Роль человеческого фактора в новой организации социально-экономических систем

В теоретико-материалистическом построении научных теорий, как правило, отсутствует главный элемент – «человеческий» фактор, который является природным «резонатором» многоцелевых отношений к происходящим явлениям в жизни. Поэтому целесообразным считается, что объектом исследования причинно-следственных связей в процессе возникновения разного рода общественных кризисов является содержание профессиональной деятельности человека. Создавая любую систему для реализации целей, человек сам выдвигает приоритеты принципов, на основе которых она функционирует, а, следовательно, и несет ответственность за результаты деятельности в социально-экономической системе.

Анализируя содержание приведенных факторов, следует отметить, что они образуют некую систему, в которой явно просматривается определяющая роль образования человека. Причем, качество образования как целостное развитие личности самого человека взаимосвязано с качеством отношения к окружающему его миру. Современное профессиональное образование человека должно формировать новое отношение к: экологическому (природе), социальному (обществу), экономическому (производству), техническому (средствам производства), культурному (духовному) окружению. Образование человека в современном мире является системообразующим фактором жизнедеятельности на Земле и фундаментальным «интеллектуальным» ресурсом социума и экономики.

Под «человеческим» фактором следует понимать доминирующую роль профессиональных и личностных качеств человека в социально-экономическом развитии общества. В социальном плане этот фактор определяет степень уравновешенности к воздействиям внешней среды и уровень саморазвития в открытых сложных системах (как соотношение прогресса и регресса в развитие). В экономике данный фактор становится важным компонентом «человеческого капитала» и в соединении с материальным капиталом дает основной потенциал для увеличения эффективности и производительности труда, качества продуктов и услуг. Следовательно, взаимосвязь между окружающей средой и создаваемыми человеком искусственными системами, такими как: социально-культурная, экономическая и образовательная всегда имеет системный характер (рис.2).

 
 


Рис. 2. Иллюстрация принципов системности и взаимосвязи

образования человека и окружающей среды

На рис. 2 показано, что качество «человеческого» фактора формируется в системе образования, как взаимосвязь элементов его физического, духовного, интеллектуального и профессионального развития. Отсутствие или игнорирование одного из перечисленных выше аспектов в образовании человека приводит к деформации личностных характеристик профессионального работника, а, следовательно, в той или иной степени отражается на качестве той системы, в которой протекает его профессиональная деятельность. Сущность понятия «человеческий капитал» в экономике в том, что в нем интегрируются; природное явление (человеческий интеллект), социальный опыт (общественный интеллект) и экономическая категория капитал (оценочный механизм стоимости). В этом понятие слиты воедино рациональные и иррациональные принципы организации человеческой деятельности, которые в конечном итоге влияют на развитие любой социально-экономической и социально-культурной среды. Игнорирование долгие годы в экономике роли «человеческого» фактора во многом объясняет возникновение системных кризисов на рубеже XXI века.

Например, социальная и экономическая системы имеют системные и многофакторные взаимосвязи и не могут существовать одна без другой. Социальная и экономическая системы являются дополнением друг друга в целостном развитии организационной структуры государства любой страны. Нарушение гармоничных отношений между этими системами в обществе является главной причиной возникающих противоречий (кризисов), которые рождают все многообразие конфликтов и проблемных ситуаций. Исследование причинно-следственных связей взаимодействия между элементами системы и между системами разной природы в целой окружающей среде и является определяющей целью системных исследований.

Содержание социально-экономических кризисов зависит от уровня культурного наследия общества, т.е. его информационного обеспечения познавательной деятельности и практического опыта. Процесс обновления информационного обеспечения жизни людей протекает как на духовном уровне, так и материальном, в том числе и в производстве. Этот факт определяет изменения в профессиональной культуре управления социальными и экономическими процессами. Сущность управленческой культуры заключается в осознанном и эффективном использовании природных ресурсов, которые являются единственными средствами обеспечения жизни на Земле, и служат основой функционирования человека в социально-экономических системах. Новая организация социально-экономической деятельности на земле требует и формирования нового системного мировоззрения на глубинную сущность всех явлений и процессов на Земле.

Развитие системных взглядов на мир, основано на базе современного научного мировоззрения. Научная картина мира меняется по мере накопления эмпирических знаний и его системного обобщения. На современном этапе в развитии научных знаний происходит переход от линейных представлений о развитии материального мира к нелинейному. Научной основой такого перехода послужили открытия законов квантовой механики в физике. С помощью квантовой теории была обоснована тождественность таких категорий как «энергия» и «информация» и выявлены закономерности перехода одного состояния «элемента» естественной природной системы в другое. Этот факт положил начало развитию новой неклассической научной парадигмы, учитывающей принцип синергизма в развитии природных систем.

Принцип синергизма (от греч. synergeia – совместное действие) позволяет учитывать варианты реакции системы (организма) на комбинацию различных факторов воздействия на эту систему. Принцип синергизма является основой законов нелинейного эволюционного развития природных систем, в которых постоянно происходят качественные изменения связей и отношений между элементами целого.

С точки зрения синергетического (нелинейного) подхода «кризис» - это точка «резонанса», в которой объединяются причинно-следственные связи двойственной природы деятельности человека в общественных системах. Принято считать, что категория «деятельность» отражает два вида отношений к миру. Первый вид отношений определяет активное познание «мира» идей и подчиняется универсальным энергоинформационным законам природы. Одним из таких законов является закон обмена элементов энергией и информацией. Второй вид отношений выражается в познании вещей и подчиняется закономерностям организации информационных связей в обществе (социальными и экономическими алгоритмами). Универсальные энергоинформационные законы, описывающие взаимосвязи элементов в системе проявляются как объективная реальность наличия изоморфизма (многообразия) в природе и обществе. Разделение сфер деятельности на научно-теоретическую и научно-практическую положило начало развитию диалектическому материализму как фундаментальному философскому учению о развитие бытия и сознания человека XX века.

В предметных науках синергетическая идея получила реализацию в виде новых научных теорий согласования, саморазвития, самоуправления в системах, за счет процессов обмена энергией и информацией, с учетом гармонического и динамичного развития систем в процессе взаимодействия с целостным окружением. На основе синергетической идеи можно исследовать социально-экономические явления не только на основе построения линейно-эволюционных моделей, но и учитывать влияние случайных различных факторов, которые практически не принимались во внимание в предметных теориях. Такие модели в науке называются бифуркационными или многофакторными. Случайные факторы внешней среды оказывают постоянное воздействие на открытую социально-экономическую систему.

Открытая система с учетом наличия обратной связи (обмен энергией, информацией и веществом) находится в состоянии постоянного изменения – флуктуации.

Под флуктуацией понимается состояние случайных отклонений параметров социально-экономической системы от средних заданных величин. Такие отклонения могут иметь различные значения. Если отклонения велики, то может произойти или разрушение структурных образований (отношений и связей между элементами), либо качественные изменения самой системы за счет интеграции свойств и связей элементов внутри системы. Явление флуктуации позволяет объяснить наличие потенциальных возможностей самоорганизации элементов в системе для сохранения ее целостности. Следовательно, необходимо отметить, что развитие любой социально-экономической системы на микро уровне зависит не столько от экономических параметров, сколько от социальных. Это объясняется тем, что «человеческий» фактор является именно тем главенствующим фактором, который и вызывает «случайные» отклонения в эволюционном развитии социально-экономических систем. Поэтому учет таких случайностей в поведении социально-экономических систем осуществляется в современной нелинейной экономической теории на основе создания бифуркационных моделей.

Под бифуркационной моделью следует понимать модель, описывающую динамично-устойчивое поведение системы, в условиях действия на нее случайных факторов внешнего окружения.

В рамках линейного системного подхода в основном исследовался сам объект или его функциональное состояние при ограничении влияния внешних или внутренних факторов развития. Часто такие ограничения искажали научные выводы и приводили к ошибочным теоретическим построениям, которые в свою очередь и приводят к возникновению многих противоречий в практической деятельности.

В рамках линейного мировоззрения экономические проблемы исследуются лишь с точки зрения экономических теорий, что приводит к формированию технократического подхода в решении социальных проблем.

Технократический подход – это «механическое» перенесение «чисто» экономических методов управления параметрами социальной системой без учета социально-психологических характеристик «человеческого» фактора.

Фундаментальным отличием современного развития теории систем и системного анализа как метода познания является системно-нелинейная концепция мира. Базовой основой такой концепции является представление о существовании саморазвития в открытых системах как динамика многофакторного взаимодействия всех элементов (подсистем) природных и общественных систем в единой и целостной среде Земной цивилизации. Важным методологическим принципом исследования систем становится единство методов анализа (дифференциация, разделение) и синтеза (интеграция, соединение, сочетание) научных знаний разных предметных аспектов целостного объекта исследования.

Методы анализа и синтеза дополняют друг друга как единый способ целостного представления различных систем в реальности. Один из основателей и идейных вдохновителей современного системного движения в науке В. Н. Садовский писал: «Процесс интеграции приводит к выводу, что многие проблемы получат правильное научное освещение только в том случае, если они будут опираться одновременно на общественные, естественные и технические науки».

В современном мире, организованном на основе информационных коммуникаций с использованием компьютерных средств и информационных технологий, определяющую роль начинает играть системное мировоззрение и системное мышление.

Под системным мировоззрением следует понимать современный научный метод познания всех явлений и процессов, происходящих в объективном мире на основе логики системных исследований.

Под системным мышлением следует понимать способность к синтетическому восприятию объектов реальной действительности и осознанному пониманию многообразия информации, свойственной целостной картине мира. Причем, информацию об объекте нужно рассматривать и как атрибутные свойства (параметрическое описание) и как функциональные (целевые функции), и как коммуникационные (связи и отношения в системе).

С теоретической точки зрения, реализация системных идей происходит в процессе научной интеграции методов системного исследования на междисциплинарном уровне. Научные достижения в одной области знаний, используются в другой, при этом получаются новые интегрированные научные знания.

С точки зрения прикладной информатики, реализации системных идей происходит в процессе применения методов системного анализа при моделировании реальных объектов различной природы. С помощью интегрированных инструментальных средств можно исследовать процессы функционирования систем в окружающей среде.

Системные исследования любого объекта, представляющего собой сочетание элементов в целом (систему) всегда происходит на основе той или иной модели. Это может быть модель представлений (концепция), структурно-функциональная модель (графическая) или формализованная модель (математическая). Прикладная информатика использует уже формализованные количественные модели, которые при использовании тех или иных методов моделирования могут давать качественные характеристики исследуемой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: