Расчет и выбор подъемной машины

Лист

Введение……………………………………………………………………………………………5

1 ГОРНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………….6

1.1 Горно-геологическая характеристика……………………………………………………..6

1.2 Гидрогеология………………………………………………………………………………8

1.3 Вскрытие шахтного поля…………………………………………………………………..8

1.4 Подготовка шахтного поля и порядок отработки………………………………………..9

1.5 Система разработки………………………………………………………………………..10

1.6 Очисные работы…………………………………………………………………………….11

1.7Провидение подготовительных работ……………………………………………………..12

1.8 Вентиляция………………………………………………………………………………….12

1.9 Транспорт………………………………………………………………………………….13

1.10 Энергообеспечение………………………………………………………………………..14

1.11 Охрана труда………………………………………………………………………………15

1.12 Анализпроизводственной ситуации по развитию горных работ………………………16

2 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………..18

2.1 Общие сведения про подъёмную машину…………………………………………….18

2.1.1 Назначение и задачи проектируемого участка…………………………………………20

2.1.2 Анализ установки главного подъема……………………………………………………21

2.1.3 Пружинные гидравлические тормозные устройства…………………………………..24

2.1.4 Устройства управления и защиты подъемных машин…………………………………28

2.1.5 Пульт управления подъемной машиной………………………………………………..30

2.1.6 Безконтактные конечные выключатели………………………………………………...31

2.1.7 Ограничители скорости подъема....................................................................................32

2.1.8 Устройство защиты подъемных машин………………………………………………..33

2.1.9Энергосбережение………………………………………………………………………..33

2.1.10 Организация ремонтов оборудования…………………………………………………35

2.2.1 Расчет и выбор подъемной машины…………………………………………………….38

2.2.2 Выбор типа подъемных сосудов………………………………………………………..38

2.2.3 Расчет подъемного каната……………………………………………………………….40

2.2.4 Органы навивки подъемной машины…………………………………………………..41

2.2.5Расположение подъемной установки……………………………………………………42

2.2.6 Кинематика подъемной машины………………………………………………………..43

2.2.7 Динамика подъемной машины…………………………………………………………..45

2.2.8 Мощность двигателя……………………………………………………………………..46

2.2.9 Затрата электроэнергии………………………………………………………………….47

2.2.10.КПД поъемной установки………………………………………………………………49

2.2.11 Расчет освещения………………………………………………………………………..49

2.3 Технические данные и состав направляющего устройства типа НКП………………….52

2.4 Техническое обслуживание и ремонт……………………………………………………..54

2.5 Характерные неисправности и методы их усранения……………………………………55

3 ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИ………………………..56

3.1 Электроснабжение шахты…………………………………………………………………56

3.2 Электроснабжение участка………………………………………………………………..57

3.3 Электросиловое оборудование вспомогательных приводов…………………………….57

3.4 Энергосберегающие мероприятия при эксплуатации подъемной установки…………58

3.5 Расчет электроснабжения участка…………………………………………………………59

3.5.1 Расчетные нагрузки и выбор мощности трансформаторов……………………………60

3.5.2 Расчет и выбор сечения кабелей………………………………………………………..61

3.5.3 Расчет токов короткого замыкания……………………………………………………..63

3.5.4 Выбор коммутационной аппаратуры……………………………………………………65

4 МОНТАЖ И НАЛАДКА ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ………………………..66

4.1 Монтаж, наладка иэкплуотация подъемной усановки…………………………………..66

4.2 Планово-предупредительные осмотры и ремонты………………………………………70

5 ОХРАНА ТРУДА…………………………………………………………………………..72

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
5.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов, техника безопасности при эксплуатации и обслуживании подъемной установки……………………………………72

5.2 Защита обслуживающего персонала от поражения электрическим током. Заземление………………………………………………………………………………………76

5.3 Расчет освещения помещений главной аодъемной установки………………………….78

5.4 Противопожарное оборудование подъёмной установки……………………………..80

5.4 Разработка инженерно-технических мероприятий по охране труд…………………….81

6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………….83

6.1. Расчет ФЗП………………………………………………………………………………….83

6.2. Отчисления из ФЗП социальное страхование…………………………………………..86

6.3. Расчет амортизационных обчислений…………………………………………………...86

6.4 Расходы на материалы……………………………………………………………………..88

6.5. Расходы на электроэнергию………………………………………………………………89

Общий вывод……………………………………………………………………………………..91

Литература:……………………………………………………………………………………….92

Приложения…………………………………………………………………………………......94

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
Введение

Грушевско-Басанский участок, в восточной части которого находиться шахта № 8 расположена в восточной части Никопольского Марганцево-рудного бассейна в пределах Томаковского района Днепропетровской области. Рельеф участка равнинный с преобладающими абсолютными отметками поверхности 70-90 м.

Шахта сдана в эксплуатацию в 1976 году с проектной мощностью 2200 тыс. т руды в год.

Ближайшим населенным пунктом является город Марганец, который расположен в 12 километрах к западу. Шахта граничит с такими предприятиями и цехами ОАО «МГОК» как шахты №3/5, №14/15, Грушевским карьером. В 6 км к западу расположены обогатительные фабрики (ГОФ-1 и ГОФ-2). Основными потребителями марганцевой руды являются Никопольский и Запорожский ферросплавные заводы, с которыми предприятие связано развитой сетью железных дорог.

Понижение поверхности наблюдается к югу, в сторону долины реки Днепр. Климат района умеренно-континентальный характеризуется частыми сильными, сухими ветрами, короткой и неустойчивой зимой, жарким летом. Среднегодовая температура 9 °С-12 °С; среднегодовое количество осадков 230- 535 мм

Горная часть

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ


1.1 Горно-геологическая характеристика

Пласт марганцевой руды залегает почти горизонтально с небольшим уклоном (до 5°) на юг и юго-запад. Мощность пласта колеблется в широких пределах: от выклинивания на контурах участка до 4 м в центральной части.

Марганцевый пласт повсеместно покрыт толщей осадочных пород, мощность которых достигает 60-110 м в зависимости от рельефа поверхности земли.

Непосредственная кровля рудного пласта представлена изумрудно- зелеными глинами мощностью от 0 до 14м, в некоторых местах шахтного поля мощность их уменьшается до 1-2 м или они полностью отсутствуют и заменяются песками. Выше залегают мелкозернистые пески (2,5-4 м), черные глины (18-20 м), пески (1,5-2,5 м), известняки (до 5 м), красно-бурые глины (28-30 м), лессовидные породы и современные аллювиальные отложения (22- 34 м),

Подстилающие рудный пласт породы представлены тонкозернистыми песками и, в меньшей степени, зеленовато-серыми песчаными глинами.

Распространение марганцево-рудного пласта и вмещающих пород характеризуется рельефами поверхности докембрийских пород Украинского кристаллического щита. Осадочные породы очень малым углом погружаются в сторону Причерноморской впадины, в этом же направлении увеличивается мощность осадочных отложений.

Поверхность кристаллических пород и коры выветривания неровная, состоит из впадин и выступов, которые называются депрессиями и поднятиями. Мощность рудного пласта на большей части

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
площади равна 1,5-2,4 м на отдельных небольших участках она достигает 4 м. Изменение мощности рудного пласта в пределах шахтного поля неодинаково. На участках моноклинального залегания марганцево-рудного пласта, при отсутствии влияния последующих размывов, выклинивание (изменение мощности) и линии падения пласта происходит постепенно.Марганцевый пласт представлен песчано-алеврито-глинистой породой с включением рудного вещества. Соотношение руды и нерудных компонентов в пласте несколько изменяется как по площади, так и по его мощности. Рудные компоненты в среднем составляют 30% всего материала, заключенного в пласте. Марганцево-рудные месторождения представлены тремя видами руд: окисная, карбонатная и окисно-карбонатная или смешанная.Окисные руды слагают северную часть рудной залежи и распространяются на юг полосами вдоль ее западной и восточной границ.Окисная руда постепенно переходит в окисно-карбонатную в направлении падения рудного пласта. Карбонатная марганцевая руда представляет собой рыхлую песчано-глинистую породу зеленовато-серого цвета, вмещающую обломки карбоната марганца. Мощность пласта карбонатной руды колеблется от 0,7 до 3,5 м. Содержание марганца в этой руде изменяется от 10 до 31,5 % и в среднем равно 18 %.Окисная марганцевая руда по внешнему виду представлена рыхлой породой черного цвета, состоящей из плотных и землистых минеральных образований. Мощность пласта изменяется от 0,7 до 2,5 м. Содержание марганца в окисной руде колеблется 17-47% и в среднем составляет 30%.Окисно-карбонатная (смешанная) руда является переходной зоной от окисной к карбонатной и распространена в центральной части месторождения. В верхней части пласта расположена окисно-кусковатая руда, в средней части она сменяется на окисно-карбонатную, а в нижней - на карбонатную. Мощность пласта со смешанной рудой достигает 2,5 м. Запасы ее составляют, примерно, 25 % от общих запасов.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
1.2Гидрогеология

Гидрогеологические условия марганцево-рудного месторождения характеризуются наличием семи водоносных горизонтов, где существенное значение имеют следующие:

- надрудный нижнесарматский водоносный горизонт представлен в основном мелкозернистыми песками и имеет мощность 3-4 м. Горизонт напорный. Величина напора 20-30 м. При столбе воды в скважине 12 15 м и с понижением уровня наполовину приток составляет 0,3-0,4 м3/час, коэффициент фильтрации - 3-4 м в сутки.

- нижнесарматский водоносный горизонт наиболее обводненный из всех над рудных горизонтов и является источником обводнения горных выработок за счет разрывов сплошности над рудных глин при обрушении пород кровли в выработанном пространстве;

- подрудный водоносный горизонт представлен, главным образом, песками и песчаными глинами. Величина напора в почве рудного пласта 10-30 м, коэффициент фильтрации 1,5-1,6 м/сут. Под рудный водоносный горизонт - основной источник обводнения горных выработок. Водопритоки в нем в зависимости от интенсивности ведения горных работ колеблются от 6 до 25 м /ч.

1.3Вскрытие шахтного поля

Шахтное поле шахты № 8 вскрыто по центральной схеме двумя стволами (вертикальный и наклонный) и вентиляционным стволом. Учитывая центральную схему вскрытия отработка оставшихся запасов не подвергается значительным затруднениям и дополнительного вскрытия и проведения вскрышных работ не предусматривается. Вертикальные стволы имеют круглую форму поперечного сечения и закреплены бетонной крепью, толщиной 300 мм. Опорные венцы

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
располагаются через каждые 20 м.Наклонный ствол также имеет круглую форму поперечного сечения. Закреплен бетонной крепью толщиной 400 мм. Угол наклона ствола - 14°. Длина - 360 м. Наклонный ствол оборудован ленточным конвейером и предназначен для сплошного беспрерывного транспортирования руды от очистных забоев до железнодорожных думкаров на поверхности земли. Это позволяет применить прочную механизированную технологию добычи руды.Вспомогательный ствол, оборудован одноклетьевым подъемом и предназначен для выдачи породы, спуска и подъема людей, спуска материалов и запасного выхода на поверхность.

1. 4 Подготовка шахтного поля и порядок отработки

На шахте № 8 применяется как панельный, так и погоризонтный способ подготовки шахтного поля. Всё шахтное поле разделено на две панели: северную (полностью отработана) и южную. В свою очередь южная разделена на три участка: восточный, южный, западный.

Применение конкретного способа подготовки зависит от горно­геологических условий и экономической целесообразности отработки. Длина главных конвейерного и откаточного штреков превышает 5 км. поэтому, для сокращения сроков освоения проектной производственной мощности шахты и более эффективного использования капитальных затрат был предложен и принят комбинированный порядок отработки шахтного поля. Сущность его в следующем. В первый период подготавливаются и разрабатываются выемочные столбы на части шахтного поля, расположенного вблизи околоствольного двора, одновременно с этим проводятся главные штреки для последующей подготовки частей шахтного поля к разработке от границ. Охрана выработок главных штреков в пределах выработанного пространства, при отработке шахтного поля прямым

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
порядком, осуществляется рудными целиками шириной 80 м, которые затем отрабатываются при погашении штреков.

Охрана главных штреков рудными целиками была обоснована опытом разработки шахтных полей ряда шахт марганецкого бассейна, где отработка выемочных столбов производится прямым порядком. При этом ширина охранных рудных целиков у выработок в разных горно-геологических условиях была от 60 до 80 м. Проведенная оценка рассмотренных вариантов порядка отработки шахтного поля крупной марганцово-рудной шахты №8 показала, что комбинированный порядок отработки, успешно освоенный на этой шахте, дает значительный экономический эффект.

1.5 Система разработки

На шахте применяется столбовая система разработки с обрушением кровли. Сущность системы заключается в том, что после разрезки шахтного поля на панели или столбы производят выемку руды на полную мощность. Выработанное пространство в процессе очистной выемки крепят, а затем крепление разрушают и заполняют выработанное пространство обрушающимися породами кровли. Система разработки узкими заходками имеет ряд существенных недостатков:

- неудовлетворительные условия проветривания очистного забоя;

- повышенная опасность работ вследствие наличия одного выхода из очи­стного забоя;

- необходимость одновременной работы большого количества очистных забоев для выполнения плана по добыче руды шахты, невысокая производительность машин и очистного забоя в целом, а также большая разбросанность горных работ;

- значительные потери руды в межзаходочных целиках;

- большая трудоемкость работ по креплению заходок и их погашению, выполняемых вручную.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
Применение этой системы предопределено сложными горно­геологическими условиями, когда в кровле пласта залегают зеленые глины мощностью менее 4 м. Средняя длина заходки составляет 35 метров при ширине 3,0-3,3 метра.

1.6 Очистные работы

Технологическая схема очистной выемки длинными очистными заходками предусматривает выполнение следующих операций: оборудование сопряжения; отход ниши для комбайна; механизированная отработка заходки; перегон комбайна в подготовленную нишу; посадочные работы в отработанной заходке.

Забой условно делится на три равных части. В начале отбивается руда в центральной части забоя, затем в целиковой и в последнюю очередь в подзавальной части. После выемки руды на глубину шага установки крепи устанавливается предохранительная крепь в виде переборок. Заходка крепится специальным профилем СВП-17. Погрузка отбитой горной массы осуществляется комбайном на забойный секционный конвейер КЛЗС. Подвигание забоя за один цикл составляет 0,75 м.

После того как комбайн дойдет до границы столба производится демонтаж забойного конвейера, секции которого складируются на выемочном штреке. Перед перегоном комбайна в следующую нишу демонтируются две концевые секции конвейера КТМ.

Перед началом работы в новой заходке предыдущая смежная заходка должна быть посажена.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
1.7Проведение подготовительных выработок

При производстве подготовительных работ для отбойки горной массы применяется отбойные молотки МО-2, МО-5, для погрузки породопогрузочная машина ППН-1С. Для транспортировки руды и породы из подготовительного забоя применяются электровозы 4КР-600. В качестве подвижного состава используют вагонетки ВГ-1. Обмен груженых вагонеток на порожние производится в разминовке, которая переносится к плоскости забоя при отставании более 50 м. Непосредственно в забое для погрузочной машины и вагонеток укладывают временный рельсовый путь, который после переноса разминовки заменяют на постоянный. Для укладки пути используются рельсы марки Р-33. колея 600 мм.

Крепление выработки производится кольцевой сегментной крепью (СВП- 27). Для укрепления кровли и боков выработки применяется железобетонная затяжка. Расстояние между рамами крепи 0,5-0,33 м, что зависит от горно­геологических условий.

1.8.Вентиляция

Горные выработки шахты проветриваются по центрально-отнесенной схеме проветривания всасывающим способом.

Проветривание очистных и подготовительных забоев осуществляется вентиляторами местного проветривания типа СВМ-6, СВМ-5, Проходка - 500.

К недостаткам схемы вентиляции следует отнести:

- наличие большого количества сбоек, соединяющих воздухоподающие выработки.

- Несовершенство и недостаточная герметичность вентиляционных сооружений (по данным аэродинамической съемки 2001 года утечки «накоротко» составляют 31,3 м3/с).

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ


Тип вентиля­тора Угол установ­ки лопастей Производительность вентилятора, м3/сек Депрессия вентилятора, кг/м2
Норм, режим Реверсивн ый режим В % к норм. Норм, режим Реверс
  ВЦ-31,5 60° 97,5 117,6 121,0 360,0 350,0
  ВЦ-31,5 60° 105,0 97,0 92,3 240,0 250,0
  ВШЦ-16 60° 18,9 18,9 100,0 110,0 115,0

1.9Транспорт

Транспортировка добытой горной массы по выемочным штрекам и магистральным выработкам производится системой конвейеров. Из добычного забоя руда доставляется с помощью конвейеров типа KJI3C, специально разработанных для марганцевых шахт. Транспортировка горной массы по выемочным штрекам осуществляется конвейерами КТМ, далее по магистральным конвейерным штрекам с помощью цепи конвейеров типа 1Л- 80, 2JI-80, 2JI-100 транспортируется к наклонному стволу в котором смонтирован конвейер 2ЛУ-120, после чего через бункер загружается в железнодорожные думпкары, поверхность и складируется в отвале. Порода из подготовительных выработок транспортируется в вагонетках к вспомогательному стволу и поднимается на поверхность, после чего с помощью автомобильного транспорта вывозится в отвал карьера. Перевозка людей расходных материалов и оборудования производится по откаточным штрекам в специальных пассажирских и технологических вагонах. Шахтные воды откачиваются на поверхность с помощью главной водоотливной установки, оснащенной тремя насосами ЦНС-180/25 5 с напором 180м и производительностью 255 м3/час, которые установлены в насосных камерах, расположенных около вентиляционных стволов. Вода подается в главный водосборник, из которого по напорному

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
трубопроводу, через скважину расположенную в районе главного ствола шахты №5 подается в самотечный канал для использования на обогатительной фабрике.

1.10 Энергообеспечение

Шахта № 8 питается от энергоэлектрической подстанции «Грушевская» по двух проводной ЛЕП, напряжением 35 кВ. электроэнергию принимает центральная шахтная подстанция ЦШП, которая имеет две секции 35 и 6 кВ. Дальнейшее понижение напряжения осуществляется участковыми понижающими подстанциями. Электроснабжение потребителей осуществляется гибкими кабелями от фидерных автоматов типа АФВ-1 установленных в начале штрека. Подключение потребителей производится через пускатели ПМВИ-123, выполненные во взрывобезопасном корпусе. Освещение выемочных штреков осуществляется от трансформаторов ТСШ-3.5 или ТСШ-4,0 напряжением 36 В.

Цепь освещения подключается к общешахтной сети через рудничный пускатель ПРШ-1. освещение в забое осуществляется через пусковой аппарат АП-3.5-380/127, с помощью светильников НСП и РП, подвешенных через каждые 8 м.

Потребителями электроэнергии на шахте являются: осветительная аппаратура, конвейерный транспорт, комбайны, насосные установки, вентиляторы местного проветривания, а так же электровозная откатка.

Потребители сжатого воздуха - отбойные молотки, породопогрузочные машины, пневматические насосы и Р-лифты. Сжатый воздух на шахту поступает по трубопроводу, проложенному на земной поверхности, от компрессорной станции, которая расположена на промплощадке. Диаметр трубопровода составляет 100-150 мм, давление - 6,0 атм.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
1.11Охрана труда

На шахтах Марганецкого горно-обогатительного комбината большое внимание уделяется мероприятиям по подавлению пыли и предотвращению обрушения горных пород. Для улавливания и подавления пыли на шахте 8 применяются комплексные системы обеспыливания. На погрузочном и разгрузочном конвейере комбайна оборудуются укрытия из которых с помощью эжекторов отсасывается и фильтруется матерчатыми фильтрами запыленный воздух. Пыль, генерируемая отбойным органом комбайна, подавляется водяной завесой, двумя форсунками, которые устанавливаются на передней консоли

В местах перегрузки руды с конвейера на конвейер производится подвеска фартуков, что уменьшает образование пыли. При транспортировании руды имеющей небольшую влажность в местах перегрузки горной массы оборудуются водяные завесы. Горнорабочие обеспечиваются индивидуальными средствами защиты органов дыхания (лепесток, астра-2).

Для защиты рабочих от повышенного шума применяется защитные вкладыши типа "беруши", а для защиты от местной вибрации при работе с отбойным молотком используются виброгасящие рукавицы.

Для предотвращения и тушения пожаров во всех действующих выработках смонтирован противопожарный трубопровод, диаметром 100 мм постоянно заполненный водой и находящийся под давлением 5 атм. Противопожарные краны устанавливаются у пересечения и ответвления выработок, у каждой камеры, в горизонтальный откаточных штреках через каждые 200 м. В конвейерных через 50 м. Отставание трубопровода от забоя не более 40 м..Огнетушители, ящики с песком устанавливают у сопряжений выработок, насосных камер и по конвейерному штреку через каждые 200 м. Все трансформаторы оснащены максимальной токовой защитой.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
Технико-экономические показатели работы предприятия

Таблица 1.2 Технико-экономические показатели шахты

Наименование показателя Единицы измерения Значения показателя
Проектная мощность шахты тыс. тонн  
Фактическая мощность шахты тыс. тонн 648,0
Себестоимость руды грн. 49,50
Показатель качества руды % 26.99
Затраты лесоматериалов на 1000 т добычи м3 2,3
Среднемесячное продвижение подготовительных забоев м  
Число действующих очистных забоев шт.  
Число действующих подготовительных забоев шт.  
Списочный штат:    
- трудящихся чел.  
- рабочих чел.  
- горнорабочих очистных забоев чел.  

1.12 Анализ производственной ситуации по развитию горных работ

Проектом шахты 8 была предусмотрена производственная мощность 2.2 млн. тонн в год при одновременной работе 12 очистных забоев. В настоящее время в одновременной работе находятся 6 очистных забоев, которые обеспечивают добычу 650 тыс. тонн в год. Наряду с этим следует выделить следующие, сдерживающие темпы горных работ, причины: тяжелые условия труда, недостаточная скорость проведения подготовительных горных выработок, низкая степень механизации в подготовительных и нарезных забоях, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, ошибки в организации труда и управлении производством. Так как схемы вентиляции и транспорта были рассчитаны на большую производительность, проверочные расчеты не выполняем.

1. Система разработки полезного ископаемого имеет ряд недостатков, но хорошо зарекомендовала себя в сложных горно-геологических условиях залегания марганцево-рудного пласта.

Производительность труда рабочего, при ее применении может достигать 30 т. в смену, и этот показатель может быть повышен при применении нового забойного оборудования и повышения надежности транспортной цепи.

Технологическая схема проведения горных выработок повсеместно применяемая в условиях марганцево-рудных шахт обладает следующими недостатками:

- низкие темпы проведения горных выработок;

- большой объем ручного труда;

- значительная трудоемкость работ по монтажу конвейерных линий при подготовке выемочного штрека к очистным работам.

Вывод

Из всего горно-шахтного оборудования подъемные установки занимают особое место, т.к. являются основным видом транспорта, связывающим подземные выработки с дневной поверхностью. При эксплуатации подъемной установки важная роль отведена подъемным канатам. От качества изготовления подъемных канатов и правильной их эксплуатации зависит бесперебойность и безаварийная работа всего подъемного комплекса.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
2 Специальная часть

2.1Общие сведения про подъемною машину

Шахтная подъемная установка предназначена для транспортировки по стволу шахты на поверхность полезного ископаемого, людей и разных грузов. Она складывается из подъемной машины, копера, копровых шкивов, подъемных канатов и подъемных сосудов. Подъемная машина расположена в специальном доме на уровне земли. В это время на шахте работают две подъемных установки: главная и вспомогательная.

В машинном зале размещенные органы навивки, редуктор, двигатель распределительное устройство, пульт управления, реверсор, аппарат задания и контроля поступь и другое оборудование.

В стене дома есть прорезь (ворота) для возможности монтажа-демонтажа крупногабаритных деталей подъемной машины. В доме рабочее и аварийное освещение, дом обеспечен противопожарными средствами.

В доме есть: паспорта подъемной машины и редуктора, схема тормозов принципиальная и монтажная схемы коммутации, инструкция для машиниста подъемной установки, схемы парашютных устройств. В наличии должны быть прошнурованные. и опечатанные журналы:

- «Книга обзора подъемной установки«;

- «Книга обзора подъемных канатов и их затраты«;

- «Книга приема и сдачи изменений«

Подъемная установка очень энергоемка, от ее работы в значительной степени зависят результаты всего технологического

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
процесса, безопасность и жизнь трудящихся. Поэтому к ее эксплуатации и безопасности работы предъявляются особенные требования.

Подъемная установка находится в ведении главного механика шахты, что в полной мере отвечает за ее безопасную эксплуатацию, полное выполнение функций.

Учитывая важность подъемной установки в технологическом процессе по добыче и транспортировке полезного ископаемого, к подъемной установке предъявляются особенные требования в плане техники безопасности и в вопросах ее эксплуатации.

К машинистам подъемных установок предъявляются определенные требования, чтобы касался стажа их работы на шахте, медицинского обзора, сдаче экзаменов на право управления подъемной машиной и стажировки по специальности.

О приеме-сдаче изменения извещают стволового и рукоятчика, при этом машину затормаживают, исключают высоковольтное распределительное устройство, после чего машинисты осматривают машину и расписываются в журнале о приеме- сдачу изменения. О замеченных неисправностях сообщают горному диспетчеру. Причины повреждений и мероприятия для их устранения главный механик обязан записать в «Книгу приема и сдачи изменений».

На всех посадочных площадках и в машинном зале должны быть вывешенные объявления, в которых указываются,: фамилия лица, которое отвечает за спуск и подъем людей, условные отметки кодовых сигналов, число людей, которые одновременно содержатся в клети, расписание спуска и подъема людей.

Каждый непонятный сигнал должен быть воспринят машинистом как сигнал «Стоп», после чего он выясняет причины неясного сигнала. Во время спуска и подъема людей кроме дежурного машиниста присутствующий другой машинист, в обязанности которого входит

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
наблюдение за подъемом и спуском, принятие необходимых мер в случае нарушения нормальной работы установки.

Спуск и подъем людей делают после предыдущей перегонки клетей вхолостую.

2.1.1Назначение и задачи проектируемого участка

Подъемные установки предназначены для подъема полезного ископаемого и породы подйома-спуска людей и разных материалов: шахтного крепления, оборудования и запасных частей к нему и так далее.

Подъемная установка находится в ведении главного механика шахты, что в полной мере отвечает за ее безопасную эксплуатацию, полное выполнение функций.

Учитывая важность подъемной установки в технологическом процессе по добыче и транспортировке полезного ископаемого, к подъемной установке предъявляются особенные требования в плане техники безопасности и в вопросах ее эксплуатации.

К машинистам подъемных установок предъявляются определенные требования, чтобы касается стажа их работы на шахте, медицинского обзора, сдаче экзаменов на право управления подъемной машиной и стажировки по специальности. В обязанности машиниста входит прием - сдача изменения, управления обслуживание и надзор за машиной.

О приеме-сдаче изменения извещают стволового и рукоятчика, при этом машину затормаживают, исключают высоковольтное распределительное устройство после чего машинисты осматривают машину и расписываются в журнале о приеме-сдачу изменения. О замеченных неисправностях сообщают горному диспетчеру.

Причины повреждений и мероприятия для их устранения главный механик обязан-записать в «Книгу принятия и сдачи изменений».

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
На всех посадочных площадках и в машинном зале должны быть вывешены объявления, в которых указывается,: фамилия лица, ответственного за спуск и подъем людей, условная отметка кодовых сигналов, число людей, которые одновременно содержатся в клети, расписание спуска и подъему людей.

Каждый непонятный сигнал должен быть воспринят машинистом как сигнал «Стоп», после чего он выясняет причины неясного сигнала. Во время спуска и подъему людей кроме дежурного машиниста присутствующий другой машинист, в обязанности какого входит наблюдение за подъемом и спуском и принятие необходимых мер в случае нарушения нормальной работы установки.

Спуск и подъем людей выполняют после предыдущей перегонки клетей вхолостую.

Каждая аварийная остановка машины, а также все замечены отклонения и повреждения должны быть записаны машинистом в журнал. Машину можно пускать в ход только после того, как установленная и устраненная причина предохранительного торможения.

Виды и периодичность обзоров и ремонтов, объемы работ и нормативы времени на их выполнение регламентируются ПБ, ПТЕ и отраслевыми инструкциями

2.1.2.Анализ установки главного подъема

Шахтная однобарабанная подъемная машина Ц-2x1,5 предназначена для подъема и спуску людей по вертикальным и наклонным горным выработкам. Машина применяется для оборудования подъемной установки, которая находится на поверхности.

Машина рассчитана на эксплуатацию в закрытых помещениях при температуре воздух 5... 35 С.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
22
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
Техническая характеристика подъемных машин Ц - 2x1,5 приведена в таблице Таблица 1.1

Техническая характеристика подъемной машины Ц - 2x1,5

Выбор машины Барабан Нагрузка Скорость движения, м/с Передаточне число Электродвигатель  
Диаметр Ширина, мм   Число барабанов Статическое кГс Мощность кВт Частота об/мин
Ц-2*1,5 В         3,8        

Все основные узлы машины собраны на сваренной раме коренной части и на раме привода машины. Положение узлов на раме после заводской сборки и налаживания фиксируется штифтами или приварными упорами. Монтаж машины сделан на железобетонном фундаменте, рассчитанном на экстренную нагрузку, равную разрывному усилию подъемного каната. Крепление машины к фундаменту осуществлено специальными фундаментными болтами.

Основные узлы, из которых состоит машина,: сборка главного вала, два тормозных привода, гидравлическая панель управления тормозом, безакамуляторная маслостанция, рама коренной части и рама привода машины. На этих машинах разделены маслостанция от аппарата

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
управления тормозными поводами. Маслостанция расположена в удобном месте, выполнено условие установки ее по высоте.

Главный вал машины опирается на два двухрядных роликовых сферических подшипника, которые установлены у чугунных нерозбираемых корпусах, которые крепятся к раме машины. Смазывание подшипников густое тугоплавкое масло типа УТВ 1-13. Вращение главному валу передается от редуктора через зубчатую муфту. Барабан - сваренной конструкции с разниманием на две половинки по диаметральной плоскости. Половинки барабана соединяются между собой подходящими болтами со ступицей, посаженой на главный вал по горячей посадке.

Для навивки слоя каната на стальной оболочке барабана нарезанные желобки под канат, шаг нарезки - 30мм, для канатов диаметром от 22 к ЗО мм

Повод поднимающей машины выполнен в виде отдельного узла, смонтированного на сваренной раме. В этот узел входят редуктор, электродвигатель и соединительная муфта.

Редуктор поднимающей машины - трехступенчатый цилиндроконическим КЦТН - 710 с передаточным числом 20 рассчитано на работу с электродвигателем мощностью не больше 320 кВт при частоте вращения вала не больше 1000 о/мин. Редуктор имеет две цилиндрических степени и одну - коническую с круговым зубом. Смазывание редуктора - погружением и разбрызгиванием.

На корпусе редуктора закрепленные установки тахогенератора и центробежного реле скорости обращения.

Электродвигатель соединен с проворным валом редуктора пальцевой

муфтой. Аппарат АЗК соединен с тихоходным валом редуктора карданным валом. Аппараты крепятся к фундаменту на переходной подставке. Машина оборудована двумя тормозами колодкового типа с

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
шарнирной подвеской тормозной балки. Тормозные колодки 3-55-67 холодного прессования обеспечивают коэффициент трения в паре со стальным тормозным ободом равняется 0,3.

Пружинный гидравлический тормозной повод шарнирно соединен из запирающим треугольным рычагом и рамой машины. Тормозной повод рассчитан на работу при давлении масла до 12 кгс/см2.

Маслостанция - безакумуляторного типа с тремя лопастными насосами производительностью по 35 л/мин каждый. Три насоса работают одновременно только в процессе маневрового торможения, при равномерном ходе машины работает один насос.

Гидравлическая панель управления тормозом выполнена в виде отдельного узла расположенного на раме машины. В панель входят регулятор давления РДВГ для маневрового регулируемого торможения и золотниковое устройство УПТВ для предохранительного торможения.

Управление машиной выполняется из пульта управления ПШП, которое не имеет механической связи с поднимающей машиной и может устанавливаться в любом удобном месте. На пульте есть электрический (сельсинный) указатель глубины, что работает от датчика, установленного в аппарате АЗК.

Строение и компоновка машины отличается компактностью применением новых современных устройств управления и защиты, удобством монтажа и обслуживание, а также повышенной долговечностью

2.1.3.Пружинные гидравлические тормозные устройства

Состоят из двух исполнительных органов тормоза, двух пружинных гидравлических поводов, станции управления и блокирований.

Оба исполнительных органа тормоза работают синхронно и используются как при предохранительном, так и при рабочем торможении.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
Каждый исполнительный орган тормоза колодкового типа влияет на тормозные ободы барабана, создавая половину необходимого тормозного момента. Технические характеристики тормозного устройства, приведенные в таблице

Таблица 1.2

Технические характеристики тормозного устройства

Параметры машина Ц-2x1,5
Максимальный тормозной момент, тс-м 9,45
Максимальное усилие на запирающем рычаге при затормаживании, кПс  
Передаточное отношение тормоза 8,14
Расчетный коэффициент трения пластмасс о тормозное поле 0,3
Удельное давление на тормозные колодки (максимальный), кгс/см2 4,9
Максимальное усилие: при затормаживании, кгс при растормаживании, кгс ~ 2100 2930
Максимальное давление, кгс/см2  
Ход поршня, мм Рабочий Полный 55 135
Диаметр цилиндра, мм  
   

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
Исполнительный орган тормоза состоит из двух тормозных балок, углового рычага и тяги с головками, соединенными шарнирными валиками и угловым рычагом и одной из тормозных балок. Балки установлены на опорах, которые зафиксированы на раме болтами и штифтами. На каждой тормозной балке расположена шарнирная балка футерованная пластмассовыми тормозными колодками. Крайние колодки зафиксированы упорами. Благодаря наличию центрального шарнира и пружинной подвески даже при угловом перемещении тормозных балок выходит относительно равномерное распределение удельных давлений на пресмасовые тормозные колодки.

Одна из тормозных балок шарнирно соединена с угловым рычагом, то за помощью тяги связан с тормозным поводом. При руссе тяги вниз или наверх происходит сближение или отход тормозных балок от тормозного поля барабана.

Все шарнирные соединения исполнительного органа тормоза выполнены на подшипниках скольжение. В валиках есть осевые и радиальные отверстия, по которым густое масло приходит к трушимся поверхностям.

Равномерное распределение зазора между обедом и тормозной колодкой осуществляется с помощью пружинной подвески, а отход тормозных балок ограничивается регулируемыми упорами.

Пружинно-гидравлический повод тормоза создает тормозное усилие за счет предварительно сжатых пружин, растормаживание происходит под действием давления масла. При растормаживании пружины получают дополнительную деформацию. Повод тормоза имеет пружины, что направляющие стаканы, верхний, средний и нижний диски. Нижний диск жестко связан со штоком, поршень которого перемещается в цилиндре. Цилиндр закрыт крышкой, которая направляет для штока и ограничивает его перемещение наверх. Для уменьшения сил трения в ней установлена бронзовая втулка. В крышке сделаны два канала, один из

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
которых служит для подведения густого масла к трушимся поверхностям, а другой - для отвода истоков из сверхпоршневого пространства. Уплотняющее устройство препятствует попаданию пыли и грязи в цилиндр. Кроме того, в крышке закреплены тяги, на которых установлены специальные гайки, в буртики которых упирается верхний диск. С помощью гаек пружинный блок затягивается на величину, необходимую для создания необходимого тормозного моменту. Средний и нижний диски имеют возможность перемещаться относительно поэтому в дисках установленные втулки. Усилие от пружинного блока передается через нижний диск штоку поршня и дальше через тягу - на угловой рычаг исполнительного органа тормоза. При

подаче масла в цилиндр шток и диск поднимаются наверх, разтормаживатели машину. Для обеспечения надежной работы тормозов каждый пружинно-гидравлический повод имеет электрические блокирования от чрезмерного изнашивания тормозных колодок и от снижения давлению масла в гидросистеме.

При нарушении нормального режима работы поднимающей установки срабатывает защита, разрываются цепи питания электромагнита устройства включение предохранительного торможения и электромагнита регулятора давления, и происходит предохранительное торможение.

Все устройства управления тормозом скомпонованные в одну станцию управления что имеет две насосных установки, фильтра, обратных клапанов, электрогидравлический регулятор давления, электрогидравлическое устройство включения предохранительного торможение, реле давления и разгрузочный клапан. Все узлы собраны на панели и соединены между собой трубопроводами и гибкими шлангами высокого давления. Нормальная работа тормозного устройства контролируется с помощью конечных выключателей.

Максимальная величина зазора между колодками и тормозным обедом не должна быть выше 2 мм на сторону. Желательно, чтобы

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
величина установленного зазора была постоянной в течение всего срока службы тормозных колодок. Увеличение зазоров в шарнирных соединениях в результате изнашивания приводит к изменению характеристики тормозного устройства (растет время холостого хода, увеличивается динамическая работы и зона нечувствительности тормозного устройства, ухудшаются условия смазывания шарниров, уменьшается КПД, снижается тормозное усилие ухудшается распределение удельных давлений по дуге обхвата колодками тормозных ободов и тому подобное

Длительность холостого хода тормоза в соответствии с Правилами безопасности не должна превышать 0,5 с, а время срабатывания тормоза - не больше 0,8 с.

Причинами увеличения времени холостого хода выше допустимых значений могут быть: слишком большой зазор между тормозными колодками и ободом, тугие сальники или манжеты на тормозном цилиндре, перекос рычагов и тянул тормоза излишне густое масло в гидравлическом поводе, медленное опускание якоря тормозного магниту.

Величины замедлений поднимающей машины при предохранительном торможении должны отвечать требованиям Правил безопасности (не менее 1,5 м/с2 при спуске и не больше 5 м/с2 при подъеме расчетного груза.

Предохранительное торможение при подъеме груза не должно сопровождаться ослаблением канату и набеганием поднимающих сосудов на канат.

2.1.4.Устройства управления и защиты подъемных машин

Устройства управления и защиты подъемных машин выполняют следующие функции:

- информация о положении сосудов в стволе;

- ограничение скорости;

-

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
задание скорости подъема системы автоматического регулирования;

- получение разных команд по стволу; защита от переподъема

Задание процессу управления –подъемной машиной в конце концов сводится к тому, если бы контролировать перемещение подъемного сосуда в заданную точку ствола с необходимой точностью, потратив на это минимальное время. Параметры движения при этом на должны выходить за нормативы Правил безопасности.

Аппарат задания и контроля хода подъемных машин предназначен для управления в автоматическом и ручном режимах и защиты подъемной машины. Аппарат выполняет следующие функции:

- выдает импульсы в отдельных точках пути движения подъемного сосуда для осуществления необходимых переключений в схеме автоматического управления;

- формирует электрические сигналы для работы сельсинного указателя глубины, управления машиной, которая располагается на пульте;

- осуществляет защиту от превышения скорости подъема;

- выполняет автоматическую корректировку положения элементов аппарата в соответствии с фактическим положением подъемных сосудов в стволе;

- осуществляет контроль целости кинематических связей с подъемной машиной, а также внутренних кинематических цепей аппарата.

Аппарат АЗК состоит из двух симметричных узлов, в каждом из которых есть набор из 20 выключателей, сельсин-датчик указателя глубины, сельсин-датчик ограничителя скорости, тахогенератор контроля кинематических цепей и корректор.

Комплектность снабжения аппарата АЗК: шкаф с поводом ШПА-1, блок программирование при разъездах на максимальной скорости БМП-

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
1, блок программирование при разъездах при сниженной скорости БПП-1, реле контроля вращение РКВ-1, электрический ограничитель скорости ЕОС-2, стабилизатор напряжения С-0,75.

2.1.5.Пульт управления подъемной машиной

На пульте управления современной подъемной машины сосредоточены все аппараты для контроля эксплуатационных параметров агрегатов подъемной установки, скорости, местонахождения подъемных сосудов, а также аппараты предназначены для действия на электропривод и тормозное устройство машины в режиме ручного управления

Унифицированный пульт шахтного подъема ПШП предназначен для местного и дистанционного управления работой подъемных установок. Пульт выполняет следующие функции:

- управление разгоном и замедлением повода подъемной установки

- с помощью команда аппарата;

- управление поводом тормоза дистанционное за помощью

командоаппарата;

- визуальный контроль положения подъемных сосудов за помощью

- сельсинного указателя глубины;

- визуальный контроль за скоростью подъема и фиксация диаграммы

- скорости с помощью самописца;

- сигнализация о наличии напряжения в цепях главного и

- оперативного тока с помощью сигнальных ламп;

- контроль электрической нагрузки подъемного двигателя на разных режимах;

- фиксация кодовых сигналов управления;

-

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
управление вспомогательными поводами;

- сигнализация о давлении масла в тормозной системе;

- сигнализация о состоянии основных узлов и агрегатов с помощью световых табло;

- аварийное отключение подъемной машины кнопкой.

В центральной части пульта ПШП расположены два сельсинных указателя глубины типа УГС-4. В правой и левой вертикальных тумбах расположены измерительные приборы, регистрирующий таховольтметр, счетчик кодовых сигналов, счетчик циклов подъема, часы, манометры для контроля тормозной системы, универсальные переключатели. В правой и левой горизонтальных тумбах расположенные рукоятки управления машиной и кнопочные пульты. Под ногами машиниста расположены кнопочные посты аварийной остановки и включения динамического торможения.

Левая рукоятка предназначена для управления тормозом подъемной машины с помощью регулировщика давления. Рукоятка влияет на бесконтактный командоаппарат, выполненный на базе сельсина БД-501А, потенциал-регулировщика, который работает в режиме.

Правая рукоятка предназначена для управления поводом машины. Командоконтроллер имеет один контакт нейтрального положения и два контакта реверса..

2.1.6. Безконтактные конечные выключатели

Бесконтактные конечные выключатели применяются на шахтных подъемных установках для восприятия электрических сигналов о прохождении подъемным сосудом определенных фиксированных точек ствола. В большинстве случаев такие сигналы необходимо получать в точках стопорения подъемных сосудов и в точках переподъема. Выключатели должны быть герметичными, хорошо противостоять агрессивной

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
шахтной воде, нормально работать в широком диапазоне перепадов температур окружающая среда. Они должны быть быстродействующими, иметь высокую надежность и владеть свойством самоконтроля. Перечисленным требованиям удовлетворяет магнитные выключатели ВМ-62, ВМ-63, ВМ-4-65 и ВМ-64В. Они построены на одном принципе и их

работа основана на изменении электрических параметров датчика, установленного в стволе при действии на него поля постоянного магнита, укрепленного на подъемном сосуде.

В комплект магнитного выключателя входит: магнит МВМ, который укрепляется на подъемному сосуду, датчик ДВМ и станция СВМ.

Датчик ДВМ является трансформатором с сердечником. На сердечнике первичны и вторичные обмотки. При действии на датчик внешнего магнитного поля, что создается магнитом МВМ, сердечник намагничивается и его магнитная проницаемость резко уменьшается. Это приводит к исчезновению напряжения во вторичной обмотке датчика.

Станция СВМ является транзисторным усилителем переменного тока, на выходе какое включено электромагнитное поле.

2.1.7. Ограничители скорости подъема

Для обеспечения безопасной работы подъемная установка обеспечена ограничителями скорости, которые осуществляют контроль снижения скорости подъема на участке подхода к крайнему положению. Принцип работы ограничителей скорости заключается в том, что для каждой точки участка замедления задается предельно допустимое значение скорости, с которым сравнивается действительная скорость. Если последняя превышает допустимую, то ограничитель скорости, влияя не предохранительное тормоз, останавливает машину. Ограничитель скорости содержит три основных узла: задание допустимой скорости в функции пути, который остался, определения действительной скорости и

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow