Методические указания

Бухгалтерский документ характеризует лишь одну или несколько однород­ных операций, но не дает представления об обшей их совокупности за определен­ный период времени. Для получения необходимых показателей о хоз. деятельности и контроле выполнения плана сведения, содержащиеся в документах, необходимо накопить, сгруппировать и зарегистрировать по определенной системе. Такая реги­страция, необходимая для ведения бухучета и составления баланса, осуществляется с помощью различных учетных регистров.

Учетные регистры - одно из важнейших средств ведения бухучета. Пред­ставляют собой специальный разграфленный лист бумаги, приспособленный для отражения в них средств и хоз. процессов. Записи в учетные регистры производят­ся на основе предварительно оформленных и обработанных первичных докумен­тов.

По внешнему виду учетные регистры могут быть представлены в виде книг, карточек, свободных листов, машинограмм.

Бухучет на предприятиях ведется путем использования различных учетных регистров и в разных сочетаниях - книги, карточки, ведомости, записи в которых производится в различной последовательности.

Документы и учетные регистры необходимо вести аккуратно. Как в текстовой части, так и в цифровых данных помарки и подчистки не допускаются. При хранении регистров бухгалтерского учета должна быть обеспечена их защита от несанкционированных исправлений.

Для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете существует несколько способов.

Корректурный способ исправления ошибок заключается в зачеркивании неправильного текста или суммы и надписании над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. При этом надо зачеркивать всю сумму, даже если ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки должно быть оговорено и подтверждено: утверждено в документе - подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах и табуляграммах - подписью лица, производившего исправление. Оговорка дается на полях книги, карточки, журнала-ордера против строки исправленной записи. Порядок исправления в банковских документах устанавливается правилами банка.

Корректурным способом пользуются для исправления ошибок, допущенных в результате описок, неправильного подсчета итогов, а также записи операции не в тот учетный регистр, который указан в бухгалтерской проводке. Этот способ применим в том случае, если ошибки обнаружены в регистрах журнально-ордерной формы счетоводства до проставления в них итогов, а также в учетных регистрах мемориально-ордерной формы учета до составления бухгалтерского баланса и если исправление их не требует изменения мемориального ордера. После перенесения итогов регистра в Главную книгу никакие исправления не допускаются. В этом случае на сумму допущенной ошибки оформляют справку бухгалтерии, данные которой заносят в Главную книгу отдельной строкой. Они хранятся при соответствующих учетных регистрах обособленно.

Дополнительная проводка применяется, когда в регистрах записана сумма меньше действительной. Она используется, если:

· корреспонденция счетов указана правильно, но в меньшей сумме, чем следовало;

· фактическая себестоимость продукции выше учетной или нормативной (плановой).

Способ красного сторно (отрицательная запись) применяется для исправления ошибочной корреспонденции счетов или записи большей, чем следовало, суммы. Исправительная проводка или сумма записывается в учетные регистры красными чернилами. При подсчетах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итогов. Следовательно, красная сторнировочная запись полностью аннулирует запись, и одновременно составляется проводка обычными чернилами, правильно отображающая произведенную операцию.

При помощи способа красного сторно исправляются ошибки до и после подсчета итогов, в том числе и ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах.

Контрольные вопросы:

1. Определение учетного регистра

2. Виды и формы учетных регистров

3. Способы исправления ошибочных записей в бухучете




double arrow
Сейчас читают про: