Фиаско рынка и теория «трансакционных издержек» Коуза

Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето.

Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других. Таким образом, по словам самого Парето: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением». Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.

Понятие фиаско рынка граничит также с понятием несовершенной конкуренции.

Среди причин возникновения фиаско рынка обычно выделяются следующие:

  • внешние эффекты: субъект хозяйственной деятельности не возмещает самостоятельно вызванные им расходы или извлекает пользу из деятельности третьих лиц без соответствующего возмещения расходов. Например, иностранные легковые и грузовые автомобили используют украинские дороги, не возмещая при этом расходов, связанных с загрязнением окружающей среды выбросами в атмосферу и с амортизацией дорог. Зато, эти расходы несут граждане Украины.
  • эффект неделимости возникает в результате существования товаров, которые являются высоко сметными и мощность которых изменяется только большими прыжками, например, энергетические станции, колея, газовая и телефонная инфраструктуры. Отмеченный эффект может привести к концентрации на стороне продавцов. В случае естественной монополии, спрос может быть доволен экономнее всего исключительно одним продавцом.
  • асимметричная информация:
    • Перед заключением соглашения (априори) существует разное состояние осведомленности — хорошо осведомленные продавцы, плохо проинформированные покупатели. Проблема "неблагоприятного выбора" приводит к разрушению рынка качественных товаров, в силу того, что покупатель, не имея возможности реально оценить стоимость товара, платит лишь рядовую цену, и таким образом, на рынке остается только некачественный товар.
    • После заключения соглашения может возникнуть так называемая проблема "морального риска", если нет возможности проверить выполнение соглашения одним из контрагентов.
    • Решение отмеченных проблем асимметричной информации влечет возникновение транзакционных расходов, следовательно пользование рынком перестает быть бесплатным.
  • адаптационные недостатки возникают тогда, когда процесс достижения равновесия на рынке является долговременным или невозможным вообще, и когда достигнутое равновесие оказывается нестабильным.
  • нерациональное поведение участников рынка: действия участников рынка не приносят им выгоду, например, игра в лотерею, в которой ожидаемый выигрыш (вероятность х сумма выигрыша) является меньше стоимости лотерейного билета; классической экономической теорией альтруизм также рассматривается как нерациональное поведение.

Трансакцией называется любая передача или переполучение права распоряжения имуществом или услугой в процессе обмена между двумя и более участниками договора. Движущей силой подобных процессов в рамках теории экономики выступает, в первую очередь, эффективность, направленная на бережливое использование ограниченных ресурсов. Трансакция считаются эффективной, если выбранная участниками форма договора приводит к наименьшей сумме производственных и трансакционных издержек. Уильямсон делит трансакционные издержки на следующие категории:

  • предполагаемые издержки: расходы на сбор информации, переговоры, связанные с подписанием договора и другие издержки, возникающие до принятия договора;
  • фактические издержки: расходы на контроль или достижение выполнения обязательств, возникающие после соглашения.

Задачей теории трансакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных экономических операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении экономических целей. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами.

Теория трансакционных издержек противоречит предпосылкам «идеального рынка», выделяя роль организационных форм. Она даёт объяснение взаимодействия (совместных) предприятий и рынка, таким образом помогая при выборе вида сотрудничества и формы организации.

К видам договоренностей, обуславливающим институционные формы организации, Уильямсон относит:

  • Классический договор — осуществление сделки с помощью рынка. Типичным примером подобной трансакции является договор купли-продажи обычного продукта со следующими особенностями:
    • условия заранее определены и установлены,
    • стороны не рассчитывают на изменение договора после его заключения,
    • договор имеет краткосрочный характер;
  • Неоклассический договор — осуществление сделки с помощью долгосрочного договора. К примерам таких договоров относятся совместные предприятия и франчайзинг. Особенности:
    • сложность учёта исключительно всех нюансов предполагаемого договора. Предпосылки возможности изменения и вид корректуры в таком случае зафиксированы договором, например, в виде гарантийных или страховых условий,
    • нацеленность на длительную совместную работу;
  • Связывающие отношения — договор в рамках организационной структуры. Подобные отношения определяются сложными социальными связями его участников, требующие совместных решений, согласования и развития. Примерами таких трансакций служат процессы внутри предприятий.

Преимущества и недостатки

  • Теория трансакционных издержек помогает объяснить причины возникновения организаций и приводит доводы эффективного проведения того или иного вида трансакций более в соответственных институциональных рамках.
  • Она даёт возможность анализа межорганизационных форм проведения операций, что подтверждается также эмпирическими исследованиями (Shelanski/Klein 1995).
  • Ограниченное количество высказываний о внешних факторах как распределение влияние сторон договора. Так же отсутствует связанность между трансакциями.
  • Описание институциональных рамок представляет собой довольно простой концепт с ограниченным количеством альтернатив.
  • Предполагание оппортунизма не совсем оправдано, так как трансакции и их участники находятся в определенных социальных связях, не учтённых данной теорией.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: