Система государственного регулирования сфер экономики, социальной инфраструктуры, политической жизни общества

В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживала один из наиболее драматичных периодов своей истории.

Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США - России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.

В этих условиях у России нет другого выхода, кроме создания такой экономической системы, фундаментом которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволяет обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.

Задача перехода к рыночной экономике исключительно сложная и по ряду причин, ее не смогли решить ряд составов Правительства, возглавлявших эту работу за последние десятилетие.

Серьезнейшие ошибки в несбалансированности хозяйственной самостоятельности предприятий, отдельных предпринимателей и государственного регулирования основных функций, которые может осуществлять только государство привели, к такому положению дел, которое сложилось сегодня.

Кроме того, в их числе: отход от системы планирования основных материальных и финансовых потоков; развал банковской системы страны, приведшей к «игре» спекулятивного капитала, а не к ориентации на инвестирование реальной экономики; потери позиций рубля; распад внутрихозяйственных связей; перекосы в системе приватизации, приведшие к переходу в руки узкого круга «олигархов» значительной сферы производства и ресурсов страны, совершенно не заботящихся о судьбе населения страны, а занятых в основном переводом капиталов за рубеж; потеря значительного числа рабочих мест, приведшая к массовой безработице; распад идеологии человека и переориентация его на накопительство, а не на сферу производства и т.д. и т.п.

Поскольку страна не может оставаться в таком состоянии длительное время, назрела объективная необходимость переломить ход развития российской экономики, идеологии и политики, обеспечить неуклонный рост благосостояния российского общества.

Коренной особенностью периода перехода экономической системы России к рыночным отношениям явился значительный спад объема промышленного производства и обнищание основной массы населения страны.

В этой связи требуется осуществить безотлагательные меры, которые позволят вывести экономику страны из кризиса. Это можно осуществить за счет целого комплекса экономических, социальных, политических подходов к реформированию экономики.

Большое значение для эффективного функционирования экономики страны в рыночных условиях имеет правовое обеспечение беспрепятственной реализации его принципов. В качестве важнейших функций правового обеспечения выступает, во-первых, создание соответствующей правовой базы для поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства: экономической свободы и ценовой конкуренции; во-вторых, определение и обеспечение «правил игры» между субъектами рыночных отношений. Экономическая свобода гарантируется основным законом страны - Конституцией.

В Конституции Российской Федерации в ст. 8.2. содержится более общая формулировка, регламентирующая право собственности: «В Российской Федерации признаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации «Субъекты права собственности» указанное положение статьи Конституции РФ повторяется, но не конкретизируется.

Собственник, сохранность капитала которого государством не гарантируется, практически не имеет возможности использовать его по своему усмотрению, что неизбежно сказывается на эффективности его хозяйственной деятельности. Одним из последствий этого может быть сужение сферы приложения капитала, что приводит к его перетеканию в те области, в которых более ли менее обеспечиваются гарантии его сохранности. Именно это служит причиной утечки российского частного капитала за рубеж, ограничения области его интереса (наряду с другими причинами) сферой обращения, откуда можно извлечь свой капитал более оперативно, нежели из производственной сферы, в случае угрозы конфискации или национализации. Теми же причинами объясняется и низкая инвестиционная активность международного капитала в России.

Логическим обрамлением незыблемости права собственности служит гарантирование государством соблюдения условий контрактов. В этой своей части данная функция имеет исключительно важное значение для рыночной экономики. Ведь не секрет, что не только, да и, пожалуй, не столько явная слабость правоохранительных органов, сколько слабая законодательная база и отсутствие действенного механизма исполнения решений арбитражных судов по хозяйственным искам в определенной мере выступают причиной криминализации российского бизнеса.

Очевидно, что неукоснительное выполнение государством данной функции позитивно сказывается на углублении специализации и кооперации производства, расширении масштабов рынка и углубление рыночных отношений в целом. Поэтому последовательное выполнение российским государством на данном этапе реформирования экономики этой важнейшей функции, как система государственного регулирования, выступает не только непременным условием его успешного осуществления, но и движущей силой преодоления спада производства, его последующего подъема, экономического роста в целом.

В современной рыночной экономике обеспечение свободной конкуренции - одна из важнейших задач государства. С этой целью во многих странах приняты и действуют законы о недобросовестной конкуренции, призванные гарантировать дееспособность этого принципа, предотвратить негативные последствия недобросовестной конкуренции.

В качестве главного инструмента реализации государством данной функции служит антимонопольное законодательство, которое проводят в жизнь специализированные государственные структуры - Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых хозяйственных структур в Российской Федерации.

Многие трудности, переживаемые в настоящее время нашей страной, не в последнюю очередь вызваны ослаблением государственной машины, недостаточной разработанностью или практическим отсутствием законодательной, нормативно-правовой базы экономической деятельности и соответственно государственно-административных и властных механизмов ее обеспечения. Слабость государства - главная предпосылка слабости экономики и ее криминализации. С данной точки зрения главным просчетом первой волны реформаторов явилось забвение или игнорирование ими той очевидной истины, что формирование рыночных механизмов и политической демократии представляет собой двуединый процесс, в котором государство выступает в качестве главного гаранта жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы. Возрождение реальной экономики России - многоаспектная задача. Она включает в себя использование широкого комплекса факторов и, прежде всего, государственных, ибо без политики государства все остальные факторы не могут действовать в режиме реального времени, противоречат друг другу и порождают хаос.

Создание оптимальной модели государственного регулирования высокоэффективной экономикой требует всего анализа экономики России не только как «экономической системы», а с учетом перехода к рыночным отношениям и наличия бесконечно большого количества динамично изменяющихся факторов - «социально-экономической системы».

Важным условием создания такой системы является использование принципа оптимальности, обладающего гибкостью, альтернативностью правовых, административных и производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится формировать стратегию планово-управленческих решений.

Главной особенностью, которая должна быть положена в основу такой работы, является принцип социально ориентированного расширенного воспроизводства отечественной экономики. Таким образом, федеральная программа правового совершенствования России станет важным рычагом устойчивого роста экономики России, повышения жизненного уровня населения страны. В то же время будут созданы благоприятные условия для существенного укрепления научно-технического потенциала России

Социальная инфраструктура представляет собой ком­плекс элементов, обеспечивающих общие условия функцио­нирования, развития и воспроизводства социальной сферы.

Она включает здравоохранение, образование, культуру, физи­ческую культуру, спорт и туризм, жилищно-коммунальное хо­зяйство, жилищное строительство и другие сферы, которые, в свою очередь, образуют предприятия и учреждения различ­ных форм собственности, призванные удовлетворять культур­ные, образовательные, медицинские, духовные и другие потреб­ности населения, а также завершать процесс создания матери­альных благ и услуг, доводить их до потребителя.

Социальная инфраструктура оказывает огромное влияние на формирование человека, его духовный мир, культуру, образ жизни, обеспечивает сохранение и укрепление его здоровья, готовность к активной жизненной позиции и т. д. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры в существен­ной мере предопределяет уровень и качество жизни населе­ния. Поэтому государственному регулированию социальной инфраструктуры отводится особая роль в государственном ре­гулировании социальной сферы и в системе государственного регулирования экономики в целом.

Рассматривая социальную инфраструктуру как объект го­сударственного регулирования, следует отметить следующее. Отрасли, формирующие социальную инфраструктуру, имеют ярко выраженные специфические особенности, их отличают стоящие перед ними цели, задачи, накопленный ими потенциал, его со­ставляющие. В рамках государственного регулирования эконо­мики и ее важнейшей составляющей – социальной сферы – речь может идти об их экономическом потенциале, который пред­ставляет собой совокупность средств, обеспечивающих функционирование отраслей социальной инфраструктуры: материально-вещественную составляющую (сеть учреждений, их оборудование и оснащение, материально-техническое обеспе­чение),кадровые ресурсы и систему их поддержки (например, информационную), финансы и органы управления. Экономичес­кий потенциал характеризуется наличием потребительского рынка (спрос, предложение), конкуренцией.

Экономический потенциал, его состояние, возможности дальнейшего наращивания и укрепления во многом предопреде­ляют развитие отрасли. Именно экономический потенциал явля­ется объектом государственного регулирования, а регулирование его развития – предметом изучения в данной главе учебника.

Исходя из особенностей отраслей, входящих в социальную инфраструктуру, и специфики оказываемых ими услуг, отрасли можно объединить и представить в виде двух комплексов:


- социально-культурный комплекс;


- социально-потребительский комплекс.


К социально-культурному комплексу относятся: образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обслуживание. Эти отрасли предназначены для формирования физически здорового и духовно богатого человека.

В состав социально-культурного комплекса входят учреждения и организации различных форм собственности. Можно также выделить государственные учреждения и организации, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь, учреждения и организации ведомственной подчиненности и частные, образуемые частными лицами и предпринимательскими структурами. Наибольший удельный вес в их составе занимают государственные учреждения и организации.

Отрасли, обеспечивающие производство и доведение до населения материальных благ и услуг, входят в состав социально-потребительского комплекса. К ним относятся: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство.

Регулирование отраслей социальной инфраструктуры осуществляется республиканскими и местными органами управления. При этом все более расширяется круг социальных проблем, решаемых местными органами.
К республиканским органам управления социально-культурным комплексом относятся Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты, Министерство информации. Регулирование социально-потребительского комплекса осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство торговли. Регулирование отрасли бытового обслуживания населения обеспечивает Белорусское государственное объединение бытового обслуживания населения и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.
В условиях формирования многоукладной экономики в Республике Беларусь практически во всех отраслях социальной инфраструктуры осуществляется процесс их реформирования, который основан:


- на сохранении основных позиций государства в области формирования и реализации государственной политики во всех отраслях;


- создании конкурентной среды среди учреждений и предприятий социальной сферы;


- постепенном внедрении рыночных механизмов регулирования и функционирования отраслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: