Глава 22. Организация государственных предприятий

Развитая рыночная экономика базируется недостаточно отлаженной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собственность.

Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества и как предприниматель, а с другой — как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми формами государственной собственности. Среди них выделяется непосредственная собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акционерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционерное участие государства в капитале частных фирм.

Процесс формирования государственной собственности осуще­ствляется, как правило, следующими путями: 1) на основе национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности; 2) создания новых объектов за счет средств государственного бюджета; 3) выкупа государством объектов у частного капитала.

Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п.

Масштабы государственной собственности значительно расширились в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое соци­ально-экономическое и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы государственной собственности в различных странах постоянно изме­няются и зависят как от исторических условий, так и от возникающих современных задач. Соответственно различаются и изменяются методы управления государственной собственностью.

В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий. В первую очередь это собственно государственные предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления. Высшее руководство таких предприятий назначается правительством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в государственный бюджет. Широкое распространение получают предприятия смешанной частно - государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики.

Государственные предприятия являются инструментом проведе­ния политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции), содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потре­бителей. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства — это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных закупках и т. д.

Следует учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели, во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не всегда правомерно. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия, таким образом, становится соотношение полезного общественного результата его деятельности и использован­ных государственных ресурсов.

В индустриально развитых странах в последние десятилетия преж­ние способы централизованной государственной политики с широ­ким государственным вмешательством в экономику, значительной го­сударственной поддержкой определенных секторов промышленнос­ти были заменены рыночно ориентированной политикой, включаю­щей дерегулирование, денационализацию, налоговую реформу, изби­рательную помощь ограниченной группе отраслей высоких техноло­гий, а также социально значимым сферам. Это связано с необходимо­стью уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на администра­тивные цели, повышения эффективности и стимулирования конку­рентоспособности отраслей, испытывающих чрезмерную опеку пра­вительства, удешевления государственного управления за счет сокра­щения изживших себя административных структур, формирования ка­чественно нового типа информационных систем. Масштабы ослаб­ления прямого государственного регулирования, передачи в частное управление государственных предприятий разнятся от страны к стра­не, зависят от сложившихся моделей управления экономикой.

Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой ка­питалоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубо­проводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет активную функцию, направляя и координи­руя приватизационный процесс. Как правило, приватизация госу­дарственной собственности включает несколько этапов: 1) опреде­ление конечной цели проекта приватизации конкретного предпри­ятия; 2) подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск по­тенциальных покупателей акций, продажа акций.

Часто государство предпочитает реализовывать на рынке неболь­шой пакет акций приватизируемого предприятия. Сохранение кон­трольного пакета акций в руках государства позволяет ему осуществ­лять регулирующие функции в конкретной компании, в частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставив за собой контрольный па­кет акций, получает возможность увеличить капитал без потери кон­троля над конкретным видом деятельности. Кроме того, в ряде случа­ев за государством остается «золотая акция», дающая право накладывать вето на решения руководства компании. Существует ряд других механизмов, противодействующих сосредоточению в руках одного акционера слишком большого пакета акций. Государство часто осу­ществляет и одновременно контролирует приватизацию посредством продажи акций на рынках ценных бумаг. В других случаях приватиза­ция осуществляется через аукционы или заключение сделок с отдель­ными покупателями.

В ряде стран государство берет на себя финансирование строи­тельства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те от­расли и сферы хозяйства, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала. Кроме того, за счет государственных средств производится финансирование развития новейших высоко­технологичных отраслей — атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники, космических средств связи. Эти от­расли требуют огромных первоначальных финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные за счет государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления част­ным корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными за­казами и пр. Важнейшим элементом государственной собственности являются государственные научно-исследовательские учреждения, лаборатории, экспериментальные предприятия, университеты. Науч­ные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений.

В современных условиях определенной модификации подверга­ется государственное программирование как метод воздействия государ­ства на социально-экономические процессы. Изменяются характер и направленность государственных программ развития отдельных сфер, отраслей, регионов и т. д. В большинстве случаев предпринимается попытка составления программ таким образом, чтобы государствен­ные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы по­крывались за счет средств от успешной предпринимательской деятель­ности отдельных предприятий и фирм. Правительственная помощь может выделяться не всем промышленным проектам, задействован­ным в реализации конкретной программы, а лишь тем из них, кото­рые вносят наибольший вклад в осуществление целей данной програм­мы. Как правило, предприятия, относящиеся к федеральной собст­венности, имеют общегосударственное значение, так или иначе ока­зывают влияние на экономику страны в целом; они заняты также в сфере общественных услуг (здравоохранение, образование, наука, медицина, социальное страхование и обеспечение). Предприятия ме­стного подчинения главным образом представлены сферой комму­нальных услуг, транспорта местного значения, строительства дорог,

жилого фонда и др.

Существуют также смешанные предприятия акционерного типа, часть акций которых принадлежит федеральному правительству, а часть местным органам управления. Управление и финансирование данных предприятий осуществляются в строгом соответствии с паке­том акций, владельцем которого выступает та или иная сторона.

Принципиальное значение имеет проблема разграничения объек­тов федеральной и региональной собственности и механизмов управ­ления государственной собственностью на разных уровнях. Предпри­ятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за счет средств федерального бюджета или в результате национализации объ­ектов частной собственности федеральным правительством. Соответ­ственно, управление и контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом прямого государствен­ного управления или же его деятельность подлежит косвенному регу­лированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: