Схема включения электродвигателей постоянного тока параллельного возбуждения приведена на рис. 6.
При включении питающего напряжения по обмотке возбуждения ОВ статора потечет ток Iв и в статоре появится магнитное поле. Одновременно по обмоткам ротора начнет течь ток Iя, при их взаимодействии на витки ротора будет действовать вращающий момент М, (Н*м). Момент развиваемый двигателем связан с током якоря и магнитным полем ОВ зависимостью
М=kФI (1)
При вращении ротора в его витках наводится ЭДС Е, которая описывается зависимостью
, (2)
где
- магнитный поток в ОВ, Вб,
- безразмерный коэффициент определяемый конструктивными параметрами двигателя,
P - число пар полюсов,
- число пар параллельных ветвей обмотки якоря,
N - число активных проводников обмотки якоря.
При установившемся режиме работы двигателя приложенное напряжение U, уравновешивается падением напряжения в якорной цепи IR и наведённой в якоре ЭДС вращения Е, т. е.
U=IR+E (3)
Совместное решение уравнений 2 и 3 относительно
дает уравнение скоростной характеристики двигателя: 
Подставив в полученное уравнение ω значение тока из уравнения М=kФI выведим выражение для механической характеристики двигателя

где
- характеризует скорость идеального холостого хода двигателя,
- характеризует изменение скорости вращения двигателя при изменении момента на валу.
Анализируя уравнение видно, что скорость прямо зависит от М,U и
и обратно от произведения
, которые при эксплуатации не изменяются, следовательно за счет
нельзя изменить
. У двигателя постоянного тока параллельного возбуждения обмотки возбуждения (ОB) получает питание от той же или другой сети (независимое возбуждение). При этом ток ОВ не зависит от процесса в якорной цепи. При постоянном U сети
, т.е.
, тогда и
, соответственно
.
Характеристика
является прямой линией, угол наклона которой определяется выражением
. При M = 0:
.
Эта скорость называется скоростью холостого хода. При наличии момента скорость падает в соответствии с уравнением
.
Из уравнения видно, что
зависит не только от М но и от
и
точнее от
. Сопротивление якорной цепи складывается из
внутреннего сопротивления двигателя и добавочного сопротивления: 
При отсутствии данных о величине
его можно рассчитать через номинальные данные
, Ом.
Когда
уравнение
называется уравнением естественной механической характеристики двигателя, а когда
искусственной.
| Рис 7 Механические характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения |
При введении в цепь якоря сопротивления
угол наклона механической характеристики растет, т.е. жесткость уменьшается. Жесткость характеристики оценивается по величине
при
в долях или процентах. При некотором
и моменте М
. Все характеристики семейства выходят из одной точки со скоростью
.
Искусственные механические характеристики можно получить не только за счет изменения
но и за счет изменения U и
.
Решить пример:
=42 кВт,
=220 В,
=1600 об/мин,
,
= 0,8.
Определить
и
при
для построения естественной характеристики.
;

,
определяется из уравнения
=1,32;
,
Ом,
(
);

166,5
157=0,5 рад/с (Δ n = 91 об/мин).






