Основные принципы организации собственного труда. Выполнение общих функций управления по отношению к собственному труду. Саморазвитие

Выполнение общих функций управления (планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль, анализ, учет) по отношению к собственному труду.

Самоорганизация проявляется в том, что в ка­ждом человеке, в каждом работнике, члене трудового коллекти­ва заложены огромные творческие возможности не только ис­полнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность управления своим потенциа­лом не по указанию сверху, а исходя из собственных целей.

Самоуправление означает делегирование полномочий руко­водителей организации вниз по иерархической лестнице на уро­вень коллектива работников, вплоть до каждого рабочего места, и соответствующее принятие этих полномочий низовыми звеньями.

Самоорганизация и самоуправление - это единый процесс, благодаря которому управленческое воздействие получает новый источник, берущий начало изнутри объекта управления.

В основе философии и теории самоорганизации и самоуправ­ления лежат следующие вполне очевидные, подкрепленные практикой, требования: сокращение объема управленческой работы руководителя путем делегирования части его полномочий на нижние уровни управления; разделение управленческих задач по функциональному признаку; придание управлению правового характера, регламентиро­вание управленческого процесса; упорядочение управленческого процесса, наделение его признаками автоматизма; создание возможности связи управления и организации с мотивами трудовой деятельности работника; расширение возможностей самоконтроля работника.

Успешность самоорганизации и самоуправления во многом объясняется тем, что работник все больше становится не только производителем продукции, но и ее потребителем. При этом качество управления процессом собственного труда обеспечивает качество потребляемых им товаров, т. е. качество жизни самого работника.

Самоорганизация и самоуправление означают возможность передачи на уровень трудового коллектива и каждого отдельного работника следующих управленческих задач: экономических (коммерческих); финансовых; производственных; конструкторско-технологических; организационных; координационных и регулятивных; мотивационных и активизационных; учетных; контролирующих; аналитических.

Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс включает:

· личностного развития (личностного роста);

· интеллектуального развития;

· профессионального (квалификационного) развития;

· поддержания физического состояния (оздоровления).

Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой:

· внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;

· способность к саморазвитию;

· понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

· организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте — от корпоративной культуры предприятия;

· доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;

· методического обеспечения условий профессионального развития.

Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были: внутренняя мотивация профессиональной деятельности; способность к саморазвитию. При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.

Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Мотивированность на профессиональное развитие. Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности — процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов.

Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. В отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро. Основу способности к саморазвитию составляют умения:

· видеть свои недостатки и ограничения;

· анализировать их причины в собственной деятельности;

· критически оценивать результаты своей работы.

Для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.

Только грамотный менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью.

В содержательном плане существуют три направления профессионального развития.

Первоеформирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Второеразвитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Третьеустранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: