Выполнение общих функций управления (планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль, анализ, учет) по отношению к собственному труду.
Самоорганизация проявляется в том, что в каждом человеке, в каждом работнике, члене трудового коллектива заложены огромные творческие возможности не только исполнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность управления своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных целей.
Самоуправление означает делегирование полномочий руководителей организации вниз по иерархической лестнице на уровень коллектива работников, вплоть до каждого рабочего места, и соответствующее принятие этих полномочий низовыми звеньями.
Самоорганизация и самоуправление - это единый процесс, благодаря которому управленческое воздействие получает новый источник, берущий начало изнутри объекта управления.
В основе философии и теории самоорганизации и самоуправления лежат следующие вполне очевидные, подкрепленные практикой, требования: сокращение объема управленческой работы руководителя путем делегирования части его полномочий на нижние уровни управления; разделение управленческих задач по функциональному признаку; придание управлению правового характера, регламентирование управленческого процесса; упорядочение управленческого процесса, наделение его признаками автоматизма; создание возможности связи управления и организации с мотивами трудовой деятельности работника; расширение возможностей самоконтроля работника.
Успешность самоорганизации и самоуправления во многом объясняется тем, что работник все больше становится не только производителем продукции, но и ее потребителем. При этом качество управления процессом собственного труда обеспечивает качество потребляемых им товаров, т. е. качество жизни самого работника.
Самоорганизация и самоуправление означают возможность передачи на уровень трудового коллектива и каждого отдельного работника следующих управленческих задач: экономических (коммерческих); финансовых; производственных; конструкторско-технологических; организационных; координационных и регулятивных; мотивационных и активизационных; учетных; контролирующих; аналитических.
Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс включает:
· личностного развития (личностного роста);
· интеллектуального развития;
· профессионального (квалификационного) развития;
· поддержания физического состояния (оздоровления).
Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой:
· внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;
· способность к саморазвитию;
· понимание содержания и методических основ саморазвития.
Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:
· организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте — от корпоративной культуры предприятия;
· доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;
· методического обеспечения условий профессионального развития.
Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были: внутренняя мотивация профессиональной деятельности; способность к саморазвитию. При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.
Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.
Мотивированность на профессиональное развитие. Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности — процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов.
Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. В отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро. Основу способности к саморазвитию составляют умения:
· видеть свои недостатки и ограничения;
· анализировать их причины в собственной деятельности;
· критически оценивать результаты своей работы.
Для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.
Только грамотный менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью.
В содержательном плане существуют три направления профессионального развития.
Первое — формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Второе — развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Третье — устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям.