Общая характеристика

Паркур (сокращённое название ПК)[13] или искусство перемещения, можно кратко охарактеризовать, как преодоление расстояния от одной точки до другой за минимально короткое время и с наименьшими физическими затратами, используя возможности человеческого тела. Это может помочь в преодолении любых препятствий - от веток и скал до перил и бетонных стен - и может практиковаться как в сельской местности, так и в урбанизированных городах. Людей практикующих Паркур называют Трейсерами. Трейсер (Traceur) – существительное, полученное от слова tracer (исследователь), которое в форме глагола звучит: to trace (исследовать новый путь). Паркур – это физическая активность, которую сложно отнести к какой либо категории. Он не является экстремальным спортом, но искусством или дисциплиной, которая имеет сходство с самозащитой в боевых искусствах. По словам Дэвида Белля, «физический аспект Паркура позволяет преодолеть все препятствия на пути спасения из сложившейся экстремальной ситуации. Ты можешь двигаться по такому пути, с такими движениями, которые помогут тебе, как добраться до какого либо места на земле, до определённого человека или ещё чего-нибудь, так и поскорее выбраться оттуда, или уйти от погони». Важной характеристикой Паркура является эффективность. Трейсеры тренируют не только максимально возможную скорость, но также и умение выбирать путь, поглощающий наименьшее количество энергии, наиболее близкий к прямой. Эта характеристика отделяет Паркур от Free Running’а («фри ранинг» - отдельно созданное течение, автором которого стал Себастьян Фука), который уделяет особое внимание свободе движений, т.е. включает ещё и акробатику. Эффективность также подразумевает избегание травм, коротко и долгосрочных (т.е. проявляющихся не сразу), вот почему неофициальным девизом Паркура стала фраза et continuent d'être - быть и продолжаться (жил, жив и буду жить). Ещё одним требованием к трейсерам является выработка умения быстро думать в критических ситуациях, которое приходит во время каждодневных физических и умственных тренировок. Согласно Беллю, ты должен двигаться по правильному пути, который поможет тебе увеличить шансы, как при побеге, так и при погоне. Также, куда бы ты не пошёл, ты должен быть в состоянии вернуться. Если ты идёшь из «А» в «Б», тебе нужно уметь прийти из «Б» в «А», не обязательно преодолевая препятствия теми же движениями. В Паркуре нет списка обязательных движений, как например в гимнастике. Когда Трейсер бежит, и перед его глазами появляется препятствие, то он преодолевает его тем движением, которое наиболее эффективно в данной ситуации, которое больше всего подходит именно ему (по строению тела, по выносливости, по физической подготовке). Паркур учит более адекватно реагировать на возникшие трудности, адекватно себе и своему уровню физического развития. Часто движение не нуждается в чёткой классификации и названии. Во многих случаях движения, отрабатываемые на месте, очень сложно или вообще невозможно повторить в быстром темпе, на скорости. Далее приводятся названия самых распространенных элементов. Общее число элементов, а так же их названия у каждого трейсера индивидуальны. Vault (ваульт) – основной опорный прыжок. Применяется для преодоления препятствия выше уровня пояса с применением опоры на руки, или же на одну из рук. Ваульт делится на 4 вида. Dash (дэш) – прыжок через препятствие с первоначальным выкидыванием вперед ног. Вначале над препятствием проходят ноги, затем его касаются руки и корректируют дальнейшее движение. Удобен для преодоления параллельных препятствий и для сохранения скорости. Speed (спид) – прыжок через препятствие с проносом ног сбоку и опорой на одну руку. Наиболее удобен при прямой траектории. 360(триста шестьдесят) – прыжок с опорой на одну или две руки с вращением тела вокруг препятствия на 360 градусов. Удобен при отсутствии возможности разбега перед препятствием. Monkey (манки) – прыжок с опорой вначале на обе руки и затем проносом обоих ног между ними. Наиболее устойчивый прыжок, позволяющий добиться максимальной точности приземления.

Accuracy (акураси) прыжок из одной точки в другую на точность не используя разбег и инерцию. Выполняется с места. Cat leap(кэтлип) прыжок на стену с целью захватиться и удержаться на ней. Название исходит из фразы «прилипание кошки», т.к. со стороны действие смотрится как прилипание к стене четырьмя опорами. Drop(дроп) прыжок с высоты вниз. Roll(рол) страхующий кувырок. Применяется для гашения инерции при приземлении после полета. Landing(лэндинг) обычное приземление, используемое при прыжке вертикально вниз.

Трейсеры тратят мало денег на Паркур, ведь любая спортивная одежда одинаково хороша для Паркура. Главное это одеваться по погоде, если погода солнечная (имеется ввиду лето), то вполне подойдут: лёгкая футболка, спортивные штаны (шорты) и удобная обувь. Однако не надо забывать и то, что Паркур произошёл из «натурального метода» и иногда трейсеры тренируются босиком. Как сказал Дэвид Белль[14]: «босые ноги – лучшие ботинки». Другой аспект - это свобода. Паркуром можно заниматься в любое время и в любой точке земного шара. Чау Бель Дин (Chau Belle Dinh), один из первых трейсеров, входящий в состав Ямакаси дал такое определение паркуру: «Паркур является одним из видов свободы. Это самовыражение, вера в себя. Я не думаю, что это наиболее точное определение. Когда ты объясняешь это людям, говоришь: да я лазаю, я прыгаю, я продолжаю движение. Это определение! Но ни один не понимает. Они хотят увидеть вещи, а это только состояние разума. Это, когда ты доверяешь себе, и чувствуешь энергию. Знание возможностей тела, способность к движению, к преодолению обстоятельств в реальном или виртуальном мире, часть жизни. Всё, что происходит в голове, отзывается в твоём сердце. Это твоё развитие». Паркур больше чем умение правильно двигаться, это преодоление своих страхов и боли не только на тренировке, но и в жизни. В паркуре нет ограничений, шаблонов и стереотипов. Нет разницы в том, сколько ты зарабатываешь, какой у тебя цвет кожи или как долго ты тренируешься. В сообществе трейсеров в равной степени может находиться 13-летний подросток[15], выросший в гетто, и 30-летний бизнесмен, у которого несколько миллионов евро в швейцарском банке. Они будут общаться на равных. Более того, они будут частью одной команды, и, что вполне возможно, при этом именно малолетний подросток будет тренировать 30-летнего дядьку. Паркур - это командная дисциплина. Практически любой трейсер находится в группе единомышленников, и лишь единицы предпочитают тренироваться и существовать отдельно от остальных. Обычно подобные «свободные трейсеры» ломаются. Становясь озлобленными, они не могут совладать с собой. Они теряют направление, сбиваясь с пути самосовершенствования. Такие люди, к сожалению, легко отказываются от собственных убеждений и основной идеологии движения. Многие трейсеры занимаются различными боевыми искусствами. Это очень положительное увлечение, т.к. опытный тренер может правильно научить делать растяжку, воспитать физическую силу, стойкость, а так же закалить дух. Умение применить силу как крайнюю инстанцию для защиты всегда было одной из идей Паркура. Наравне с боевыми искусствами идут секции по акробатике. Акробатические упражнения бывают схожи с движениями в паркуре, и они отлично тренируют координацию и силу. Далее на фоне остальных увлечений выделяется скалолазание. Являясь также в какой-то степени составляющей паркура, скалолазание хорошо развивает навык лазанья для применения его в уличных условиях. Завершающим видом спорта, который полезен для паркура является легкая атлетика. Бег и прыжки всегда были основой рационального перемещения. А даже неправильный бег может нанести травму, не говоря о прыжках. Постановка техники бега является важным аспектом, поэтому многие трейсеры или же любительски занимаются легкой атлетикой, или даже пришли из профессионального спорта. Предпочтение отдается этим видам спорта[16], но, естественно, здесь никто никого не ограничивает, поэтому также есть любители футбола, баскетбола, плавания и других менее известных дисциплин. Времяпрепровождение трейсеров довольно таки схожее. Можно даже сказать идет по одной схеме. В нее входит обучение, будь то школа или университет, работа, если таковая имеется. И самым главным пунктом являются непосредственно сами тренировки, занимающие примерно 4-6 дней в неделю. В свободное от тренировок время трейсер занимается характерными для его возраста делами. Тренировки состоят из отработки движений и наработки мышечной памяти, чтобы в экстренной ситуации тело двигалось автоматически. В них входят бег, тренировка равновесия, укрепление мышц, выносливости, и сами технические элементы. Важной составляющей тренировки является разминка. Опытные трейсеры отводят на разминку до 40% общего времени всей тренировки. В хорошей разминке лежит основа избегания травм. Важным моментом для трейсера являются групповые встречи. Конечно, существует очень много одиночек, но все-таки человек является существом социальным, и обмен опытом и усвоение нового лучше происходит через общение. В остальном никаких коренных отличий от людей таких же возрастных категорий не наблюдается. Походы в кино, свежий воздух, секции и т.д. Появившись на заре расцвета цифровых технологий, Паркур не мог обойти игровую индустрию в компьютерной сфере, а также за 10 лет существования набрал огромный список кинофильмов, роликов и фоторабот. Постоянное развитие и расширение кино движения и современных технологий не могло оставить незамеченным появление нового молодежного движения - такого как Паркур, которое могло бы послужить новой неизведанной жилой, чем-то свежим и ураганным для шоу индустрии.

Первым шагом, продемонстрировавшим перспективу переноса Паркура на телеэкран, был простой собственноручно смонтированный видеоролик Давида Бэлля, где он заснял свое искусство передвижения, а сверху наложил музыку. Он был показан в мае 1997 году команде Stade 2. Они были настолько впечатлены роликом, что решили снять о Давиде небольшой видео фрагмент. В том же году новой, набирающей популярность командой Ямакаси, заинтересовались продюсеры мюзикла «Нотр дам де Пари». Они набирали трюкачей и акробатов для постановки различных действий в представлении. Давид Белль и его друг по команде Себастьян Фука были против такого использования паркура, и в команде произошел раскол. Давид и Себастьян продолжили свой путь отдельно, а другие участники команды еще долгое время участвовали в постановке мюзикла. Телевидение и кино преподносят Паркур как экстремальный вид спорта, как правило, показываются наиболее зрелищные трюки, способные привлечь внимание зрителя, например, прыжки с большой высоты и акробатические элементы, которые в реальной жизни и на тренировках трейсерами используются крайне редко. Подростки, впечатлившись увиденным, выходят на улицу и без подготовки пытаются повторить увиденное. Результат, как правило, оказывается плачевным.

В 2001 году на телеэкраны выходит фильм «Ямакаси», с одноименной командой в главных ролях. По сюжету фильма молодые ребята, чтобы набрать денег на операцию по пересадке сердца для маленького друга, грабят семерых богатых врачей. Мнения критиков были неоднозначны. Одни были восхищены новизной такого явления как Паркур и одобряли благородные поступки новых Робин Гудов, другие же, выдвинули предположение, что, действительно, обладая такими способностями передвижения, произвести ограбление и скрыться от правосудия, не составит никакого труда. Но как бы мнения ни расходились, фильм приобрел огромную популярность по всему миру, тем самым, сделав резкий рывок в сторону популяризации Паркура. Очень многие из трейсеров выбрали свой путь именно благодаря этому фильму. Фильм «Ямакаси» можно по праву считать первым и наиболее влиятельным Паркур-фильмом. В 2005 году Давид Белль снимается в главной роли остросюжетного фильма «13 район», где рассказывается о трущобах французского города, которые власти хотят стереть с лица земли. Главный персонаж на протяжении всего фильма применяет навыки паркура, чтобы выжить в неравной борьбе с преступным миром. В нем показывается реальный способ применения паркура в жизни. Хоть сюжет чересчур фантастичен, а игра актеров не на самом высоком уровне, фильм является вторым по значимости Паркур-фильмом, а по некоторым источникам его популярность намного превышает первый фильм с применением паркура «Ямакаси».

К сожалению, гонка за зрителем исказила первоначальные задумки и качество продуманности первых фильмов, и, вышедший на экраны «Ямакаси-2», выглядел сверкающей в лучах прошлого фильма игрушкой. Качество первого фильма было утеряно.

Следует также отметить отечественный фильм с романтическим сюжетом «Дерзкие Дни», вышедший на экраны в 2007 году. В нем главный герой, используя навыки рационального перемещения вызволяет свою возлюбленную из рук бандитов. Фильм приобрел большую популярность в Росси и странах СНГ. Главного героя сыграл Андрей Дементьев[17], один из наиболее опытных трейсеров России.

На данный момент, эти четыре фильма остаются единственными, в которых искусство рационального перемещения является одной из основных сюжетных линий. В 2007 году начались съемки японского фильма, где герой обладает искусством Паркур, а также снимается продолжение фильма «13 район». Несколько проектов есть и у российских компаний. Но, к сожалению, узнать достоверную информацию о данных проектах до намеченной премьеры не является возможным.

Помимо представленных фильмов, существует определенное количество фильмов, где можно уловить использование паркура в какой-либо из сцен. Такие фильмы имеют не соприкасающийся с паркуром сюжет, но могут иметь приключенческий характер, где в каком-либо из эпизодов необходимо умелое перемещение. К таким фильмам относится последний фильм из известной Бондианы. Себастьян Фука сыграл террориста, уходящего от погони, сцена заняла где-то пару минут в самом начале фильма, но опытный трейсер, смотрящий на экран сразу определяет, использовался ли в фильме Паркур, для какой цели, а также старается опознать трейсера, исполняющего роль, или же это просто пара схожих движений обыкновенного каскадера. Сложно количественно пересчитать все фильмы с мелкими вставками паркура, но они определенно внесли свой вклад в развитие симбиоза киноиндустрии и искусства рационального передвижения.

Следующей нишей, в которой прочно обосновался Паркур, являются музыкальные видеоклипы различных исполнителей. Но в данном случае, корректней говорить о каскадерах, или же трейсерах, которые снимаются в данном направлении, что они используют лишь навыки, полученные в паркуре, а сам же клип не доносит в себе идеи Паркура. К идее о применении навыков паркура, а не о самом паркуре, стоит отнести и столь популярные рекламные ролики, передающие лишь назначение рекламирующего продукта. В основном в таких видеорядах рекламируют энергетические, или же прохладительные напитки. Пунктом, который стоит отнести к всевозможным массовым развлечениям для зрителей, является постановка шоу. Акробатические трюки давно вызывают положительные эмоции у зрителей, еще со времен появления цирка. Навыки паркура со своими иногда схожими элементами перемещения быстро завоевали определенную публику и участие трейсеров в различных мероприятиях стало весьма популярным явлением. Может показаться что трейсеры, которые оказались в шоу-бизнесе, отступились от основных идей и своих идеалов и «продали» Паркур. Возможно, есть такие представители, но все же большинство умеет отграничить Паркур и выступления, в которых применяются навыки, полученные при практиковании рационального перемещения. Нет ничего плохого в получении прибыли, используя возможности своего тела. У многих трейсеров есть семьи, которые необходимо кормить, и самим также потребны средства к существованию. Все зависит лишь от того, как трейсер видит эту ситуацию в своем сознании.

2.1.1. Эстетические пристрастия [18]

Несмотря на то, что основной идеей паркура является способность быстро оказаться полезным другому, и ничего негативного эта культура не несет, все же с виду быстрое перемещение иногда выглядит агрессивно. Зачастую так и происходит, но связано это лишь с вырабатываемым во время движения адреналином. Отсюда можно представить что люди, предпочитающие спокойную обстановку вряд ли выберут Паркур. Но исключения, конечно, бывают. И наоборот, люди, любящие выброс адреналина, чаще приходят в Паркур, следовательно, эстетические пристрастия у данных представителей тоже связаны с адреналином и движением.

К сожалению, невозможно абсолютно четко разграничить трейсеров по пристрастиям. Но некоторые группы выделить стоит. Музыкальные вкусы носителей субкультуры Паркур. Если делить очень грубо, отсекая отдельные вкусы, в музыкальных увлечениях можно проследить три линии. Две из них связаны со свободой, с неким протестом, а третья очень похожа на адреналин в виде музыки. Очень многие трейсеры в музыкальном выборе предпочитают реп. Разграничить русский и зарубежный в данном случае практически невозможно. Реп изначально являлся музыкой криминальных кварталов, в которых воспевалась плохая жизнь и стремление к свободе. Русские произведения также склонны к протесту и взывают к свободе. Это очень схоже с Паркуром. Свобода перемещения и протест против тех, кто не хочет это понять и принять. Вторая линия это панк. Панк музыка зародилась в Британии в 60х годах и также являлась нотой протеста против устоев современного мира. Сейчас тексты песен, конечно, изменились, но глобальная идея всё же осталась прежней. Заводные мотивы и хорошее настроение зачастую передаются через восприятие трейсера в Паркур. Третьей масштабной линией музыки является электронное направление. Вероятно, в нем отсутствуют составляющие предыдущих музыкальных течений, но выброс адреналина на тренировке очень схож с быстрой электронной музыкой. Возможно, это и притягивает ее поклонников. Предпочтения в моде практически целиком вытекают из музыкальных пристрастий. Поклонники репа предпочитают широкую свободную одежду, не сковывающую движений. Панк музыка несет больше агрессии, поэтому встречаются различные металлические элементы декора. Броский, выделяющийся стиль соответствует панк музыке. Любителей электронной музыки выделить визуально довольно проблематично. Чистых представителей встретить довольно сложно. Преобладающий тип - смешанный, не ограничивающий себя ничем. Но все же одну общую черту можно выделить. Со временем для маневрирования в любой ситуации трейсеру требуется удобная одежда. И будь то даже деловой костюм, трейсер и его попытается сделать максимально менее сковывающим. Литературные пристрастия ограничиваются личными предпочтениями. Единственное трудно выделяемое общее увлечение – книги с философскими высказываниями и притчами древних китайских мудрецов, а так же легенды о самураях и стойкость духа.

Жаргон

Наблюдая за речью трейсера в разговоре, который касается паркура, вначале может показаться, что у представителей субкультуры свой специфический язык. Отчасти так оно и есть, но только отчасти. Субкультуре, которая не анти-социальна, изначально не требовалось каких-либо специфических терминов для обозначения обыденных вещей, для того, чтобы окружающие по разговору не догадались об их умыслах, или, например, для введения в заблуждение правоохранительные органы. Для начала следует разобраться, что для трейсера имеет важность. Одним из важнейших вопросов является вопрос экипировки. Спортивные штаны, футболка и кроссовки. Здесь никаких нововведений и изменений не наблюдается. Часто в речи можно услышать различные общепринятые сокращения, такие как «кроссы», «треники» и т.д. Следующей точкой соприкосновения с трейсером является та окружающая среда, в которой он находится и в которой тренируется и живет. Со временем границы между тренировкой и обычной жизнью становятся все меньше и меньше. Здесь не наблюдается никаких изменений, так как у всех архитектурных конструкций уже имеются свои названия, которые могут быть понятны как опытному, так и новичку. «Забор, стена, пролет, грань, перила, плитка, турник» - это общеизвестные слова, которые трейсеры используют для описания местности или препятствий.

Самыми специфическими являются слова, обозначающие определенные элементы, способы перемещения. Этих слов изначально не было в человеческом лексиконе, пока не появились сами движения. Эти движения можно было описать несколькими словами, которые описывали сам процесс. Но для удобства общения и обозначения большинство названий сократили, или, же переименовали. В России используют всемирные обозначения, произнося иностранные слова по-русски. Но 2 основные составляющие рационального перемещения в каждой стране звучат по-своему и в то же время одинаково. Это слова «бег» и «прыжок». Эти слова наиболее часто встречаются в лексиконе трейсера, когда речь касается паркура. В обыкновенной речи, специфические слова встречаются редко. В условиях большого выброса адреналина, зачастую на тренировках, можно услышать ненормативную лексику. Объясняется это тем, что трейсер часто рисует в уме необычайный визуальный план своего движения и вначале громко шокируется тому, что он собирается этот путь пройти. Данные, приведенные выше применимы ко всем трейсерам, но не являются подробнейшим описанием речи трейсера. Остальная масса специфических слов используются из повседневной жизни, в которой находится конкретный индивид, а также, например, от его эстетических пристрастий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: