств вещества, затем свойств информации и энергии. Синтез таких знаний определял методологию системных исследований первоначально на основе механистического подхода, затем кибернетического, а сейчас – это связано с формированием синергетического подхода в исследовании систем любой природы.

Характерной чертой современной мировой экономики является усиливающиеся взаимодействие ресурсов систем, которое провоцирует возникновение системных проблем. Мировая экономика переходит от операционного типа функционирования к процессуальному. Системные проблемы обусловлены тем, что долгие годы исследования социальных и экономических систем происходило на основе дифференцированного научно-предметного подхода. Этот факт создал реальные предпосылки для углубления системного кризиса в науке и практике организации мировых общественных систем, т.к. решение системных проблем требуют всестороннего, многоаспектного их изучения.

Согласно системному анализу понятие «кризис» в общественной системе (в переводе с греческого - решение, приговор) - это состояние неустойчивости целостного образования - общества. Такая неустойчивость объясняется наличием негармоничных связей как между элементами в самой системе, так и между системами в иерархической структуре организации мира.

Под негармоничными связями в системе понимается нарушение развития одних элементов за счет разрушения других, что приводит к деформации целостного образования. Причем, если нарушаются связи между целыми системами (подсистемами), то система (подсистема) низшего уровня рассматриваться лишь как элемент системы (подсистемы) высшего уровня. Систему высшего уровня принято называть внешней средой. Соотношение между понятиями «система» и «среда» должно устанавливаться с учетом принципа иерархического построения систем в природе. Информационно-логическая связь между этими понятиями определяет тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействия элементов отдельных уровней по вертикали и горизонтали. Структурные связи по вертикали имеют системные свойства, т.е. отражают связи между системами разного уровня. Структурные связи по горизонтали имеют тоже системный характер и отражают прямые, обратные и циклические отношения между элементами целого образования.

Под системными свойствами понимается наличие многообразия функциональных взаимосвязей (положительных, отрицательных, гармонизированных) и взаимоотношений между элементами систем, относящихся к разно уровневым, целостным структурным образованием. Если системные свойства структурных образований нарушаются, то возникают кризисные ситуации на всех уровнях иерархической структуры. Накопление таких ситуаций в среде проводит к системному кризису в том случае, если отсутствует оперативное их разрешение. Это объясняется тем, что все социально-экономические системы имеют иерархическую организацию, а связи между уровнями имеет нелинейный характер. Следовательно, кризис в общественных системах нужно рассматривать как специфическую «точку в их развитии», которая определяет необходимость проведения радикальных изменений качества системных связей и отношений между структурными образованьями во времени и в пространстве.

Под новыми системными связями между структурными общественными образованьями понимается связи и отношения, организованные с учетом эволюционно-нелинейного характера развития «интеллектуального капитала знаний».

Кризис в системе наступает тогда, когда ее качество уже не соответствует заданным количественным параметрам. Системный кризис в обществе характерен наличием многообразия проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к переплетению, сочетанию и соединению.

В книге российских ученых экономистов «Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», написанной под руководством академика РАН Львова Д.С., раскрывается содержание системных проблем России, характерных для периода смены научной и политической идеологии. В этой работе представлен системный анализ состояния экономики России на рубеже веков и осуществляется научный поиск решения системных проблем на основе развития интеллектуального потенциала в качестве главного источника инноваций экономической деятельности.

Системный кризис возникает в процессе накопления проблемных ситуаций в разных системах. Возникновение проблемных ситуаций, как правило, обусловлено отсутствием гармоничных информационных связей между самим человеком и природными, технико-технологическими и социально-экономическими характеристиками систем.

Гармонизацию информационных связей в социально-экономической системе нужно рассматривать как метод динамичного «уравновешивания» положительных и отрицательных результатов взаимодействия множества связей и отношений в социально-экономических элементах при сохранении целостности структурного образования в природной среде.

