Электрическое торможение широко применяется благодаря возможности ценным качествам: плавности торможения, простоте, отсутствию быстроизнашиваемых деталей, возможности работы с возвратом энергии в сеть, легкости автоматизации.
Применяют три основных режима электрического торможения:
а) генераторное торможение - торможение с возвратом энергии в сеть; б) торможение противовключением; в) динамическое торможение, рис. 9.
в)
а) б)
Торможение с возвратом энергии возможно в крановых и других приводах при спуске грузов, когда превышает скорость идеального , при этом E > U и ток якоря меняет свое направление на обратное . Электрическая схема не претерпевает изменений, поэтому с учетом изменения направления тока якоря уравнение движения двигателя примет вид: . Механические характеристики при этом являются продолжением характеристик двигательного режима и располагаются во II квадрантах, рис. 10а.
|
|
а) б) в)
Рис. 10 Механические характеристики электродвигателя независимого возбуждения в тормозных режимах: а) генераторном; б) противовключением; в) динамическом.
Торможение противовключением создается при реверсе электродвигателя, а также в подъемных механизмах в моменты, когда под действием груза двигатель вращается в обратную сторону, чем он включается. Уравнение механической характеристики при этом: .
Здесь напряжение сети к ЭДС совпадают по направлению, поэтому ток якоря определяется из уравнения или умножив левую и правую часть на I, получим:
,
где - мощность, расходуемая на нагрев, - мощность, подводимая из сети, - мощность, подводимая со стороны вала рабочей машины и преобразуемая в электрическую.
При : .
Из характеристики, рис. 10б видно, что при тормозной момент имеет большое значение, что обеспечивает очень эффективное торможение.
Динамическое торможение осуществляют отключением якорной цепи от сети и замыканием на сопротивление. При таком включении двигатель работает как генератор, нагруженный на R, и развивает тормозной момент, направленный против движения. Механическая характеристика определяется уравнением, которое выводится из основного уравнения движения при
Тормозной момент растет с уменьшением R.
При спуске груза, когда тормозной момент уравновешивает активный статический момент при уменьшении R уменьшается и, наоборот, при увеличении R растет . Характеристики динамического режима торможения располагаются в I квадранте, рис 10,в.