Методические указания

РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ГОРНОЙ РЕНТЫ

Цель задания – обучение студентов научным методам практического определения дифференциальной ренты на предприятиях горнодобывающей промышленности.

Задачи:

1. Рассмотреть формирование общественно-необходимых затрат на производство полезного ископаемого.

2. Определить предполагаемый уровень рыночной цены полезного ископаемого.

3. Рассчитать дифференциальную ренту по каждому горнодобывающему предприятию.

Методические указания

Дифференциальная горная рента – это дополнительная прибыль, которую получают горнодобывающие предприятия из-за лучших природных, горно-геологических условий разработки месторождений, более высокого качества и потребительских свойств полезного ископаемого.

Дифференциальная горная рента как экономическая категория выражает взаимоотношения между предприятиями-разработчиками недр и собственниками участков недр.

Дополнительная прибыль, составляющая горную ренту, является следствием лучших объективных природных факторов, а не усилий трудового коллектива и руководства предприятия по совершенствованию производства. Поэтому такая прибыль должна быть направлена в форме рентных платежей собственнику месторождений. При этом для предприятий, разрабатывающих относительно худшие по горно-геологическим свойствам участки месторождений полезных ископаемых и не получающих дополнительной прибыли, будут созданы примерно равные финансовые возможности с теми предприятиями, которые ведут добычу в благоприятных природных условиях. Это важно в целом для общества, поскольку экономические нужды могут быть удовлетворены ресурсами, добытыми не только из лучших, но и из худших участков недр. Суммы рентных платежей, собранные собственниками месторождений полезных ископаемых, должны расходоваться с учетом общественных потребностей, например, на техническое перевооружение горнодобывающих предприятий, геолого-разведочные работы, решение социальных проблем отрасли. Поэтому целесообразно оставлять месторождения полезных ископаемых в государственной собственности.

В настоящей работе предполагается, что общественная потребность в некотором виде полезного ископаемого удовлетворяется его добычей на пяти предприятиях. Организационно-технический уровень производства на каждом предприятии близок к среднему, а качество полезного ископаемого примерно одинаково.

Общественно-необходимыми затратами называются суммарные затраты прошлого, овеществляемого в средствах производства, труда и настоящего труда работников предприятия, которые требуются для создания продукции данного вида при общественно-нормальных условиях производства и среднем для общества уровне умелости и интенсивности труда.

Величина общественной потребности в том или ином продукте влияет на определение тех общественно нормальных условий, при которых затраты на производство данного товара признаются общественно необходимыми. В отраслях обрабатывающей промышленности общественно необходимыми признаются средние по отрасли затраты на производство продукции. Это обусловлено тем, что затраты в этих отраслях зависят от организационно- технического уровня производства, эффективности управленческих решений и незначительно связаны с объективными природными условиями. Предприятие с уровнем затрат, намного превышающим средний, должно быть модернизировано, технически переоснащено, чтобы не быть вытесненным с рынка в процессе конкурентной борьбы. Рыночная цена на товар, создаваемый в обрабатывающей промышленности, ориентируется на средние по отрасли затраты и среднюю рентабельность производства.

Добывающая промышленность имеет существенную особенность – затраты предприятий на производство полезного ископаемого находятся в прямой зависимости от природных и геологических условий разработки месторождений. Лучшие участки недр ограничены и, поэтому, общество вынуждено вовлекать в разработку худшие участки, на которых добыча полезного ископаемого объективно дороже. Но без этого общественная потребность в сырьевых ресурсах не может быть удовлетворена. Поэтому общественно-необходимыми должны признаваться затраты на добычу полезного ископаемого на худших в горно-геологическом отношении участках, но при среднем организационно-техническом уровне производства.

Для практического расчета величины общественно-необходимых затрат на производство полезного ископаемого следует определить перечень тех предприятий отрасли, которые обеспечивают удовлетворение общественной потребности в данном минеральном ресурсе. Это осуществляется в два этапа: на первом – все предприятия выстраиваются в ряд по принципу возрастания затрат на производство. На втором – последовательно суммируются объемы добычи каждого предприятия до тех пор, пока общий объем производства станет равен или несколько больше общественной потребности.

Должно выполняться условие

,

где i = 1...n – предприятия отрасли;

Qi – объем производства полезного ископаемого на i-м предприятии, тыс. т;

Qп – общественная потребность в данном ресурсе, тыс. т.

Наибольшая величина затрат на добычу полезного ископаемого на том предприятии, которое замыкает ряд удовлетворяющих общественную потребность, и будет принята в качестве общественно-необходимых затрат на производство полезного ископаемого данного вида.

Следует, однако, иметь в виду, что категория общественно-необходимых затрат близка к категории цены и включает не только себестоимость добычи полезного ископаемого, но и нормативную рентабельность. Поэтому величина общественно-необходимых затрат () может быть определена по формуле:

,

где Cmax – наибольшая себестоимость добычи полезного ископаемого на замыкающем предприятии, руб./т;

r – нормативная рентабельность по отношению к затратам, %.