Природная среда является той глобальной и универсальной надсистемой (средой) общества, которая ограничивает условия жизнедеятельности человека на Земле. Поэтому исследование причин возникновения глобального экологического кризиса, определяющего на рубеже XXI века весь путь развития мировой экономики, нужно искать в несовершенстве социальных и экономических теорий. Речь идет об изменении принципов организации систем и управления ими. Следствием такого несовершенства являются привычные стереотипы экономического мышления.

Под экономическим мышлением следует понимать процесс отражения совокупных общественных отношений, складывающихся в производственной деятельности, в понятиях и категориях экономических теорий. Экономическое мышление является частью социального мировоззрения, которое определяет систему ценностей, принципов, идеалов и убеждений каждого члена общества к восприятию реальной действительности. Синтез такого восприятия осуществляется в культуре общества, отражающей научные, социальные, экономические и другие взгляды на взаимосвязь «миров» природы, человека, общества и техники в категории «отношения».

Понятие «мир» в сочетании с общесистемными категориями «природа», «человек», «общество» и «техника», используемое в теории биогенеза, теории социогенеза, новой теории синергетической экономики и системологии (наука о системах), дает наиболее фундаментальное представление о содержании эволюционных процессов, происходящих в общественной жизни как сложных, взаимообусловленных, динамичных.

Термин «генезис» означает появление или возникновение нового знания на основе развития старого. Генезис является методом познания эволюционной теории развития научного знания, в котором экономическая категория «отношение к собственности» изменяет свое содержание.

Человек, познавая мир природы, создал систему общественных и экономических отношений. В этих отношениях отражаются ценностные ориентиры развития технических, социальных и экономических систем. В точки зрения экономических теорий, производственные отношения формируются в процессе развития средств труда. Но производственные отношения складываются в определенной общественной системе, отражая ее идеологию. Политика и идеология определяют социальное отношение к собственности на предмет, средства и продукт труда. Эти три универсальных понятия экономики синтезируют в себе природные, социальные и экономические условия, при которых осуществляется деятельность человека. Природные условия деятельности нужно рассматривать в триединстве: физических способностей человека (труд), интеллектуальных способностей (новации) и природа ресурсы. Социальные условия деятельности определяются научной, культурной и образовательной потребностью в жизнеобеспечении. Экономические условия деятельности определяются количественно-качественными характеристиками продуктов, товаров и услуг.

В социалистических системах главенствует приоритет политики над экономикой. Этот приоритет выражен в теоретическом принципе организации экономической системы на основе понятий «общественное сознание» и «общественная собственность».

В капиталистических системах – приоритет экономики над политикой определяется понятиями «частная собственность» и «капитал». Такие положение вещей характерно для классической экономической теории, но в условиях развития процесса информатизации общества происходит существенное изменение в понятийном аппарате экономических теорий. В современных условиях формируется новая нелинейная экономическая теория, которая называется синергетической экономикой, которая изучает нелинейные аспекты эволюционного развития экономики.

Синергетическая экономика изучает нелинейное развитие экономики и состояния ее неустойчивости как источник многообразия и сложности экономической динамики в развитии.

Технические средства определяют содержание и формы проявлений общественных отношений на всем протяжении развития цивилизации. В техническом развитии мировая идея покорения природы человеком с помощью техники требует переосмысления и возврата к сущности категории «техника» (techne - мастерство). Выдающийся мыслитель XX века Мартин Хайдеггер, размышляя о роли техники в обществе, определяет «ее миссию в раскрытии потаенного знания».

Известно, что техника создавалась всегда на основе учета антропного (человеко-образного) принципа и является лишь механическим или электронным подобием тех или иных «механизмов», изучаемых в явлениях природы и организме человека. С помощью технических средств можно моделировать много функций и процессов реальных явлений. Техника всегда отражает виртуальные (возможные) условия деятельности человека, но не может моделировать эмоции, чувства и интуицию, которые создают живое, реальное восприятие жизни. Поэтому техника нужна как искусство овладения новыми знаниями. Современное развитие компьютерной техники и инструментальных средств информатики позволяют моделировать элементы «виртуальной реальности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: