Каждый избиратель получает избирательный бюллетень на основании предъявления члену ИК документа удостоверяющего личность.
Голосование проводится в день выборов в период времени, установленным законом, но не должно превышать 10 часов.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться за получение бюллетеня, вправе воспользоваться помощью другого лица, о чем указывается в списке избирателей.
При голосовании не допускается в кабине (месте для голосования) присутствия других лиц. Заполненные бюллетени опускаются в избирательный ящик.
Если избиратель не может прибыть на избирательный участок вследствие болезни или другим причинам, ИК организует по его заявлению в письменной или устной форме голосования по месту его пребывания с помощью переносного ящика для голосования (ящиков не м.б. больше 2 на ИУ).
При проведении голосования и установления результатов выборов вправе присутствовать общественные наблюдатели, направленные кандидатами, избирателями, общественными объединениями, а также международные наблюдатели. Они не вправе вмешиваться в работу ИК
|
|
Подсчет голосов и определении результатов выборов. Осуществляется ИК, организующей выборы. Например, выборов Президента РФ – ЦИК РФ.
Начинается сразу по окончании голосования участковой ИК. Все полученные данные заносятся в протокол и передаются в вышестоящую комиссию. Комиссия, организующая выборы, суммирует данные нижестоящих ИК. Результаты могут быть следующими:
1. признание выборов состоявшимися и действительными
2. признание выборов несостоявшимися, если:
А) если голосование проводилось по одной кандидатуре и за нее проголосовало менее 50 % (пример – второй тур выборов Президента, когда по каким-то причинам второй кандидат выбыл и голосовании проводилось по одной кандидатуре)
Б) если менее чем 2 списка кандидатов получили право распределения мандатов
В) если все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования
И др.
3. признание выборов недействительными:
А) если допущенные при голосовании или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты выборов
Б) если выборы признаны недействительными на части избирательных участках, где зарегистрировано не менее 1/4 избирателей
В) по решению суда
При признании выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы ( проводятся не позднее чем через 4 месяца).
Избирательная документация передается в вышестоящие ИК не позднее 10 дней со дня опубликования общих итогов выборов.
Результаты подлежат официальному опубликованию не позднее чем через месяц со дня голосов 21. Становление института президентуры в России.
|
|
Пост Президента РСФСР был учрежден в результате всероссийского референдума 17 марта 1991 г. В этот день на территории России проходило два референдума:
1. Всесоюзный, на котором стоял вопрос о сохранении СССР
2. Всероссийский – о введении поста Президента РСФСР.
Еще в марте 1990 г. был введен пост Президента СССР, после чего в союзных республиках был введен такой же пост.
14 марта 1990 г. был принят Закон СССР «О введении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР.
Согласно изменениям (ст. 127) главой государства объявлялся Президент СССР. Им мог быть избран гражданин, не моложе 35 и не старше 65 лет. Избирался не более чем на 2 срока подряд путем всеобщего голосования.
Однако первый и последний Президент СССР М.С.Горбачев согласно Закону был избран Съездом народных депутатов фактически на безальтернативной основе.
Институт президентства РСФСР – России условно можно разбить на 3 периода:
I - март 1991 г. – сентябрь 1993 г - учреждение поста Президента РФ
II - сентябрь - декабрь 1993 г. - утверждение института президентства, начало конституционной реформы
III - 12 декабря 1993 г. – по настоящее время – утверждение современного статуса Президента РФ
24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О Президента РСФСР»
24 мая 1991 г. Съезд народных депутатов внес изменения и дополнения в Конституцию РСФСР.
Согласно законодательным новеллам, Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Была предусмотрена должность вице-президента РФ.
Не мог быть народным депутатом и на время полномочий приостанавливал членство в партиях и общественных объединениях. Обладал широкими полномочиями: правом законодательной инициативы, подписывал и обнародовал законы, налагать на них вето.
Не реже одного раза в год представлял Съезду народных депутатов доклады о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, мог обращаться с посланиями к народу, Съезду и Верховному Совету. По его предложению созывались внеочередные заседания последних.
За ним закреплялись широкие полномочия в отношении Правительства: назначал Председателя Совета Министров с согласия Верховного Совета, остальных его членов – самостоятельно. Руководил работой Правительства, принимал его отставку с согласия Верховного Совета. Согласно Конституции – Правительство – орган исполнительной власти, подотчетный Президенту.
Президент определял основные направления внутренней и внешней политики, формировал и возглавлял Совет Безопасности, мог объявлять чрезвычайное положение, вел переговоры и подписывал договоры.
Традиционно он решал вопросы гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения званий и чинов, правом помилования.
Ряд норм Конституции и Закона о Президента содержали положения, устанавливающие контроль и влияние над его деятельностью со стороны Съезда и Верховного Совета: Съезд мог потребовать внеочередного доклада; Съезд и Верховный совет могли отменить указы Президента в случаи их противоречия их решениям, Конституции и законам на основании заключения Конституционного Суда РФ.
Президент не мог приостанавливать деятельность и распускать Съезд и Верховный совет, изменять национально-государственное устройство РСФСР, распускать законно избранные органы гос.власти.
Конституция предусматривала отрешение от должности в случае нарушения им Конституции, законов, присяги. Решение принималось съездом на основании заключения Конституционного Суда.
|
|
Выборы первого Президента состоялись 12 июня 1991 г. на основе закона «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 г. по мажоритарной системе абсолютного большинства. Избранным считался кандидат, получивший 50 % + 1 голос, иначе назначался второй тур – повторное голосование, где участвовало 2 кандидата, набравших наибольшее число голосов.
Кандидатуру могли выдвигать: республиканские политические партии, профсоюзы, массовые общественно-полит. движения, трудовые коллективы, собрания граждан. Кандидатуру должно было поддержать не менее 100 тыс. граждан и 1/5 народных депутатов (через тайное голосование Съезда либо сбор подписей народных депутатов).
Одновременно с Президентом выдвигался кандидат на пост вице-президента.
Было выдвинуто 6 кандидатов. Победу в 1 туре одержал Б.Ельцин. Вице-президентом был избран А.Руцкой.
По закону от 27 июня 1991 г. «О вступлении в должность Президента РСФСР» Президент приносил присягу народу на торжественно заседании высшего органа гос.власти. 10 июля 1991 г. Б.Ельци вступил в должность на заседании V Съезда народных депутатов.
Становление института президентуры было связано с рядом серьезных обстоятельств:
Развал СССР, коренные политические и социально-экономические реформы, ухудшение экономического и материального состояния граждан. Между президентам (радикальные реформы) и парламентом (мягкая политика) возникли серьезные разногласия выхода страны из сложившегося кризиса.
После неудачи ГКЧП и освобождения Горбачева фактическим лидером страны стал Б.Ельцин. Ряд актов направлено на укрепление президентской власти: 20 августа 1991 президент принял на себя командование ВС РФ на территории РСФСР; 21 августа 1991 г. ВС РФ принимает постановление «О дополнительных полномочиях Президента РФ РСФСР по обеспечению деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий государственного переворота в СССР». Воспользовавшись этим, президент издает Указ «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» - создав единую систему исполнительной власти. На местах учреждались его представители. Стремительно формировалась Администрация.
|
|
Президент концентрирует в своих руках полномочия по выводу страны из экономического кризиса. 1 ноября 1991 г. Съезд народных депутатов издает «О правовом обеспечении экономической реформы» и наделяет президента полномочиями решать экономические вопросы указами, согласованными с депутатами.
Аппарат исполнительной власти формируется как часть под руководством Правительства или непосредственного руководства Президента. – функционирует две сходные системы, идет дублирование и пересечение полномочий.
С января 1992 г. объявляется либерализация цен – формируется рыночная экономика и резко ухудшается состояние миллионов граждан. Усиливается конфронтация Съезда, ВС и Президента РФ.
Экономические шаги президента, санкционированные депутатами, своими результатами становятся неожиданными для последних.
Длительное время Президент не представляет на пост Председателя Правительства кандидата в ВС, однако самостоятельно назначает временно исполняющим Е.Гайдара (15 июня 1992 г.).
VII Съезд лишает Президента особых полномочий и вынуждает представить кандидатуру председателя правительства. В Конституцию РФ вносятся ряд изменений, ограничивающих ряд полномочий Президента РФ по кадровым вопросам. Однако он становится Верховным главнокомандующим, его указы должны соответствовать Конституции и законам. В целом он лишается ряда серьезных руководящих позиций, усиливается парламентский контроль.
Противостояние выливается в конституционный кризис, изданием Указа 1400 «О поэтапной конституционной реформе», прекращения деятельности Съезда, ВС РФ, назначение выборов Федерального Собрания, принятием Конституции 12 декабря 1993 г. и усилением полномочий Президента РФ.
Избирательные президентские кампании:
12 июня 1991 года – на 5 лет (по Конституции 1978 г. с изменениями) (Ельцин). Избирался вместе с вице-президентом
16 июня — 3 июля 1996 года – на 4 г. (по Конституции 1993 г.) в 2 тура (Ельцин )
26 марта 2000 года (Путин) – после досрочного прекращения полномочий Ельцина