Краткое содержание

1. Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодей­ствия. Отечественные исследователи выделяют следующие основные стороны общения: коммуникация, перцепция, интер­акция.

2. Коммуникация — это процесс передачи информации от одно­го лица другому или группе лиц и восприятие этой информа­ции данными лицами. Выделяют следующие основные эле­менты коммуникационной цепи:

1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор);

2) передатчик;

3) приемник;

4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуни­кации).

3. Невербальная коммуникация — это передача информации без использования языка слов. Среди форм невербальной коммуникации особенно выделяются визуальный контакт, лицевые экспрессии, телодвижения человека, его позы и жесты.

4. Первая встреча с новым человеком уже приводит к формиро­ванию у нас некоторого впечатления о нем. Это впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выра­жены во внешности воспринимаемого человека. Первое впе­чатление о человеке подвержено также эффекту последова­тельности поступающей к нам информации, характеризую­щей данное лицо. Кроме того, каждый человек в соответствии со своими личностными особенностями осуществляет опреде­ленную селекцию стимулов, влияющих на него. Подобная из­бирательность восприятия обусловлена также социальными ролями, профессией и опытом индивида.

5. При восприятии других людей мы идентифицируем их в со­ответствии с определенными признаками, относим их к тем или иным социальным категориям. При этом мы обычно при­писываем им какие-либо личностные свойства, способности, мотивы, социальные ценности, т.е. осуществляется процесс стереотипизации. Имеющиеся данные доказывают, что зна­чительная часть людей приписывает какой-либо рассматри­ваемой группе одни и те же черты.

6. Хало-эффект — тенденциозность нашего восприятия, прояв­ляющаяся в том, что при оценке каких-либо черт личности нам свойственна тенденция преобразования наших оценок в совместимые, непротиворечивые. Этот эффект проявляется тогда, когда у нас мало информации о другом человеке, кото­рый является объектом оценки.

7. Объясняя себе поведение других людей, мы приписываем этому поведению внутренние или внешние причины. В пер­вом случае можно говорить об интернальной (внутренней, диспозиционной) атрибуции, во втором случае — об экстер- нальной (внешней, ситуационной) атрибуции.

8. Объясняя действия других людей, мы чаще всего ищем при­чину в их диспозициях, а не в каких-либо ситуационных об­стоятельствах. Эта тенденция называется фундаментальной ошибкой атрибуции. Однако при оценке своего собственного поведения мы проявляем тенденцию объяснять его ситуаци­онными причинами. Это явление называется различием меж­ду действующим лицом и наблюдателем.

Тенденция предрасположения в пользу своего Я заключается в том, что при взаимодействии с другими людьми мы прояв­ляем склонность относить на свой счет те их действия, кото­рые согласуются с нашими собственными интересами. При этом свои достижения мы приписываем внутренним причи­нам, а свои неудачи — внешним причинам.

9. Социальное взаимодействие — это межличностные контакты, при которых двое или больше людей осуществляют какие- либо совместные действия. Выделяют два основных вида взаимодействия — кооперацию и конкуренцию. Кооперация подразумевает координацию индивидуальных действий лю­дей, она лежит в основе совместной деятельности. Конкурен­ция подразумевает борьбу нескольких индивидов за достиже­ние одной и той же цели. В своих крайних проявлениях кон­куренция приобретает форму конфликта.

10. Конфликт — это столкновение противоречивых сил, которое сопровождается состоянием эмоциональной напряженности. С одной стороны, возникновение конфликта обусловлено оп­ределенной социально-психологической средой. С другой стороны, необходимым обстоятельством для возникновения конфликта является субъективное восприятие какой-либо ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников. Конфликты бывают конструктивные (функциональные), при­водящие к достижению групповых целей, и деструктивные (дисфункциональные), препятствующие достижению группо­вых целей. Регулирование конфликтности в группах являет­ся одним из важных путей повышения уровня групповой про­дуктивности.

Ключевые понятия

V Общение

■/ Коммуникация

V Перцепция

V Интеракция

У Невербальная коммуникация У Селективность восприятия У Социальная категория •/ Социальный стереотип ■/ Хало-эффект

V Каузальная атрибуция

■S Фундаментальная ошибка атрибуции У Кооперация ■/ Конкуренция ■/ Конфликт

У Конструктивный (функциональный) конфликт У Деструктивный (дисфункциональный) конфликт

Литература для дополнительного чтения

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект- Пресс, 1997.

Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межлично­стное общение. СПб.: Питер, 2001.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличност­ное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002.

Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М.: ПЕР СЭ, 2002.

Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: