Схема включения электродвигателей постоянного тока параллельного возбуждения приведена на рис. 6.
При включении питающего напряжения по обмотке возбуждения ОВ статора потечет ток Iв и в статоре появится магнитное поле. Одновременно по обмоткам ротора начнет течь ток Iя, при их взаимодействии на витки ротора будет действовать вращающий момент М, (Н*м). Момент развиваемый двигателем связан с током якоря и магнитным полем ОВ зависимостью
М=kФI (1)
При вращении ротора в его витках наводится ЭДС Е, которая описывается зависимостью
, (2)
где - магнитный поток в ОВ, Вб, - безразмерный коэффициент определяемый конструктивными параметрами двигателя,
P - число пар полюсов,
- число пар параллельных ветвей обмотки якоря,
N - число активных проводников обмотки якоря.
При установившемся режиме работы двигателя приложенное напряжение U, уравновешивается падением напряжения в якорной цепи IR и наведённой в якоре ЭДС вращения Е, т. е.
U=IR+E (3)
Совместное решение уравнений 2 и 3 относительно дает уравнение скоростной характеристики двигателя:
|
|
Подставив в полученное уравнение ω значение тока из уравнения М=kФI выведим выражение для механической характеристики двигателя
где - характеризует скорость идеального холостого хода двигателя,
- характеризует изменение скорости вращения двигателя при изменении момента на валу.
Анализируя уравнение видно, что скорость прямо зависит от М,U и и обратно от произведения , которые при эксплуатации не изменяются, следовательно за счет нельзя изменить . У двигателя постоянного тока параллельного возбуждения обмотки возбуждения (ОB) получает питание от той же или другой сети (независимое возбуждение). При этом ток ОВ не зависит от процесса в якорной цепи. При постоянном U сети , т.е. , тогда и , соответственно .
Характеристика является прямой линией, угол наклона которой определяется выражением . При M = 0: .
Эта скорость называется скоростью холостого хода. При наличии момента скорость падает в соответствии с уравнением .
Из уравнения видно, что зависит не только от М но и от и точнее от . Сопротивление якорной цепи складывается из внутреннего сопротивления двигателя и добавочного сопротивления:
При отсутствии данных о величине его можно рассчитать через номинальные данные , Ом.
Когда уравнение называется уравнением естественной механической характеристики двигателя, а когда искусственной.
Рис 7 Механические характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения |
|
|
При введении в цепь якоря сопротивления угол наклона механической характеристики растет, т.е. жесткость уменьшается. Жесткость характеристики оценивается по величине при в долях или процентах. При некотором и моменте М . Все характеристики семейства выходят из одной точки со скоростью .
Искусственные механические характеристики можно получить не только за счет изменения но и за счет изменения U и .
Решить пример:
=42 кВт, =220 В, =1600 об/мин, , = 0,8.
Определить и при для построения естественной характеристики.
;
, определяется из уравнения =1,32;
, Ом,
();
166,5 157=0,5 рад/с (Δ n = 91 об/мин).