Рыночная цена складывается на уровне, соответствующем общественно-необходимым затратам на производство продукции, а затем корректируется с учетом качества полезного ископаемого, добываемого на каждом предприятии. Поэтому прогнозируемая рыночная цена (руб./т) полезного ископаемого, добываемого на замыкающем предприятии, будет соответствовать условию

.

Скидки или надбавки к цене угля за отклонение его качественных характеристик от нормативных составляют:

1) за каждый процент отклонения зольности угля от нормативной – 2,5% к рыночной цене 1 т угля нормативного качества;

2) за каждый процент отклонения влажности угля от нормативной – 1,3% к рыночной цене угля;

3) за каждую 0,1% отклонения содержания серы от нормативного – 0,5% к рыночной цене угля.

Нормативные показатели качества угля составляют:

зольность – 25%;

влажность – 5%;

содержание серы – 2%.

Рыночная цена угля (руб./т) с фактическими показателями качества на i-м предприятии, в том числе на замыкающем, определятся по формуле:

где Црын.н – рыночная цена 1 т угля с нормативными показателями качества, руб., Црын.н = Црын;

Ан, Wн, Sн – нормативные показатели зольности, влажности и содержания серы в угле соответственно, %;

Афi,Wфi, Sфi – фактические показатели зольности, влажности и содержания серы в угле, добытом на i-м предприятии, соответственно, %.

При подсчете рыночной цены угля на замыкающем предприятии с учетом показателей качества угля (Црын.з) в формулу подставляются показатели зольности, влажности и содержание серы в угле на замыкающем предприятии.

Дифференциальная горная рента, обусловленная лучшими горно-геологическими факторами для i-го предприятия (руб./т) определяется по формуле: ,

где Цi – цена производства продукции на i-м предприятии, руб./т;

.

где Сi – себестоимость добычи полезного ископаемого на i-м предприятии, руб./т.

Дифференциальная горная рента, обусловленная различиями в показателях качества угля, добываемого на i-м предприятии, определяется по формуле (руб./т):

.

Дифференциальная горная рента (руб./т) для i-го предприятия определяется по формуле:

.

Сумма горной ренты (руб.) по горно-геологическим условиям для i-го предприятия составит:

.

Сумма горной ренты по фактору «Качество угля» должна оставаться в распоряжении предприятия для стимулирования улучшения показателей качества полезного ископаемого. Эта сумма (руб.) равна

.

Сумма горной ренты (руб.) для i-го предприятия определяется по формуле:

.

Студент по результатам расчетов делает необходимые выводы об уровне рыночной цены полезного ископаемого и о величинах дифференциальной горной ренты.

Исходные данные представлены в табл. 1.


Таблица 1

Исходные данные по вариантам для выполнения расчетного задания 2.1

Показатели Значение показателей по вариантам
                   
Объем добычи полезного ископаемого по предприятиям, тыс.т. I                    
II                    
III                    
IV                    
V                    
Затраты на добычу 1т полезного ископаемого по предприятиям, руб. I                    
II                    
III                    
IV                    
V                    
Показатели зольности угля по предприятиям, % I                    
II                    
III                    
IV                    
V                    
                   
Продолжение таблицы 1
                     
Показатели влажности угля по предприятиям, %                    
I 4,0 4,8 4,5 5,0 6,2 5,1 6,0 4,0 4,7 5,2
II 5,2 5,3 5,2 5,3 5,8 5,9 4,7 6,3 4,9 6,3
III 6,3 5,0 4,9 4,5 5,3 5,7 4,9 4,2 5,4 6,5
IV 5,1 6,2 6,7 4,7 5,9 5,6 5,0 5,6 4,3 6,0
V 5,0 4,0 4,3 6,0 4,7 5,0 4,2 4,8 5,8 5,3
Содержание серы в угле по предприятиям, %                    
I 2,0 2,3 1,9 2,5 2,0 2,1 2,0 1,7 2,6 1,9
II 1,9 1,7 1,8 2,6 2,3 1,9 2,1 1,8 1,9 1,3
III 2,1 2,4 1,7 1,5 2,4 1,8 1,9 2,0 2,5 1,5
IV 2,0 1,6 1,3 1,8 2,6 1,6 1,8 2,1 2,3 2,4
V 1,8 1,0 2,0 1,9 1,4 2,3 1,5 1,6 2,0 2,3
Нормативная рентабельность по отношению к затратам, %                    
Общественная потребность в данном полезном ископаемом, тыс.т.                    


2.2. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНЫ
МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Цель задания – обучение студентов экономическим способам регулирования цен на минеральное сырье.

Задачи:

1. Рассчитать необходимый уровень цены полезного ископаемого с учетом среднеотраслевой себестоимости производства продукции и нормативной рентабельности.

2. Определить прогнозируемую рыночную цену минерального сырья при свободном ценообразовании.

3. Определить суммарный рентный доход собственников недр при рыночном регулировании цен минеральных ресурсов.

4. Оценить возможную экономию в затратах потребителей полезного ископаемого при государственном регулировании цены на среднеотраслевом уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: