Кадровая политика, ее сущность, виды и принципы. Значение кадровой политики в системе управления персоналом

Кадровая политика организации — генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.

Кадровая политика тесно связана со всеми областями хозяйственной политики организации. С одной стороны, принятие решений в области кадровой политики происходит во всех комплексных функциональных подсистемах: управления научно-технической деятельностью, управления производством, управления экономической деятельностью, управления внешнехозяйственной деятельностью, управления персоналом организации. С другой стороны, решения в области кадровой политики влияют на решения в этих комплексных функциональных подсистемах.

Поскольку главной целью кадровой политики является обеспечение этих функциональных подсистем системы управления и производственной системы организации необходимыми работниками, очевидно, что решения по вопросам найма, оценки, трудовой адаптации, стимулирования и мотивации, обучения, аттестации, организации труда и рабочего места, использования персонала, планирования продвижения по службе, управления кадровым резервом, управления нововведениями в кадровой работе, безопасности и здоровья, высвобождения персонала сильно влияют на принятие решений в области хозяйственной политики организации.

Из главной цели кадровой политики можно вывести подцели для управления персоналом, например предоставить трудовые ресурсы определенного качества и количества к конкретному сроку, на установленный период, на определенные рабочие места. На основе таких целевых установок можно определить содержание кадровой политики.

Следует учитывать, что не только организация имеет цели. Свои собственные, индивидуальные цели имеет и каждый работник организации. Основной принцип кадровой политики: одинаково необходимо достижение индивидуальных и организационных целей. Это означает, что при возникновении конфликтов нужно искать честные компромиссы, а не отдавать предпочтение целям организации.

Разновидности кадровой политики: политика подбора кадров; политика обучения; политика оплаты труда; политика формирования кадровых процедур, политика социальных отношений.

Существуют также следующие виды кадровой политики:

1) кадровая политика, направленная на поиск и приобретение персонала со стороны, в соответствии с требованиями, предъявляемыми организацией;

2)кадровая политика, направленная на использование кадрового потенциала предприятия - обучение собственных кадров и повышение квалификации работников организации;

3) кадровая политика, мотивирующая персонал на карьерный рост и направленная на заинтересованность персонала в работе на данном предприятии, методом стимулирования.

Кадровая политика должна опираться на такие принципы, как справедливость, последовательность, соблюдение трудового законодательства, равенство и отсутствие дискриминации.

Принципы отдельных направлений кадровой политики:

7. Управление персоналом организации: принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей (необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации).

8. Подбор и расстановка персонала: принцип соответствия объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека; принцип профессиональной компетенции (уровень знаний, соответствующий требованиям должности); принцип практических достижений (требуемый опыт, руководящие способности); принцип индивидуальности (облик, уровень развития интеллекта, стиль руководства).

9. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности: принцип конкурсности (отбор кандидатов на конкурсной основе); принцип ротации (планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали); принцип индивидуальной подготовки (подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе); принцип проверки делом (эффективная стажировка на руководящих должностях); принцип соответствия должности; принцип регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей.

10.Оценка и аттестация персонала: принцип отбора показателей оценки (система показателей, учитывающих цель, критерии, частоту оценок); принцип оценки квалификации (пригодность); принцип оценки осуществления заданий (оценка результатов деятельности).

11.Развитие персонала: принцип повышения квалификации (пересмотр должностных инструкций для постоянного развития персонала); принцип самовыражения (самостоятельность, самоконтроль); принцип саморазвития.

12. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда: принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы; принцип равномерного сочетания стимулов и санкций; принцип мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: